Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическая мысль в эпоху эллинизма




 

С древнейших времен потребности в совместной жизни и жизнеобеспечении заставляли людей вступать в различные виды взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведении особенности психики окружающих, а также и свои возможности. В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали собирательным понятием - душа. Субъективность, интимно-личностная специфика психических проявлений делали эти явления таинственными и непостижимыми на протяжении многих веков.

Издревле существовало верование в то, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной «души». В представлениях первобытных людей душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. Потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути.

В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наделялись любые предметы вообще. Первое учение о душе называлось анимизмом (от лат. «анима» - дух, душа) – учением основанном на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Анимизм связан с верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых «агентов», или призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. На основе такого понимания души также выстраивалась мифологическая картина мира. Мифологическая картина мира – представления о мире, веками царившее в общественном сознании, где тела заселяются душами (их двойниками, или призраками), а жизнь зависит от произвола богов.

В дальнейшем, в понимании души начинают преобладать наивно-материалистические представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII-I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа рассматривается как материальный, телесный орган, образованный из мельчайших, неделимых и подвижных частиц - атомов. Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воображения, целеполагания, воли и ряда других психических особенностей.

Революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слова hyle, означающего вещество, материя, и zoо - жизнь). Весь мир универсум, космос мыслился отныне изначально живым. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось, все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Не смотря на это, новое учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Оно покончило с анимизмом (хотя он и после этого на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находил множество приверженцев, считающих душу внешней для тела сущностью). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы. Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе «вечно живого огня», а душа («психея») - в образе его искорки. Все сущее подвержено вечному изменению: «Наши тела и души текут как ручьи». «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос», - учил Гераклит.

Однако психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве основной части философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей.

Первую попытку систематизации знаний о психике сделал выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) в трактате «О душе». По Аристотелю, душа не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. «Душа движет живое существо решением и мыслью». Это основоположение является одним из достижений научной мысли Древней Греции. Так был сделан прорыв в анималистической трактовке души как особого существа, живущего в теле человека.

Заслуга Аристотеля состоит в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). «Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной» - утверждал Аристотель. Его учение о растительной, животной и разумной душе утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим.

Учение Аристотеля противостояло идеалистической трактовке психики, выдвинутой чуть ранее Платоном (427 - 347 гг. до н.э.), который рассматривал душу как вместилище вечных идей. (Однако трактовка Платоном психики как идеальной сущности сама по себе также является выдающимся достижением древнегреческой философии).

Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения - душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Идеи Аристотеля о душе стали фундаментом развития научной психологии.

На Западе возникновение и развитие научных представлений о психике человека осуществлялось в естественнонаучном русле, преодолевая религиозно-мистические препятствия. На Востоке проблема души получила преимущественно этическое толкование, как учение о правильном поведении, достижении блаженства путем личностного самосовершенствования. Возникший на Востоке в VI веке до н.э. буддизм отрицал душу как особую сущность, интерпретируя ее как поток неповторимых мгновений, сменяющих друг друга состояний. Возникшие затем философские школы Востока строились на познании этического потенциала души. Так, йога учила и учит, что для самопознания души следует подавлять все затмевающие ее виды деятельности и использовать систему регуляции телесных и психических функций (внимания, воли, мышления).

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи: Алкмеон, Гиппократ, Серофил и Эразистрат.

Уже в VI веке до н.э. древнегреческий врач Алкмеон, выявив наличие глазных нервов, пришел к выводу, что органом души является мозг.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 - 370 гг. до н.э.) - основоположник научной медицины - обогатил психологию учением о темпераментах, а медицинскую психологию - врачебной этикой. Он показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. Для знаменитого медика того времени важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зависят здоровье и болезнь. Такой причиной Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). Пропорция в смеси была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов:

- сангвинический (преобладает кровь),

- холерический (желтая желчь),

- меланхолический (черная желчь),

- флегматический (слизь).

Для будущей психологии этот объяснительный принцип при всей его наивности имел важное значение и недаром названия темпераментов сохранились поныне. Во-первых, на передний план ставилась гипотеза, согласно которой все бесчисленные различия между людьми можно уместить в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали. Поэтому типология Гиппократа являлась, говоря нынешним языком, гуморальной типологией (от лат. humor - жидкость). Следует, впрочем, заметить, что в новейших теориях признается теснейшая связь между нервными процессами и жидкими средами организма, его гормонами (греческое слово, означающее то, что возбуждает). Отныне и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения.

Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о естественной основе психического.

В III в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во II в. до н.э. римский врач Гален обобщил достижения физиологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявлений, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален расширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов.

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии - принципы системности, развития, детерминизма. Им было открыто и изучено множество конкретных психических явлений. Но так называемых чистых фактов в науке нет. Любой ее факт по-разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследовательский ум. Обогатив эти принципы, Аристотель представил совершенно новую, в сравнении с предшественниками, картину устройства, функций и развития души как формы тела.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных