ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 7. Финансовый контроль1. Содержание и значение финансового контроля. 2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика. 3. Государственный финансовый контроль, его значение в экономике. 4. Аудиторский финансовый контроль: его значение, виды, этапы. Вопрос Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Финансовый контроль - это стоимостной контроль, поэтому ос осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения фондов. Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом финансового контроля выступают такие стоимостные финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки). Задачи финансового контроля: · содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размером денежных фондов; · обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом; · выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов; · содействие рациональному расходованию материальных и денежных ресурсов на предприятиях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; · обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативно-правовых актов… При формировании системы финансового контроля соблюдаются выработанные мировой практикой принципы, без следования которым результативность финансового контроля невозможна. Принципы финансового контроля: · законность означает, что содержание контроля определяется на основе законодательных и других документов, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отношений, банковской деятельности; · объективность предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно. Важным условием объективности выступает принцип двух подписей под документом о результатах проверки - проверяющей и проверяемой сторон; · независимость гарантируется Конституцией и соответствующими законами. Данный принцип обеспечивается тем, что контролирующий орган комплектуется на довольно длительный срок т.о., что контролируемые объекты не могут влиять на его состав, а те, кто поручил проведение проверки - на ее возможные результаты. Контролирующий орган получает их государственного бюджета финансовые средства, необходимые и достаточные для выполнения возложенных на него задач; · разграничение функций и полномочий между различными органами ФК, т.к. функции финансового контроля выполняют обычно несколько органов, важно, чтобы они в своей деятельности не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты; · подотчетность органов ФК создающим их органам власти или собственникам, т.е. в каждой ветви власти создаются свои органы финансового контроля; · гласность состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступными, публиковаться в открытой печати (кроме частных средств, охраняемых коммерческой тайной). Вопрос Финансовый контроль можно классифицировать. По субъектам, осуществляющим ФК: · общегосударственный контроль осуществляются с целью обдспечения интересов государства И общества по поступлению доходов"и при расходовании государственных средств. · ведомственный контроль осуществляется КРУ, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций; · внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. · общественный контроль осуществляется неправительственными органами. · независимый контроль проводится специальными органами, аудиторскими фирмами. По форме проведения ФК: · обязательный (внешний) контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с законодательством внешними независимыми контролерами (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательные аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятия и т.п.); · инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, является частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей. По времени проведения ФК: · предварительный контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. На макроуровне - процесс составления и утверждения бюджетов и финансовых планов ВБФ и др. На микроуровне - процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов и т.д.; · текущий (оперативный) контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребление при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов; · последующий проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем. По методам проведения ФК: · проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. · обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, анкетирование; · надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховой, инвестиционной, банковской и т.д. · экономический анализ как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования; · наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента: неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды; · ревизия - наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Вопрос Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций Контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает: · сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи; · соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов; · соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности; · организацию денежного обращения и РЦБ, прохождение государственных средств в этой сфере; · проверка исполнения международных финансовых обязательств и состояние государственного внутреннего и внешнего долга; · проведение финансовых экспертиз проектов законодательных и иных нормативных актов, влияющих на формирование и использование государственных фондов. По результатам государственного финансового контроля принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступление доходов от их использования в бюджет. Объектами государственного ФК выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с: получением государственных средств; перечислением государственных средств; использованием государственных средств; управлением государственными средствами. Государственный ФК проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти РФ. Вопрос
Задачи аудиторского контроля: · установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативным актам в РФ; · проверка платежно-расчетной дисциплины; · проверка налоговых деклараций и других финансовых обязательств и т.д. Выделяют внутрихозяйственный и внешний аудиторский контроль. Внутрихозяйственный (инициативный) осуществляется по решению экономического субъекта внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмЮй, так и на урогне филиалов. Он напривлен на повышение эффективности управленческх решений по совершенствпванию финансовой и хмзяйственной Феятельности предприятия в целях максимизации прибыли и рентабельности. Внешний (обязательный) проводится в случаяс, прямо установленных законодательством или по поручению органов в;асти, котЮрым предоставлено такое право. Задачами внешнего аудаторсиого кмнтроля являются: · сстановление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов; · разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков; · разработка мероприятий по улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности. Для достижения поставленных задач аудиторские фирмы используют различные приемы, способы, методы проведения контроля. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|