Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 7. Финансовый контроль




1. Содержание и значение финансового контроля.

2. Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика.

3. Государственный финансовый контроль, его значение в экономике.

4. Аудиторский финансовый контроль: его значение, виды, этапы.

Вопрос

Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

Финансовый контроль - это стоимостной контроль, поэтому ос осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения фондов.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Предметом финансового контроля выступают такие стоимостные финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Задачи финансового контроля:

· содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размером денежных фондов;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов;

· содействие рациональному расходованию материальных и денежных ресурсов на предприятиях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативно-правовых актов…

При формировании системы финансового контроля соблюдаются выработанные мировой практикой принципы, без следования которым результативность финансового контроля невозможна.

Принципы финансового контроля:

· законность означает, что содержание контроля определяется на основе законодательных и других документов, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отношений, банковской деятельности;

· объективность предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно.

Важным условием объективности выступает принцип двух подписей под документом о результатах проверки - проверяющей и проверяемой сторон;

· независимость гарантируется Конституцией и соответствующими законами. Данный принцип обеспечивается тем, что контролирующий орган комплектуется на довольно длительный срок т.о., что контролируемые объекты не могут влиять на его состав, а те, кто поручил проведение проверки - на ее возможные результаты. Контролирующий орган получает их государственного бюджета финансовые средства, необходимые и достаточные для выполнения возложенных на него задач;

· разграничение функций и полномочий между различными органами ФК, т.к. функции финансового контроля выполняют обычно несколько органов, важно, чтобы они в своей деятельности не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты;

· подотчетность органов ФК создающим их органам власти или собственникам, т.е. в каждой ветви власти создаются свои органы финансового контроля;

· гласность состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступными, публиковаться в открытой печати (кроме частных средств, охраняемых коммерческой тайной).

Вопрос

Финансовый контроль можно классифицировать.

По субъектам, осуществляющим ФК:

· общегосударственный контроль осуществляются с целью обдспечения интересов государства И общества по поступлению доходов"и при расходовании государственных средств.

· ведомственный контроль осуществляется КРУ, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

· внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций.

· общественный контроль осуществляется неправительственными органами.

· независимый контроль проводится специальными органами, аудиторскими фирмами.

По форме проведения ФК:

· обязательный (внешний) контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с законодательством внешними независимыми контролерами (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательные аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятия и т.п.);

· инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, является частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

По времени проведения ФК:

· предварительный контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений.

Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. На макроуровне - процесс составления и утверждения бюджетов и финансовых планов ВБФ и др.

На микроуровне - процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов и т.д.;

· текущий (оперативный) контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.

Он предупреждает возможные злоупотребление при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов;

· последующий проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода.

Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем.

По методам проведения ФК:

· проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.

· обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, анкетирование;

· надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховой, инвестиционной, банковской и т.д.

· экономический анализ как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;

· наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента: неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды;

· ревизия - наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля.

Вопрос

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций

Контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает:

· сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи;

· соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;

· соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности;

· организацию денежного обращения и РЦБ, прохождение государственных средств в этой сфере;

· проверка исполнения международных финансовых обязательств и состояние государственного внутреннего и внешнего долга;

· проведение финансовых экспертиз проектов законодательных и иных нормативных актов, влияющих на формирование и использование государственных фондов.

По результатам государственного финансового контроля принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступление доходов от их использования в бюджет.

Объектами государственного ФК выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с: получением государственных средств; перечислением государственных средств; использованием государственных средств; управлением государственными средствами.

Государственный ФК проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти РФ.

Вопрос

 

Задачи аудиторского контроля:

· установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативным актам в РФ;

· проверка платежно-расчетной дисциплины;

· проверка налоговых деклараций и других финансовых обязательств и т.д.

Выделяют внутрихозяйственный и внешний аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный (инициативный) осуществляется по решению экономического субъекта внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмЮй, так и на урогне филиалов.

Он напривлен на повышение эффективности управленческх решений по совершенствпванию финансовой и хмзяйственной Феятельности предприятия в целях максимизации прибыли и рентабельности.

Внешний (обязательный) проводится в случаяс, прямо установленных законодательством или по поручению органов в;асти, котЮрым предоставлено такое право.

Задачами внешнего аудаторсиого кмнтроля являются:

· сстановление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов;

· разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков;

· разработка мероприятий по улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных задач аудиторские фирмы используют различные приемы, способы, методы проведения контроля.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных