Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология как наука и этапы ее развития




История развития психологии

Психология как наука и этапы ее развития

 

Психология - буквально - наука о душе (от греч. «psyche» - душа, «logos» - понятие, учение). В современном понимании душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Истоки своего названия «психология» выводит из греческой мифологии. Так, Эрот - сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому у греков Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Сам термин «психология» появился в конце XVI века. В 1590 году Гоклениус издал первую книгу под таким названием, а в 1594 г. его ученик Гасман - вторую книгу того же названия. В XVIII веке термин «психология» был впервые представлен в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1679 – 1754).

Постепенно, в ходе развития человечества, накапливались знания о психике человека - сначала эмпирические, а затем и научные. В итоге термин «Психология» стал применяться к разным видам человеческой практики и знания.

Во-первых, существует психология как система обыденных знаний людей о «психике», поведении других людей, особенностях и закономерностях развития своей и чужой душевной жизни и т.д. – это «обыденная психология». Традиционное, обыденное знание зафиксировано в естественном языке, в значениях слов, описывающих особенности психики человека, его поведение, личностные черты, способности, мотивы и пр. Оно содержится в поговорках и пословицах.

Во-вторых, существует и « философская психология ». Вопрос о природе психической реальности является ключевым. Известный «основной вопрос философии» о соотношении идеального и материального, что «первично», что «вторично», не может быть даже сформулирован без более или менее четкой мысли о том, что есть идеальное (субъективное, душевное, психическое и т.п.). Поэтому большинство философов придумывали концепции психики, создавали свои представления о личности, об особенностях ее развития, о соотношении объективной и субъективной реальности («теория отражения», в частности), о детерминантах поведения человека и групп людей. В рамках «философской психологии» и сегодня создаются «модели» психики или ее отдельных подсистем, которые служат источником гипотез для научной психологии и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.

Наконец, под «психологией» («научной психологией») понимают науку, возникшую в XIX в., науку о психике как некоторой самостоятельной реальности, которая имеет материальную основу, т.е. является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, и может быть исследована объективными методами. В таком понимании психология как наука, принявшая методологию естествознания, сложилась в конце XIX - начале XX в.

В познании тайн природы и самого человека, в величайших открытиях и изобретениях, в создании шедевров искусства и повседневном труде - во всех видах деятельности человека проявляется его психика. Понимание закономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельность людей и взаимоотношений между ними. Важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность.

Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, что бы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвала развитие разнообразных прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает психику человека в конкретных условиях его деятельности. К настоящему времени сформировались, например, такие отрасли психологии как возрастная, педагогическая, психология труда, искусства, спорта, инженерная, космическая, военная, социальная и другие.

На стыке психологии и педагогической науки возникла педагогическая психология. Педагогическая психология по специфике исследуемых проблем и практической направленности неразрывно связана с педагогической наукой и педагогической практикой. Но вместе с тем педагогическая психология - прикладная отрасль психологии. Она базируется на общей психологии. Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности изучение педагогической психологии и осуществление педагогической практики невозможно. Психологические познания необходимы педагогу не только для решения отдельных частных педагогических проблем. Такие базовые педагогические понятия как обучение, воспитание, личность ученика, учебная деятельность имеют комплексную психолого-педагогическую сущность. Поэтому психологические знания являются составной частью педагогического образования.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Основными этапами ее развития являются:

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Чтобы четче представлять путь развития психологии, целесообразно более детально рассмотреть основные этапы ее становления и развития.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных