ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕКСТ. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ1. Текст и сложное синтаксическое целое (ССЦ). 2. Средства связи в ССЦ. 3. Композиционно-смысловая структура ССЦ. 4. Типы ССЦ по способу связи компонентов. 5. Употребление этой единицы в речи.
1. Язык реализуется в речи, в речевой деятельности. Результатом речевой деятельности является текст. Текст изучается сейчас в особой учебной дисциплине – лингвистике текста (с середины XX века). В лингвистике текста принято выделять два основных объекта: - целое речевое произведение, обладающее завершенностью – текст в широком смысле слова, макротекст; - сложное синтаксическое целое (ССЦ) – текст в узком смысле слова, микротекст. И то, и другое называют текстом – одно в широком значении, другое в узком. Границы текста и ССЦ могут совпадать, если это текст небольшого объема (газетная заметка, объявление, короткий рассказ; ср. лаконичную сказку Н. Носова: Шел лев. Увидел зайчика. Он его взял и съел. Всё). Однако в большинстве случаев ССЦ является составной частью текста, его минимальной единицей. Итак, минимальной единицей текста является, по мнению большинства лингвистов, не отдельное предложение, а более крупная единица, объединяющая ряд предложений, – ССЦ (синонимы: сверхфразовое единство, компонент текста, синтаксический комплекс, коммуникативный блок). Определим термины текст и ССЦ. Текст – это сообщение в устной и письменной форме, характеризующееся связностью и цельностью, определенным отношением автора к сообщаемому, целенаправленностью и прагматической установкой сообщения. Современные тексты в зависимости от формы речи делятся на устные и письменные. Далее тексты делятся по речевому жанру (относительно устойчивые тематические композиционные и стилистические типы высказывания). Например, тексты делового жанра – протокол, заявление, деловое письмо; публицистического жанра – хроника, заметка, интервью; художественного – рассказ, притча, сказка, роман; научные – отзыв, рецензия, аннотация; разговорного – личное письмо, дневниковые записи, телефонный разговор. В зависимости от типа речи тексты делят на описание, повествование, рассуждение. ССЦ – сочетание предложений, объединенных одной микротемой и связанных синтаксически (структурно). Чаще ССЦ выделяются в монологической речи. Разновидностью ССЦ являются диалогические единства, которые выделяются в диалогической речи. Компонентами ССЦ могут быть как простые, так и сложные предложения. Иногда ССЦ может состоять из одного предложения. 2. В ССЦ предложения связаны синтаксически, структурно. Средства этой связи: интонация, порядок слов, параллелизм строения предложений, лексический повтор, употребление личных и указательных местоимений вместо существительных (местоименная замена), синонимическая замена, использование слов одной тематической группы, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, неполнота отдельных предложений, использование сочинительных и подчинительных союзов в начале предложения, использование вводных конструкций. Не все элементы есть в каждом ССЦ. Организация ССЦ зависит от содержания темы, стиля автора, манеры повествования. Понятия «абзац» и «ССЦ» не синонимичны. Абзац является композиционно-стилистическим элементом текста, а ССЦ – семантико-структурная единиц текста. Абзац больше связан с волей автора: один и тот же текст можно по-разному поделить на абзацы. Абзац может состоять из одного ССЦ, может включать несколько ССЦ. Одно ССЦ может быть в нескольких абзацах. 3. ССЦ имеет определенную композиционно-смысловую структуру. Она в идеале состоит из 3 элементов: - зачин; - развитие темы; - концовка. 4. По способе связи компонентов ССЦ бывают двух типов: - ССЦ с цепной (последовательной) связью; - ССЦ с параллельной связью. 5. Признаки ССЦ показывают, что ССЦ является основным строительным материалом связной речи. В художественном произведении, в публицистике не предложение, а ССЦ является единицей слога, характеризует индивидуальный стиль автора. Предложения по сравнению с ССЦ менее показательны для выявления художественной манеры письма. Своеобразие слога проявляется не столько в строении предложения, сколько в строении ССЦ, в связях между его элементами. У каждого большого писателя есть постоянный тип ССЦ, тип организации большого контекста (фрагмента), тесно связанные с его художественным методом, способом познания и видения действительности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|