ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологическая мысль в Новое время (XVII век)
С возникновением мануфактурного производства, совершенствованием и усложнением орудий труда на первый план выдвинулась механика. Появляется механистическая концепция миропонимания. Происходят великие географические открытия. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глубинные изменения в мировоззрении человечества. В XVII веке в связи с коренными сдвигами в социально-экономическом развитии европейского общества происходят глубинные преобразования в мировоззрении человечества, получившие название научной революции. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 - 1626) обосновывает идею о решающей роли эксперимента в научном познании. («Только искусно задавая природе вопросы и вырывая у нее тайны при помощи специально изобретенных орудий познания, человек становится властелином природы.») Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей «царицей наук». Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва геометро-механическую (Галилеи), а затем -динамическую (Ньютон) картину природы. В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами. Большим достижением здесь также стало открытие Гарвеем кровообращения. Сердце представлялось как своего рода помпа, перекачивающая жидкость (для чего не требуется участия души). Природа становится объектом вычислений, измерений, наблюдений и экспериментов при помощи термометров, барометров, микроскопов и телескопов. Формируются принципы научного исследования, которые переносятся и на изучение человека. Природа трактуется как грандиозный механизм, действующий по физическим законам. Сам человек также начинает рассматриваться как особый механизм, в котором не остается места для мифической души. Первый набросок психологической теории, ориентированной на геометрию и новую механику, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Ренне Декарту (1596-1650). Теоретическая модель организма, по Декарту, автомат - система, работающая механически. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт в своих исследованиях природы человека («Страсти души», трактат «О человеке») утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит не по велению души, а благодаря внешним стимулам (толчкам) и соответствующей материальной конструкции самого человека. Душа, по Декарту, определяется не собственной изначально данной активностью, а воздействием внешних явлений на «машину тела». Этот революционный сдвиг в трактовке психики как внешне детерминированном регуляционном механизме и стал базой последующего развития научных представлений о психике человека. Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р. Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психологии возникли важнейшие ее понятия - рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе). Некоторые мыслители того времени преодолевали механистические представления о сущности психики. Так голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) в своем трактате «Этика», анализируя сущность мышления, утверждал, что порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646 - 1716) впервые в истории науки выдвигает в структуре психики два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессознательного и об активной природе и непрерывном развитии психического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная состоит из множества душ - «монад» (от нем. «монада» - неделимое). Однако механистическое представление о душе оставалось еще господствующим представлением той эпохи. Но в XVII веке схоластика, не интересовавшаяся вопросом о том, каким путем приобретаются знания, уступила место эмпиризму - знамением века становятся практика, опыт. Объектом психологического исследования становятся конкретные психические явления. Признается их подчиненность общим универсальным законам природы. Возникает идея причинности, детерминированности психических явлений. Другое направление в критике дуализма Декарта связано с философией англичанина Томаса Гоббса (1588-1679). Он начисто отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем, считал Гоббс. Соответственно и все психические явления подводились им под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих одна за другой в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциация. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему она вызывает у человека именно такой психический образ, а не другой, было известно со времен Платона и Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного, говорил Платон. Это ассоциация по смежности. Оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного повлекло за собой образ другого. Аристотель дополнил это описание указанием на два других вида ассоциаций - сходство и контраст. Но для Гоббса, детерминиста галилеевского закала, в устройстве человека действует только один закон - механического сцепления психических элементов по смежности. Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоциации за один из основных психических феноменов. Но все они считали их низшей формой познания и действия по сравнению с высшими, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Ему безостаточно подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие. Произвольность - это иллюзия, которая порождена незнанием причин поступка (такого же мнения придерживался Спиноза). Волчок, запущенный в ход ударом, также мог бы считать свои движения самопроизвольными. Во всем царит строжайшая причинность. У Гоббса механодетерминизм получил применительно к объяснению психики предельно завершенное выражение. В XVII в. до Гоббса характерным для развития науки и жизни в целом было господство рационализма, согласно которому только разум дает истинное знание. Рационализм (от лат. «рацио» - разум) – направление в теории познания, утверждающее разум решающим и даже единственным источником истинного знания; рассудочное отношение к жизни. Основой познания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. Тем самым за основу познания был принят опыт. Рационализму противопоставлен эмпиризм (от лат. «эмпирио» - опыт). Под девизом опыта возникла эмпирическая психология. Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции в передовых странах способствовали актуализации потребности в практическом использовании научных знаний. Это привело к возникновению учений, надолго определивших развитие психологии как науки: эмпиризма и сенсуализма - учений о приоритете опыта и чувственного познания перед «чистым» разумом, о том, что в уме не может быть никаких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным. Идеологическим апостолом эмпиризма становится английский философ Джон Локк (1632 - 1704). В противовес априоризму Локк провозгласил, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов с тем, что в это время испытывает душа. Сознание, по Локку, - это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма. Интроспекционизм (от лат. «introspecto» - гляжу внутрь, всматриваюсь) провозглашал, что сознание может быть познано только внутренним созерцанием, самонаблюдением. Внутренний опыт эмпирическая психология трактовала без учета внешнего опыта - и в этом состоял основной ее недостаток. Считалось, что внутренний опыт замкнут в себе самом и недоступен для внешнего наблюдения. Идея Локка о первичных и вторичных качествах (качествах, присущих вещам, и качествах, присущих ощущениям) привнесла в психологию дуалистические представления. На этой основе в XVIII веке возникла психофизическая проблема - каково соотношение психофизических явлений с физическим миром? Над включенностью души (сознания, мышления) во внешний мир размышляли философы XVIII века (психология вплоть до XIX века входила в состав философии), задаваясь вопросом: каково соотношение материального и духовного? В связи с этим вопросом возникла и психофизиологическая проблема: какова связь между психическими и нервными процессами. Под знаком этой картины сознания Декарта и Локка складывались психологические концепции последующих десятилетий. Они были понизаны духом дуализма новейшего времени. За этим дуализмом в теории стояли реалии социальной жизни, общественной практики. С одной стороны, научно-технический прогресс, сопряженный с великими теоретическими открытиями в науках о физической природе и внедрением механических устройств. С другой - самостояние человека как личности, которая, хотя и сообразуется с промыслом Всевышнего, но способна иметь опору в собственном разуме, сознании, понимании. Эти внепсихологические факторы обусловили как механодетерминизм, так и обращенность к внутреннему опыту сознания. Именно эти два решающих признака в их нераздельности определили отличие психологической мысли нового времени от всех ее предшествующих витков. Как и прежде, объяснение психических явлений зависело от знания о том, как устроен физический мир и какие силы правят живым организмом. Речь идет именно об объяснении, адекватном нормам научного познания, ибо в практике общения люди руководствуются житейскими представлениями о мотивах поведения, умственных качествах, влияниях погоды на состояние духа или расположения планет на характер и т.п. XVII век радикально повысил планку критериев научности. Он преобразовал объяснительные принципы, доставшиеся ему от прежних веков. Созданные в лоне механики понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации, аффекте, мотиве вошли в основной фонд научных знаний. Эти понятия заимствовали свое содержание в новой детерминистской трактовке организма как «машины тела». Схема этой машины была умозрительной. Она не могла выдержать испытание опытом. Между тем именно опыт в сочетании с новым способом рационального его объяснения определил успехи нового естествознания. Для великих ученых XVII века научное познание психики как познание причин ее явлений имело в качестве непреложной предпосылки обращение к телесному устройству. Но эмпирические свидетельства о нем были, как показало время, столь фантастичны, что прежние мнения о его работе следовало игнорировать. На этот путь стали приверженцы направления, считавшие его эмпирической психологией. Однако они понимали под опытом обработку отдельным субъектом содержания его собственного сознания. Они использовали понятия об ощущениях, ассоциациях и т.д. как фактах внутреннего индивидуального опыта, не задумываясь о социоисторической родословной этих понятий. Истинным же источником являлся общественно-исторический опыт, обобщенный в научных теориях нового времени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|