Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ




Для того, чтобы оценить эффективность производства, необходимо сопоставить полученный эффект с теми затратами или ресурсами, которые были использованы для получения данной величины эффекта. Отсюда следует, что повышение эффективности означает получение максимального эффекта при неизменных затратах, либо заданного эффекта при минимальных затратах, либо максимального эффекта при минимальных затратах.

Объемы и темпы получаемого эффекта зависят от объемов применяемых ресурсов (трудовых, материальных и денежных) и осуществляемых затрат живого и овеществленного труда. При этом ресурсы и затраты различаются по их экономическому содержанию и роли в процессе формирования вновь создаваемой стоимости.

В производственном процессе участвуют рабочая сила и средства производства, являющиеся ресурсами, а в образовании стоимости — лишь потребленная их часть в виде заработной платы, амортизацион ных отчислений, материальных и других затрат, включаемых в расходы по обычным видам деятельности.

Особенностями ресурсов являются длительность их функционирования и многократность использования в создании потребительных стоимостей в течение ряда производственных циклов. Ресурсы обычно выражаются средними величинами во времени: среднесписочная численность работников, среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств. Этим они отличаются от текущих затрат на производство, которые полностью включаются в стоимость созданного продукта, учитывают величину потребленных ресурсов лишь в размере их годового расхода и полностью возмещаются из выручки за продукцию (услуги), произведенную за один производственный цикл.

Таким образом, ресурсы являются определяющим фактором результатов производства, а текущие затраты — отражением использованных ресурсов, обеспечивших получение определенного эффекта.

Значение повышения эффективности всех аспектов деятельности организаций связи, как и других сфер деятельности, в условиях рыночной экономики значительно возрастает. В этом заинтересованы члены производственных коллективов, поскольку эффективная работа предприятия обеспечивает стабильность положения работников, ликвидирует угрозу безработицы, гарантирует повышение заработной платы и пользование социальными льготами.

Для операторов (акционерных обществ) повышение эффективности деятельности является залогом устойчивого финансового положения, своевременного и в полном объеме выполнения обязательств перед государством и деловыми партнерами, дальнейшего производственного и социального развития.

Для акционеров важность эффективной работы АО заключается в возможности увеличения размеров дивидендов и повышения котировки принадлежащих им акций на рынке ценных бумаг. Особое значение результативность деятельности операторов, характеризующаяся их эффективностью, имеет для инвесторов, вкладывающих свои средства в их развитие, поскольку при этом снижается риск неполучения авансированного капитала в желаемые сроки.

В масштабе государства в целом повышение эффективности работы производителей означает возможность формирования здорового бюджета страны и пополнения внебюджетных фондов для успешного решения социальных проблем. Очевидно, что при этом остаются в выигрыше и потребители, поскольку эффективно работающая организация имеет все предпосылки для снижения цен и тарифов за счет экономии производственных затрат, а значит пользователи могут приобрести больше товаров и услуг и более полно удовлетворить свою платежеспособную потребность.

Увеличение результатов производства, повышение объемов выпускаемых материальных благ можно добиться двумя путями:

· строительством новых предприятий, созданием новых рабочих мест, вовлечением в хозяйственный оборот дополнительных трудовых, материальных и денежных ресурсов. Такой путь развития является экстенсивным, он связан с привлечением больших объемов финансовых средств и может считаться экономически оправданным лишь в тех секторах экономики, где спрос на товары и услуги удовлетворен далеко не полностью, а отраслевые и региональные особенности производителей не позволяют увеличить объем их выпуска на имеющихся производственных мощностях. Такая ситуация объективно существует в местной телефонной связи, где имеющиеся свободные емкости телефонных станций в одних районах не позволяют удовлетворить заявленный спрос на установку телефонов в других населенных пунктах;

· рациональным использованием созданного экономического потенциала, увеличением отдачи с каждой единицы средств, вложенных в трудовые и материальные ресурсы, перевооружением и совершенствованием производства на новой технико-технологической и организационной основе. Это интенсивный путь развития, который позволяет без увеличения ресурсного потенциала, то есть при неизменных производственных затратах получить дополнительный выпуск продукции и услуг. Естественно, что в условиях рыночной экономики именно интенсивный путь ее развития во всех отраслях и сферах деятельности является приоритетным и наиболее полно отвечающим запросам всех субъектов рынка: потребителей, производителей и общества в целом.

Реальными условиями для повышения эффективности производства на основе его интенсификации в отрасли связи является накопленный научно-технический потенциал, открывшиеся возможности использования передовых достижений в технике и технологии, накопленных во всем мире. Вместе с тем в телекоммуникационном секторе имеются значительные резервы повышения эффективности производства, связанные с устранением недостатков в создании и освоении производственных мощностей, сокращением длительности сроков и уменьшением стоимости строительства объектов, ликвидацией непроизводительных затрат и потерь рабочего времени, простоев оборудования и др.

С учетом неоднородности задействованных в создании услуг связи ресурсов и затрат, а также возможности выражения получаемого эффекта различными стоимостными и натуральными показателями для комплексной оценки экономической эффективности работы операторов должна использоваться система показателей, позволяющая получить количественные характеристики процессов интенсификации различных сторон производственной и коммерческой деятельности организаций связи. В таблице 11.1 представлены наиболее общие показатели оценки экономической эффективности деятельности организаций связи, большинство из которых могут быть рассчитаны как в целом по организации связи, так и по отдельным филиалам в соответствии с производственной спецификой их деятельности.

Таблица 11.1 Система показателей оценки экономической эффективности деятельности организаций связи

Группы показателей Наименование показателей эффективности
1. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и затрат 1.1. Производительность труда (Доходы (выручка) на 1 работника), тыс. руб. на 1 работника
1.2. Фондоотдача, руб. на 100 руб. ОПФ
1.3. Себестоимость 100 руб. выручки, руб.
2. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и производственных мощностей 2.1. Количество линий на 1 работника, штук
2.2. Выручка на 1 линию, руб.
2.3. Расходы по обычным видам деятельности на 1 линию, руб.
2.4. Отдача на персонал, руб.
2.5. Средние расходы на персонал на 1 работника, руб.
3. Показатели эффективности перспективных сегментов рынка 3.1. Доля доходов от инновационных услуг в общей выручке от продаж, %
3.2. Темпы роста доходов от инновационных услуг, %
3.3. ARPU (средний доход от одного абонента за отчетный период), руб.
4. Обобщающие показатели эффективности деятельности 4.1. Операционная маржа, %
4.2. EBITDA, тыс. руб.
4.3. Рентабельность производственных затрат, %
4.4. Рентабельность собственного капитала, %

В первую группу вошли традиционные показатели экономической эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов и затрат, экономическая сущность и методика расчета которых были рассмотрены в соответствующих разделах учебника и не требуют дополнительных пояснений. Большинство же показателей остальных групп стали применяться в отечественной практике сравнительно недавно, хотя в телекоммуникационных компаниях стран с развитой рыночной экономикой они широко используются для анализа и оценки отдельных сторон бизнеса операторов.

Показатель «Количество линий на 1 работника» по своей сути характеризует производительность труда персонала организаций электросвязи в натуральном выражении и рассчитывается по формуле:

где — среднее за период оценки (месяц, квартал, год) количество линий; — среднегодовая численность работников основной деятельности за соответствующий период.

Среднее количество линий включает в себя общее число основных абонентских устройств ГТС и СТС; таксофонов ГТС и СТС; универсальных таксофонов ГТС и СТС; междугородных таксофонов и абонентских устройств, включенных в оборудование автоматизированных переговорных пунктов; абонентских терминалов, подключенных к сетям сотовой подвижной связи и абонентских терминалов, подключенных к сетям подвижной радиосвязи.

Таким образом, количество линий является наиболее активной частью производственных мощностей, обеспечивающих доходы операторов электросвязи, а их число в расчете на одного работника основной деятельности определяет эффективность использования трудовых ресурсов по натуральному показателю выработки.

Выручка на линию дает представление о финансовой отдаче единицы производственной мощности и рассчитывается по формуле:

Расходы по обычным видам деятельности на 1 линию характеризуют общие затраты операторов на обслуживание единицы производственной мощности, то есть:

Этот показатель может рассчитываться не по общим расходам компаний, а с учетом только тех статей, которые непосредственно связаны с эксплуатационно-техническим обслуживанием средств, учитываемых при определении общего количества линий.

Отдача на персонал показывает, какую выручку приносит каждый рубль расходов на содержание работников основной деятельности, то есть характеризует эффективность использования потребленных в производственном процессе трудовых ресурсов. Расходы на персонал включают в себя:

· затраты на оплату труда

· отчисления по единому социальному налогу

· прочие затраты по персоналу, связанные с негосударственным пенсионным страхованием, добровольным медицинским страхованием, а также выплаты в соответствии с коллективными договорами и трудовыми контрактами, не учтенные в затратах на оплату труда

Формула расчета рассматриваемого показателя имеет вид:

Показатель «Средние расходы на персонал на 1 работника» призван оценить эффективность управления соответствующими видами затрат и дает количественную оценку затрат организации на содержание одного работника. Данный показатель рассчитывается по формуле:

Третья группа показателей характеризует интенсивность инновационных процессов в организациях связи как важнейшего фактора роста их доходов, улучшения финансового состояния и укрепления конкурентных позиций на соответствующих рыночных сегментах. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к числу высокорентабельных услуг относятся такие их виды, как услуги передачи данных, Интернет, IP-телефонии, услуги интеллектуальных сетей связи, гибридные почтовые услуги «Кибер-Почт@», «КиберПресс@» и некоторые другие, тарифы на которые не регулируются государством, а, следовательно, операторы могут ими варьировать, привлекая клиентов и расширяя доходную базу. Кроме того, новизна большинства из перечисленных услуг и неразвитый потребительский спрос на них обеспечивают значительную потенциальную емкость соответствующих товарных рынков и делают их перспективными для расширения операторами соответствующих направлений бизнеса.

Доля доходов от инновационных услуг в общей выручке от продаж определяется в процентном отношении величины этих доходов за соответствующий период к общей сумме выручки от продажи товаров, работ и услуг за соответствующий период:

Данный показатель может рассчитываться как в целом по организации, так и в разрезе отдельных групп потребителей, что позволяет выделить наиболее активные потребительские сегменты и усилить в них работу по дальнейшему продвижению услуг.

Конкурентоспособность операторов во многом зависит от темпов освоения перспективных рыночных сегментов, скоростью реакции на потребительский спрос, маркетинговыми усилиями по его формированию и активизации. Поэтому темп роста доходов от инновационных услуг должен рассматриваться в качестве показателя эффективности инновационной деятельности операторов связи. Он определяется как соотношение доходов от инновационных услуг текущего и предыдущего года, выраженное в процентах.

В отечественной отраслевой терминологии прочно закрепился показатель, использующий латинскую аббревиатуру ARPU (от английского «average revenue per user). Обычно этот показатель применяется в подвижной связи для характеристики среднего дохода от одного абонента за отчетный период и рассчитывается по формуле:

где — доходы, полученные от абонентов подвижной

связи; — средняя за рассматриваемый период численность абонентов подвижной связи.

Этот показатель может быть рассчитан и по категориям абонентов (население и организации) или по группам абонентов, использующие разные тарифные планы.

Несмотря на то, что показатель ARPU, как было отмечено выше, применяется операторами подвижной связи, его расчет и оценка не менее актуальны и для операторов фиксированной сетей, особенно в условиях возможности выбора абонентами категории «население» определенных тарифных планов для оплаты услуг местной телефонной связи. Определение ARPU для различных групп абонентов позволит оператору оценить эффективность применяемых тарифных планов с точки зрения их привлекательности для абонентов и возможности максимизации доходов.

В четвертую группу включены наиболее часто применяемые при экономической оценке показатели эффективности деятельности организаций в целом.

Операционная маржа определяется процентным отношением прибыли от продаж к общей выручке и характеризует эффективность деятельности компании по оказанию услуг и выполнению других видов работ, обеспечивающих доходы, то есть:

Показатель EBITDA (от английского «earnings before interest, tax, depreciation and amortization») включает в себя прибыль от продаж за вычетом доходов по процентам и дивидендам, а также амортизацию. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он отражает те получаемые оператором эффекты, которые находятся в непосредственной зависимости от результатов его деятельности.

Этот показатель представляет особый интерес для инвесторов, в том числе иностранных, поскольку он отражает общее состояние бизнеса в компаниях, косвенно характеризуют уровень менеджмента и его способность эффективно управлять производственно-коммерческой деятельностью в динамично развивающейся рыночной среде.

Наиболее обобщающим показателем экономической эффективности производства является рентабельность. Он является своего рода синтезом различных количественных и качественных характеристик производственной деятельности организаций. На его величину влияют рост объемов услуг, динамика применяемых операторами тарифов и цен, уровень использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и многое другое.

Для оценки экономической эффективности результатов деятельности организаций связи используется несколько показателей рентабельности, методика расчета которых зависит от того, какими показателями выражаются эффект и затраты или ресурсы. Наиболее часто употребляемым является показатель рентабельности производственных затрат, который определяется по соотношению прибыли (от продаж, до налогообложения или чистой прибыли) и суммы расходов по обычным видам деятельности, выраженном в процентах:

В целом по отрасли связи рентабельность производственных затрат по прибыли от продаж в 2005 г. составила около 16 % (без учета новых операторов), в том числе по электросвязи — свыше 22 %, по почтовой связи — примерно 4 %. В последние годы наметилась тенденция к некоторому снижению рентабельности отрасли, что объясняется более высокими темпами роста расходов организаций над темпами повышения прибыли. Это обусловлено в основном тем, что тарифы связи, а, следовательно, и доходы, служащие источником образования прибыли, начиная с момента либерализации экономики, росли менее быстрыми темпами, чем цены в сопряженных отраслях, потребителями продукции и услуг которых являются операторы связи. Следует учитывать также и то, что в течение последнего десятилетия отрасль развивается достаточно высокими темпами на базе внедрения прогрессивного дорогостоящего оборудования и систем связи. Это, с одной стороны, приводит к повышению суммы амортизационных отчислений в составе расходов операторов, а с другой — не всегда сопровождается соответствующей отдачей, поскольку низкая платежеспособность потребителей и ограниченный спрос на ряд традиционных, а особенно новых услуг не обеспечивает полное использование потенциала вновь введенных основных фондов и производственных мощностей.

В условиях акционерной формы хозяйствования важное значение имеет показатель рентабельности собственного капитала, определяемый как процентное отношение чистой прибыли к стоимости собственного капитала. Под собственным капиталом понимаются финансовые средства акционерных обществ, принадлежащих им на правах собственности и используемые для формирования определенной части его активов. Эти средства включают стоимость уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенную прибыль прошлых лет. Таким образом, рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

где — средняя за рассматриваемый период (квартал, год) величина собственного капитала.

Этот показатель служит для акционеров и инвесторов индикатором эффективности вкладываемых в телекоммуникационную компанию средств. Рентабельность собственного капитала в среднем по акционерным общества электросвязи составляет свыше 15 %, что соответствует международному уровню. Это делает отечественный сектор телекоммуникаций привлекательным для инвесторов и обеспечивает высокую котировку акций акционерных обществ электросвязи на внутреннем и зарубежном рынках ценных бумаг.

С целью повышения эффективности производства и увеличения его рентабельности организации связи должны таким образом организовать свою деятельность, чтобы обеспечить рост объема услуг за счет расширения и модернизации сетей связи, улучшения их потребительских свойств, внедрения инновационных видов услуг и прогрессивных форм обслуживания абонентов, применения гибкой тарифной политики, особенно в нерегулируемом секторе отраслевого рынка. Важная роль при этом принадлежит мероприятиям по росту производительности труда, улучшению использования основных фондов и производственных мощностей, экономное расходование всех видов затрат, связанных с эксплуатацией средств связи и обслуживанием потребителей.

Вопросы для самопроверки

1. Какова сущность и значение доходов от услуг связи и выручки от продажи товаров, работ и услуг?

2. Дайте определение средних доходных такс и поясните необходимость их использования при определении доходов связи.

3. В чем заключается методика определения доходов от услуг связи по регулируемым и нерегулируемым услугам?

4. Каковы принципы распределения общих доходов от услуг связи в организациях с филиальной сетью между структурными подразделениями?

5. Какие показатели прибыли определяют операторы связи, и какова методика их расчета?

6. На какие цели расходуется прибыль организаций связи?

7. Дайте характеристику показателям, используемым для оценки экономической эффективности деятельности организаций связи.

8. Поясните сущность, значение и методику расчета показателя рентабельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных