Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фиксация следов орудий взлома




Основными способами фиксации следов, образованных орудиями взлома, являются: описание следов в протоколе осмотра, фотографирование, изготовление слепков с объемных следов.

В протоколе осмотра объекта взлома и следов должны найти отражение следующие сведения: вид и характер объекта, па котором обнаружены следы взлома; место расположения этого объекта относительно других объектов; материал непосредственного следоносителя и состояние его поверхности; вид следов, их количество и расположение; размеры и конфигурация каждого следа, наличие в них особенностей, являющихся отображением деталей орудий взлома; способы изъятия или фиксации следов, примененные при осмотре, включая условия фотографирования и материалы, использованные для следокопирования.

При фотографировании следов взлома узловой съемкой запечатлевают всю взломанную преграду или участок взломанного объекта, на котором находятся следы (например, фотографируется взломанная дверь или окно), детальной съемкой - отдельные следы взлома. Следы взлома фотографируются с масштабной линейкой и возможно более крупным планом.

После изучения, описания и фотографирования следы взлома подлежат изъятию. Изымается сам предмет со следами или его часть.

Если предмет или его часть со следом изъять нельзя, изготавливаются объемные копии следов. Для изготовления слепков, как правило, используют пластилин. Пластилин сначала разминают в руке до однородной и мягкой массы, а затем накладывают его на след и тщательно вдавливают. Когда пластилин затвердеет, слепок осторожно отделяют от следа и упаковывают соответствующим образом.

Слепки могут быть изготовлены также из силиконовой пасты К-18, пасты СКТН, пасты У-1 или У-4. В качестве полноценных заменителей перечисленных паст в криминалистической практике используются зубоврачебные слепочные массы. При выборе и использовании следокопирующих веществ всегда необходимо помнить об особенностях материала поверхности носителей следов.

К протоколу осмотра целесообразно прилагать также планы и схемы, па которых графически указывается точное расположение следов орудий взлома и самих орудий (если они обнаружены) по отношению к неподвижным объектам в помещении (полу, стенам, окнам, двери и т.д.). Формы, размеры и особенности отдельных следов орудий взлома фиксируются в детальных планах и схемах.

Путем проведения трасологической экспертизы разрешаются вопросы, относящиеся к установлению отдельных обстоятельств совершения преступления, некоторых признаков, характеризующих личность преступника, и идентификации объектов но следам.

 

21,Следы транспортных средств, их классификация и особенности фиксации.

 

 

В практике раскрытия и расследования преступлений нередко в качестве объектов криминалистического исследования выступают следы транспортных средств, под которыми понимают материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта. Исследование данных следов позволяет решить как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.

Все следы транспортных средств, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на несколько видов:

- отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства па других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);

- отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);

- вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);

- сопутствующие (следы ног водителя). Следы транспортных средств дают возможность:

1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 "Жигули", грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация.

Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

Следы качения одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявшим в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются: вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам; вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.); количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы); место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены; размеры следов шип (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.); рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов; наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах; расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки); признаки, указывающие на направление движения автомашины; способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагаемых к протоколу; как упакованы изъятые следы.

При осмотре транспортного средства в протоколе должны быть указаны транспортное средство, его вид, модель, регистрационный номер, цвет, характер перевозимого груза, где находится транспортное средство (на проезжей части, тротуаре, в кювете и т.д.), вид следа (вмятина, разрыв металла, царапина и т.д.), расстояние между транспортными средствами, находящимися па месте происшествия, местоположение трупа и отделившихся деталей, частей.

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной -фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств: колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна; рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности; отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40-50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором.

Поверхностные следы шип (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

 

 

22.Работа следователя со следами транспортных средств на месте происшествия.

Следы транспортных средств подробно описываются в протоколе осмотра, где указы­вается:

а) вид и состояние по верхности, на ко­торой оставлены следы (м окрый или сухой асфальт, сухая песчаная почва, глина, снег);

б) вид следа (объемный, поверхностный, позитивный, негативный, статический, ди­намический, след торможения, разлившая­ся жидкость, осыпавшаяся с нижней части транспортного средства грязь и т.д.);

в) место расположения следа по отноше­нию к неподвижным ориентирам;

г) ширина отображений протекторов ко­лес (либо гусениц, полозьев), ширина колеи, база транспортного средства, длина следа юза, ширина и длина следа пролившейся жидкости, осыпавшейся грязи и т.д.;

д) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекта покрышки);

е) признаки направления движения. Место расположения обнаруженных сле­дов транспортных средств отмечается на составляемом плане или схеме, которые при ­лагаются к протоко лу.

При описании в протоколе осмотра сле­дов столкновения, обнаруженных на транс­портном средстве и иных объектах, указы­вается:

а) вид следа (вмятина, царапина, разрыв металла и т.д.);

б) место расположения следа, его разме­ры (наибольшие длина, ширина);

в) наличие на объекте наслоений краски или других частиц от детали, оставившей след;

г) признаки приложения силы, ее направ­ление в момент столкновения;

д) иные особенности, характеризующие оставленный след.

В протоколе указывается, произ водилось ли фотографирование, делались ли зарисов­ки следов, отмечены ли они на плане, сде-

ланы ли копии объемных следов или отпе­чатки поверхностных следов, приобщены ли они к протоколу. Объемные и поверхност­ные следы транспортных средств копируют­ся так же, как следы ног.

Осмотр места автотранспортного проис­шествия лучше всего производить с участи­ем спе циалиста-криминалиста и автотехни-ка. Ими могут быть проведены предваритель­ные исследования для выяснения перечис­ленных выше вопросов. Возможности судебных экспертиз. На разрешение экспертиз следов транс­портных средств могут быть поставлены сле­дующие вопросы:

1) неоставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства (колесами, шинами, полозьями, гусеницами, другими его деталями;

2) к какому типу (виду, модели) отно­сится транспортное средство, оставившее следы;

3) к какой модели относятся шины авто­транспортного средства, оставившие следы, каковы их особенности;

4) в каком направлении двигалось транс­портное средство;

5) принимал ли водитель усилия к оста­новке транспортного средства; '

6) с какой скоростью двигалось транс­портное средство.

При назначении экспертизы целесообраз­но выяснить у эксперта, какие сравни тель­ные материалы ему понадобятся, а также какие е ще вопросы, судя по обстановке ме­ста происшествия, могли бы быть перед ним поставлены.

Вопросы 1—4 решаются обычно в рам­ках криминалистической, а 5 и6— автотех­нической экспертизы. Вопросы 2 и 3, по мере необходимости, могут решаться комплексной криминалистическо-автотехнической экс­пертизой.

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

· вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;

· вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);

· количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);

· место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;

· размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);

· рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;

· наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;

· расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);

· признаки, указывающие на направление движения автомашины;

· способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;

· как упакованы изъятые следы.

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

· колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;

· рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;

· отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

 

23 Микрообъекты[15] - это:

а) материальные образования, которые в силу особенностей своей структуры, агрегатного состояния и мизерного количества можно выявить и использовать в качестве средства для обнаружения
преступления, преступника или иных фактических обстоятельств
расследуемого деяния лишь с применением определенных техниче­ских средств и специальных экспертных методик (1974 г.);

б) вещества органического, биологического и неорганического происхождения, которые по причине очень малого количества и размера, не могут быть восприняты зрением человека, и поэтому о наличии их можно судить только по показаниям приборов
(1974 г.);

в) малые или очень малые части предметов и веществ, которые обла­дают, в основном, всеми общими и индивидуальными относи­тельно постоянными характеристиками соответствующих предме­тов и веществ, или как микрорельефы, образовавшиеся вследствие физических воздействий (1976 г.);

г) материальные объекты, связанные с событием преступления, поиск, обнаружение, фиксация, изъятие и исследование которых ввиду их малых размеров и массы затруднительны или невозможны с по­мощью невооруженного глаза; эти действия могут быть осущест­влены специальными техническими средствами, обеспечивающими возможность работы с малыми количествами веществ (1978 г.).

Микрообъекты - мелкие, связанные с событием преступления материальные объекты, обнаружение, изъятие и исследование которых ввиду их малых размеров и массы затруднительны или невозможны без специальных технических средств[16].

Проанализировав данные определения, можно выделить общие признаки микрочастиц:

1. Это материальные образования органического, биологического и неорганического происхождения.

2. Образуются в результате физического воздействия.

3. Малое количество и (или) размер таких объектов.

4. Данные объекты невидимы или слабовидимы для невооруженного глаза.

5. При обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании необходимо использование специальных средств и техники.

6. Интересующие нас микрообъекты должны быть связаны с событиями расследуемого следователем преступления.

 

 

Информационная ценность микрообъектов очень зависит от правильности их обнаружения и изъятия. При следственном осмотре микрообъекты нужно в первую очередь искать на орудиях совершения преступления, одежде, обуви, теле подозреваемого и жертвы; на принадлежащих им предметах (сумках, портфелях, очках, зонтах); на транспортных средствах и преградах, которые преодолевал подозреваемый. На теле человека микрообъекты обычно локализуются на руках, в местах нанесения травмы, волосах, ушных раковинах и слуховых проходах, под ногтями.

Поиск микрообъектов рекомендуется проводить в два этапа. Вначале нужно обнаружить и изъять предметы, на которых предполагается их наличие. Затем (лучше в лабораторных условиях, с помощью специалиста) приступают к выявлению самих микрообъектов. Решающую роль здесь играет осведомленность о типичных местах локализации и природе микрообъектов. Представив механизм преступного события, действия виновного лица и его жертвы, использованные орудия, с большой долей вероятности можно предположить, с каких объектов и на какие должны были перейти микрочастицы, что они собой представляют, где расположены.

При осмотре одежды нужно обращать особое внимание на участки возле пуговиц, застежек, крючков, пряжек, замков-«молний», на карманы и швы, поскольку именно там, как правило, закрепляются микрочастицы, отделившиеся от одежды и тела потерпевшего и с места происшествия.

Для обнаружения микрообъектов следует пользоваться лупами с разной кратностью увеличения, источниками направленного освещения и другими средствами. Осмотр рекомендуется проводить при закрытых окнах и дверях, а обследуемые объекты располагать на столе, покрытом белой гладкой бумагой или новой целлофановой пленкой. Если следователь самостоятельно не смог обнаружить микрочастицы, ему надлежит изъять объект (одежду, обувь, орудие преступления) целиком и направить в распоряжение эксперта для осмотра и исследования.

Поиск, изъятие и фиксация микрообъектов не предполагают отказа от работы на месте происшествия с традиционными следами. Они осматриваются и фиксируются одновременно с микрообъектами. При поиске последних должны обязательно учитываться обстоятельства дела, характер и особенности места происшествия, природа объектов. Важно как можно точнее определить, какие именно микроследы в данном случае могут встретиться и где их искать.

На стадии общего осмотра в целях обнаружения микроследов надлежит уделять особое внимание таким объектам, как взломанные преграды, пачкающиеся, шероховатые, грубые поверхности и их выступающие части. В следах обуви и под ногтями подозреваемого могут быть обнаружены частицы почвы (загрязнений), пыльца растений и т.д. В следах взлома присутствуют микрочастицы ржавчины, краски, смазки от орудий и инструментов, применявшихся при взломе.

На необходимость соответствующих мер предосторожности нужно указывать всем участникам следственного осмотра, в том числе понятым. При этом требуется учитывать, что микрочастицы, как правило, непрочно связаны с поверхностью предмета-носителя, а поэтому их легко можно унести на руках, одежде, обуви. На место происшествия можно занести посторонние микрообъекты: волокна одежды, почву с обуви и т.п. Поэтому на месте следственного осмотра исключается курение (чтобы не принести пепел), расчесывание волос (микрочастицами могут быть обломки волос или сухие чешуйки кожи).

 

Для поиска микрообъектов рекомендуется применять: специальные осветительные приборы, имеющие мощный направленный световой поток, например карманные фонари, диафрагмируемые осветители, устройства, позволяющие рассматривать объект с различной кратностью увеличения как в проходящем, так и в падающем под различными углами свете. Весьма эффективны источники поляризованного света, галогенные лампы, лупы с подсветкой, металлографические и биологические микроскопы, цветные светофильтры, ультрафиолетовые осветители и электронно-оптические преобразователи «Таран» и «Ясень-64м». Последний позволяет осматривать объекты в обычном световом потоке, в ультрафиолетовой и инфракрасной зонах спектра.

Изъятию микрообъектов предшествуют их протокольное описание и фиксация, посредством дополнительных способов (фотографирование, зарисовка, составление планов, схем и т.п.). Они позволяют полнее и точнее, чем в словесной форме, передать особенности микрочастиц и микроследов, сделать их доступными для восприятия всеми участниками следственного действия.

Изъятие микрообъектов осуществляют на липкую пленку (в том числе выпускаемую для обертки книг), а также посредством мягких кистей, поролоновых губок, пинцетов, скальпелей, специальных микропылесосов со сменными улавливающими фильтрами, магнитов, стеклянных и эбонитовых диэлектрических палочек, стерильной марли и т.п. При этом нельзя смешивать микрообъекты, изъятые с разных участков. Их собирают в отдельные емкости с указанием места, на котором они обнаружены.

Способ изъятия микрообъектов зависит от вида и характера объекта-носителя, но всегда отдается предпочтение изъятию самого объекта или его части с обнаруженными частицами и микроследами. Предметы, на которых могут находиться микрообъекты, изымаются в следующих случаях: 1) когда наслоения невозможно или нецелесообразно отделять от носителя (брызги крови, слюны, горюче-смазочных веществ, следы близкого выстрела т.д.), 2) когда на объекте-носителе сохраняется топография микрочастиц, которая сама пригодна для экспертного исследования, в том числе и трасологического, например отпечаток пальца, оттиск структуры ткани и другие; 3) когда микрочастицы на предмете не обнаружены, но их наличие очень вероятно, а выявление возможно только в лабораторных условиях.

Необходимы и меры предосторожности, исключающие утрату микрообъектов в ходе осмотра места происшествия и отдельных предметов. Нужно исключить возможность возникновения сквозняков, не допускать ненужных перемещений предметов и трупов, вести осмотр на местности с подветренной стороны.

Упаковка объектов-носителей производится с соблюдением следующих правил: объекты-носители закрепляются в таре неподвижно, чтобы при транспортировке их положение не было нарушено; тара должна иметь хорошую укупорку; материалы и вещества, подверженные высыханию, гниению, таянию и т.п., плотно укупориваются, замораживаются, высушиваются и т.д.; упаковочный материал (ткань, бумага, картон, фанера и т.п.) не должны иметь ворсистую или шероховатую поверхность. Упаковывают изъятое в чистые пробирки, полиэтиленовые пакеты, в стеклянные емкости с притертыми пробками. Тара с микрообъектами обязательно снабжается удостоверительными надписями.

При направлении микрообъектов на исследование необходимо ставить вопросы о наличии их конкретного вида на предмете-носителе, ибо они присутствуют всегда, но не обязательно имеют отношение к расследуемому преступному событию. Часто требуется выяснить такие вопросы: каков механизм образования микрочастиц; каким изделиям они принадлежали; возможна ли по ни

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных