Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендуемые Интернет-сайты. Экономический факультет

Экономический факультет

Кафедра финансового менеджмента

 

 

Сыч С.А.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РОСТ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ

Направление подготовки

080100 «Экономика»

Программа подготовки: экономика фирмы и отраслевых рынков

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

заочная

Набережные Челны – 2014


УДК 338.24:658.1 (075.8)

ББК 65.291.21я73

С95

Печатается по решению секции экономических дисциплин

учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Сыч С.А.

С95 Рост бизнеса на основе инноваций: конспект лекций / С.А. Сыч. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2014. – 71 с.

 

 

Конспект обсужден и одобрен на заседании кафедры «Финансовый менеджмент»

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Рост бизнеса на основе инноваций» предназначен для студентов, обучающихся по направлению 080100.68«Экономика», программе подготовки: «Экономика фирмы и отраслевых рынков», и преподавателей их обучающих

 

УДК 338.24:658.1 (075.8)

ББК 65.291.21я73

С95

© Институт экономики, управления

и права (г. Казань), 2014

© Сыч С.А., 2014

 

 


Содержание

Введение. 4

Раздел 1. Методологические основы стратегического мышления. Назначение фирмы, ее цели и основные задачи. 6

Раздел 2. Разработка стратегических управленческих решений. Структура и уровни процесса стратегического управления. 15

Раздел 3. Процесс стратегического планирования. 18

Раздел 4. Стратегический анализ. Отраслевой и конкурентный анализа. 21

Раздел 5. Экономическая стратегия фирмы и ее составляющие. 33

Выбор базовой конкурентной стратегии одиночного бизнеса. 33

Практика конкурентной борьбы в отрасли. 39

Раздел 6. Вертикальная интеграция и диверсификация как части корпоративной стратегии. 43

Раздел 7. Управление процессом реализации стратегии. Инструментарий реализации стратегии. 48

Раздел 8. Организация стратегического контроля. Оценка эффективности стратегии. 55

Вопросы для оценки качества дисциплины «Стратегическое мышление». 63

Список рекомендуемой литературы.. 69

 


Введение

Изучение дисциплины «Рост бизнеса на основе инноваций» направлено на формирование у студентов необходимых теоретических и методологических знаний в области управления инновациями в бизесе.

Целью дисциплины является освоение технологий стратегического мышления в условиях нестабильного экономического развития. С этой целью в при изучении дисциплины ставятся следующие задачи:

- формирование у студентов представления о стратегии организации, ее компонентах, принципах и правилах;

- формирование у студентов теоретических знаний о понятии «стратегическое мышление», его особенностях, методах анализа стратегий;

- формирование у студентов практических навыков разработки стратегии организации.

Дисциплина «Стратегическое мышление» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы (ООП) магистратуры по направлению подготовки 080100 «Экономика».

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Стратегическое мышление занимает сегодня стабильную позицию в ряду специальных дисциплин. Данная дисциплина является интегрирующим курсом, объединяющим различные разделы и предметы, связанные с изучением деятельности организации. Стратегический менеджмент как концепция управления организацией позволяет взглянуть на нее как единое целое.

При изучении данной дисциплины студенты должны использовать знания по ранее изученным предметам: «Микроэкономика», «Экономика фирмы». В результате изучения данных предметов обучающиеся приобретают навыки проведения исследований стратегии развития предприятия, а также навыки работы с научной, учебно-методической, периодической литературой и нормативно-правовыми документами.

Для демонстрации взаимосвязи компетенций, который должен освоить магистр с темами лекций, сгруппируем их и объясним их взаимодействие:

- ОК-4, то есть владеть способностью принимать организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях;

- ПК-2, то есть владеть способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

- ПК-5, то есть владеть способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;

- ПК-7, то есть владеть способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

- ПК-11, то есть владеть способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти;

- ПК-13, то есть владеть способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях;

- ПК-14, то есть владеть способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать смысл, содержание, цели и задачи стратегического мышления; методы анализа стратегий организации; методы планирования, организации и проведения стратегий на предприятиях;

- уметь формулировать содержание стратегии организации, на практике готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений для организаций;

- владеть методическими основами формирования стратегии развития бизнеса в условиях быстро меняющихся условий

Процесс работы с конспектом предполагает изучение материала, изложенного в темах конспекта, для понимания ответов на ту часть вопросов, разработанных для освоения качества данного курса, которая отвечает за знание предусмотренных в нем теоретических аспектов. Впоследствии студент, обладая полученными знаниями, на основе соответствующих методических рекомендаций, сможет научиться применять их на практике и набрать опыт необходимый ему для овладения всеми аспектами, предусмотренными данной дисциплиной.


Раздел 1.

 

 

Вопросы для оценки качества дисциплины «Рост бизнеса на основе инноваций»

 

Промежуточная аттестация по дисциплине «Стратегическое мышление» включает в себя зачет и экзамен.

вопросы к зачету разделены на два блока:

- вопросы для оценки знаний

- вопросы для оценки умения.

Перечень вопросов для оценки знаний теоретического курса (зачет):

1. Изложите существующую типологию инноваций.

2. Охарактеризуйте существующие формы инноваций.

3. Дайте определение инноватики как научной составляющей иннова­ционного менеджмента.

4. В чем сходство и различие в определениях новшества и нововведения?

5. Раскройте три формы инновационного процесса.

6. В чем сущность диффузии инноваций?

7. В чем специфика цикличности инновационных процессов?

8. Какова связь между циклами Кондратьева и инновациями?

9. Дайте определение уровням интеллектуальных знаний.

10. Охарактеризуйте основные виды интеллектуальной собственности.

11. Каковы основные формы передачи технологий?

12. Как осуществляется планирование и формирование рынка ново­введений?

13. В чем особенности маркетинга инноваций?

14. В чем специфика маркетинга инноваций в рамках вертикальной интеграции?

15. Охарактеризуйте маркетинг инноваций в условиях конверсии НИОКР.

16. Раскройте основы методологии Форсайт-технологии прогнозирования в инновационном менеджменте.

17. Каковы основные понятия и методы технологического прогнозирова­ния?

18. Дайте оценку мировым прогнозам инновационно-технологического развития.

19. Особенности маркетинга инноваций.

20. В чем заключается специфика исследовательских инициативных иннова­ционных проектов?

 

Вопросы для оценки умений (зачет):

Задание 1. Оцените степень риска инновационного проекта, используя правило поглощения рисков.

Для реализации инновационного проекта необходимо обеспечение нового производственного процесса сырьем, комплектующими изделиями и электроэнергией.

Надежность поставщика сырья (вероятность своевременной поставки качественного сырья) оценивается в 95%, поставщика комплектующих изделий – в 90%.

Надежность работы электростанции – 97%.

Риск проявляется в области материально-технического снабжения инновационного проекта. Его проявление выражается в остановке производственного процесса. При этом работа электростанции не связана с производственными процессами поставщиков.

Задание 2. Оцените степень риска инновационного проекта, используя правило математического сложения рисков, и величину потерь.

На реализацию инновационного проекта влияют два фактора: квалификация персонала и точность работы оборудования.

Ошибки персонала совершаются в среднем 3 на каждые 100 операций, при этом средний ущерб составляет 15 000 руб.

Сбои работы оборудования в среднем происходят 12 раз на каждые 1000 часов работы, что обходится предприятию в среднем в 25 000 руб.

Задание 3. Оцените степень риска инновационного проекта, используя правило логического сложения рисков, и величину потерь.

Инновационный проект реализуется в 3 этапа.

Вероятность прекращения проекта на 1-м этапе – 0,5, на 2-м – 0,2, на 3-м – 0,1.

Потери на 1-м этапе составят 200 000 руб., на 2-м – 400 000 руб., на 3-м – 300 000 руб.

Задание 4. Имеется инвестиционный проект со следующими характеристиками: инвестиции – 200 млн. руб.; денежные потоки по годам: 1-й – 100 млн.руб.; 2-й – 250 млн. руб.; цена капитала 15%. Определите чистый приведенный доход методом эквивалентного аннуитета.

Задание 5. Имеется инвестиционный проект со следующими характеристиками: первоначальные инвестиции – 200 млн. руб.; денежные потоки по годам: 1-й – 100 млн. руб.; 2-й 250 млн. руб.; цена капитала 15%. Определите чистый приведенный доход методом бесконечного цепного повтора.

Задание 6. На реализацию инновационного проекта организация планировала потратить 80 тыс. руб., а фактически было инвестировано на 13,75 % меньше. Планируемая себестоимость производства и реализации инновационной продукции должна была составить 12 тыс. руб., а фактически увеличилась на 0,5 тыс. руб. Определить показатели про­изводственного ресурсосбережения и расхода инвестиционных средств.

Задание 7. Определить показатель квалификации научных кадров, если известно, что объем ОКР, выполненных силами предприятия, без привлечения сторонних организаций, составляет 16 тыс. руб., а факти­чески выполненный объем ОКР равен 13,6 тыс. руб.

Задание 8. Рассчитайте показатель взаимодействия. Данные представлены в таблице.

Номер предприятия        
Чистая прибыль предприятия, млн. руб.        
Валовые активы предприятия, млн. руб.        

Интегральная эффективность технологической цепочки равна 0,6.

Задание 9. Планируемый объем продаж инновационной продукции равен 98 тыс. руб., фактическая себестоимость инновационной продук­ции составила 46 тыс. руб. Чистая прибыль, полученная за счет реализа­ции инновационной продукции, 71,4 тыс. руб., а общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, 98,3 тыс. руб. Необходимо определить показатели исполнения марке­тинговых прогнозов и результативности инновационного развития.

Задание 10. На реализацию инновационного проекта предприятие планировало израсходовать 100 тыс. руб., а фактически израсходовано 91 тыс. руб. Планируемая себестоимость производства и реализации продукции должна была составить 21 тыс. руб., фактически составила 23,8 тыс. руб. Определить показатели производственного ресурсосбере­жения расхода инвестиционных средств.

Задание 11. Рассчитайте долю затрат каждой команды в затратах ФПГ и долю каждой команды в совокупной чистой прибыли ФПГ, если затраты всей ФПГ составляют 10 338 тыс. руб., а чистая прибыль ФПГ – 1522 тыс. руб. Данные приведены в таблице.

Номер команды      
Затраты команды, тыс. руб.      
Чистая прибыль команды, тыс. руб.      

Задание 12. Эффективно ли функционирование предприятий в ка­ше технологической цепочки? Данные представлены в таблице.

Номер предприятия        
Чистая прибыль предприятия, млн.руб.        
Валовые активы предприятия, млн. руб.        

Задание 13. Рассчитайте эффективность всей ФПГ. Данные представлены в таблице.

Номер торгового центра        
Чистая прибыль торгового центра, млн. руб.        

Чистая прибыль, полученная управляющей компанией ФПГ при размещении свободных денежных средств, составляет 310 млн. руб., валовые активы ФПГ – 1380 млн. руб., затраты на содержание управлен­ческого аппарата ФПГ – 530 млн. руб.

Задание 14. Определить затраты на реализацию стратегии иннова- ционного развития предприятия на исследовательском этапе при разработке новой технологии, если известно, что расходы, связанные с pin работкой новой технологии, составили 93 тыс. руб., затраты на оплату труда – 12 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве – 3,1 тыс. руб., амортизационные отчисления – 10 тыс. руб., накладные расходы 37,2 тыс. руб.

Задание 15. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке улучшающей технологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе равны 31 тыс. руб., на конструктивном – 57 тыс. руб., на концептуальном – 95 тыс. руб., на дистрибутивном – 73 тыс. руб.

 

Вопросы к экзамену разделены на два блока:

- вопросы для оценки знаний

- вопросы для оценки умения студента.

Перечень вопросов для оценки знаний теоретического курса (экзамен):

1. Инновационный менеджмент – актуальная составляющая в системе современного управления.

2. Эволюция технологических укладов в рамках концепции цикличности экономического развития.

3. Новация, инновация и диффузия инноваций.

4. Классификация и жизненный цикл инноваций.

5. Инновационный процесс: его стадии и факторы эффективности.

6. Субъекты и инфраструктура инновационной деятельности.

7. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации.

8. Подсистема научного обеспечения инновационного менеджмента.

9. Инновационный потенциал организации.

10. Мотивирование персонала инновационной организации.

11. Роль лидера в системе менеджмента инновационной организации.

12. Организационные структуры инновационных организаций.

13. Роль сетевых структур в системе инновационного менеджмента.

14. Выбор инновационной стратегии поведения организации.

15. Классификация методов инновационного менеджмента.

16. Организация НИОКР и основы инновационного проектирования.

17. Методические основы управления рисками в инновационной организации.

18. Организационные формы инновационных предприятий.

19. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия.

20. Источники и формы финансирования инновационной деятельности.

21. Венчурный капитал и его применение в развитии инновационного предпринимательства.

22. Патентно-лицензионная деятельность при коммерциализации нововведений.

23. Дайте характеристику инвестиционных проектов, связанных с созда­нием и реализацией инноваций.

24. Каковы принципы оценки эффективности инновационных проектов?

25. Раскройте понятие дисконтирования финансовых потоков.

26. Каковы принципы управления инновационными проектами?

27. В чем особенности выбора приоритетных направлений инновацион­ных проектов?

28. Раскройте понятие венчурного инновационного бизнеса.

29. Каковы основные особенности венчурного инвестирования?

30. Раскройте основные этапы и график венчурного инвестирования.

Вопросы для оценки умений (экзамен):

Задание 1. Определить затраты на реализацию стратегии инноваци- онного развития предприятия на конструктивном этапе при разработке улучшающей технологии, если известно, что расходы, связанные с созданием промышленного образца, составили 127 тыс. руб., затраты на оплату труда — 15 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве с этой суммы, амортизационные отчисления — 12,5 тыс. руб., накладные расходы -46,9 тыс. руб.

Задание 2. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке новой тех­нологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе соста­вили 81 тыс. руб., на конструктивном — 143 тыс. руб., на концептуаль­ном — 257 тыс. руб., расходы, связанные с формированием нового рынка, равны 233 тыс. руб., затраты на оплату труда — 31 тыс. руб., от­числения единого социального налога и страховых взносов от несчаст­ных случаев на производстве — 14,5 тыс. руб., амортизационные отчис­ления — 27 тыс. руб., накладные расходы — 96,7 тыс. руб.

Задание 3. Определить эффективность инвестиций по величине, дополнительной выручки предприятия от продаж, если планируется инвестировать 1000 тыс. руб., а годовая выручка до инвестирования составляла 300 тыс. руб. Известно, что планируемая цена продаж инновационного товара 2 тыс. руб., а годовой объем продаж предприятия после реализации инновационного проекта составит 550 тыс. шт.

Задание 4. Определить размер затрат, связанных с приобретением недостающего оборудования, необходимого по проекту, если стоимость производственного оборудования, необходимого по инновационному проекту в целом, 270 000 руб., а стоимость производственного оборудования предприятия, которое может быть использовано при реализации проекта, 250 000 руб. Площадь необходимых арендуемых производственных помещений 350 м2, стоимость арендных площадей 5000 руб./м².

Задание 5. Для реализации инновации на предприятии требуется оборудование, стоимость которого составляет 940 тыс. руб., 67 дополни тельных работников и 400 м2 производственных помещений сверх имеющихся. При этом у предприятия имеется оборудование стоимостью 720 тыс. руб., которое может быть использовано для реализации проекта, и есть 51 работник. Затраты на обучение персонала составляет 42 тыс. руб./чел. Стоимость аренды помещения составляет 3000 руб./м². Определить затраты, связанные с подготовкой кадров, необходимых для реализации инновационного проекта.

Задание 6. Рассчитать среднегодовые темпы роста рынка на ближайшие 2 года, если известно, что объем продаж базисного периода со­ставляет 62 тыс. руб., а планируемого периода - 85 тыс. руб.

Задание 7. На осуществление инновационного проекта выдана на полгода по простой ставке процентов 20% годовых ссуда в размере 50 000 тыс. руб. Определить наращенную сумму.

Задание 8. Кредит для осуществления инновационного проекта выдается на полгода по простой учетной ставке 15%. Рассчитать сумму, получаемую заемщиком, и величину дисконта, если требуется возвратить 20 000 тыс. руб.

Задание 9. Первоначальная вложенная сумма в инновационный проект равна 200 тыс. руб. Определить наращенную сумму через 5 лет при использовании простой и сложной ставок процентов в размере 18% годовых. Провести расчет также для случаев, когда проценты начисля­ются по полугодиям, поквартально, непрерывно.

Задание 10. Для реализации инновационного проекта кредит в размере 10 000 тыс. руб. выдан 2 марта до 11 декабря под 18% годовых, год високосный. Определить размер наращенной суммы для различных вариантов (обыкновенного и точного) расчета процентов.

Задание 11. Инновационная компания разработала новый витамин, стимулирующий творческую активность персонала. Затраты на проведение исследований и испытаний препарата составили 20 тыс. руб. К препарату проявили интерес две фармацевтические компании. Они готовы купить сырье для производства витамина за 40 тыс. руб. Себестоимость сырья для фирмы-инноватора составит 10 тыс. руб. Вероятность того, что компании купят или не купят сырье, одинакова: 50: 50.

Матрица возможных результатов инновационной деятельности, тыс. руб.

  Стратегия 1-й компании
Купит Не купит
Стратегия 2-й компании     Купит +40 + 10
Не купит + 10 -20

 

Определить ожидаемый доход от инновации и показатели, характеризующие риск.

Задание 12. При изучении статистики освоения новой продукции были получены следующие данные:

 

Группы проектов Средняя сумма инвестиций, тыс. руб. Число проектов Число неудач
I      
II      

 

Определить меру риска как наиболее ожидаемый негативный результат.

Задание 13. Предварительная оценка результатов инновационного проекта создания консалтингового подразделения аудиторской компании показала, что наиболее ожидаемый доход от этой инновации составит 700 тыс. руб., но точность расчетов (стандартное отклонение, колеблемость) составляет 40%.

Определить меру риска как пессимистическую оценку возможного результата.

Задание 14. При освоении нового продукта были получены следующие данные:

 

Группы проектов Средняя сумма вкладов, тыс. руб. Число проектов Число неудач
       
       

 

Определить меру риска как наиболее ожидаемый плановый результат.

Задание 15. Определите срок окупаемости инвестиций, если предполагается ежегодная прибыль в размере 240 тыс. рублей, величина первоначальных инвестиций составила 1080 тыс. рублей.

 

 


Библиографический список:

1. Имамов, М. М. Инновационное развитие российской экономики: организационно-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности: монография / М. М. Имамов; науч. ред. А. Е. Городецкий. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 288 с.

2. Имамов, М. М. Инновационное развитие российской экономики и реализация приоритетных национальных проектов России: финансовые угрозы и обеспечение экономической безопасности: монография / М. М. Имамов. – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. – 480 с.

3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 624 с.

4. Институциональные преобразования в транзитивной экономике: перспективы инновационно-конкурентного развития / Э. С. Алпатова [и др.]. – Набережные Челны: Лаб. оперативной полиграфии, 2010. – 160 с.

5. Малый инновационный бизнес [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеяь, Т.Г. Попадюк. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 264 с. – Режим доступа: http://znanium.com

6. Полетаев, В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект [Электронный ресурс]: монография / В.Э. Полетаев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. – Режим доступа: http://znanium.com

7. Проскурин, В.К.Анализ и финансирование инновационных проектов: учеб. пособие / В.К. Проскурин; под ред. И.Я. Лукасевича. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 111с.

8. Туккель, И. Л. Управление инновационными проектами [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин / под ред. И. Л. Туккеля. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 397 с. – Режим доступа: http://znanium.com

9. Уваров, В. В. Инновационное развитие российских компаний на основе международной интеграции [Электронный ресурс]: монография / В.В. Уваров. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 с. – Режим доступа: http://znanium.com.

10. Финансовая политика в сфере инноваций: проблемы формирования и реализации [Электронный ресурс]: монография / под общ. ред. О.Н. Владимировой. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2013. - 230 с. – Режим доступа: http://znanium.com

11. Экономика инноваций [Электронный ресурс]: учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с. – Режим доступа: http://znanium.com

12. Экономика: модернизация, инвестиции, инновации: энциклопедический словарь / авт.-сост. А. И. Буркин, А. Л. Кураков, А. В. Рождественский; под ред. Л. П. Куракова.— М.: ЮниВестМедиа, 2010.— 960с.

 

Рекомендуемые Интернет-сайты

 

1. www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал. Экономика, социология, менеджмент.

2. www.aup.ru/management – Административно-управленческий портал.

3. http://dlastudenta.narod.ru/management – Сайт «Для студента».

4. www.businesspress/ru – Сайт «Деловая пресса».

5. www.cfin.ru – Сайт «Корпоративный менеджмент».

6. www.nickgs.narod.ru – Вопросы финансов, менеджмента и контроллинга.

одписано в печать. Формат 60´90 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr, 10. Усл. печ. л. – 4,38 У.-изд. –

 

Тираж 300экз.

 

Типография «Познание» ИЭУП

Лицензия № 172 от 12.09.96 г.

420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Риманова (псевдориманова) метрика | Г - участок низкой проводимости


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных