Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические аспекты интеграции




Экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, усиление интеграционных процессов ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, постепенному экономическому слиянию.

Мировая экономика рассматривает два уровня интеграции. (Таблица 5)

Таблица 5 – Уровни интеграции, изучаемые в рамках мировой экономики

Макроуровень Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты
Мегауровень Интеграция в масштабах глобального экономического пространства

 

На макроуровне исследуются проблемы региональной интеграции. Региональная интеграция - процесс расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух и более суверенных государств, предусматривающий образование единого экономического региона. Соответственно, осуществляется создание единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе, основанного на проведении странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Для формирования регионального интеграционного объединения должны выполняться следующие предпосылки интеграции:

· Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости стран.

· Географическая близость стран, наличие в большинстве случаев общих границ и исторически сложившихся экономических связей, часто имеющих сходные исторические традиции и говорящих на одном или близких языках.

· Общность экономических, политических, социальных и других проблем, стоящих перед странами в области развития финансирования, регулирования экономики, политического и социального развития.

Причины интеграции:

· Углубление международного разделения труда, интернационализация производства и капитала требует перехода от простого обмена товарами к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами, далее → к интернациональному перемещению капиталов, созданию новых производств → к тесной производственной и научно-технической кооперации → к совместному ведению производства, управлению.

· Научно-технический прогресс, который требует значительных ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, обширных рынков, совместной работы отдельных стран в научно-технической области.

· Развитие крупных монополий, впоследствии ТНК. Капитал гигантских монополий с помощью интеграции стремится завоевать новые рынки сбыта, рынки сырья, максимально увеличить свои прибыли, опираясь при этом на поддержку государственной власти.

· Политический фактор: стремление государств с помощью интеграции обрести больший политический вес, авторитет в мировом сообществе, быстрее решить на этой основе и свои экономические проблемы.

 

Формирование интеграционных объединений приводит к возникновению следующих выгод от интеграции, которые по существу является причиной, по которой страны участвуют в интеграционных процессах:

· Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Экономика масштаба – развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше чем на единицу.

· Привлечение большего объема прямых иностранных инвестиций, которые в большей степени идут на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства.

· Получение для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, новейшим технологиям.

· Создание благоприятной внешнеполитической среды: укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др. неэкономических областях; наличие добрых отношений с соседними странами, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами.

· Решение задач торговой политики: согласованные выступления от лица блока стран (например, на переговорах в ВТО) более весомы и ведут к более желательным результатам в области торговой политики.

· Содействие структурной перестройке экономики: для стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, объединение с более развитыми государствами является важнейшим каналом передачи опыта; а более развитые страны, объединяющиеся с соседями, заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и ёмких рынков.

· Поддержка молодых отраслей национальной промышленности: интеграционное объединение нередко рассматривается как способ поддержки местных производителей, для которых в результате интеграции возникает более широкий региональный рынок.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений. При этом интеграция —процесс не стихийный. Он предполагает соответствующую политику стран и заключение между ними соглашений о создании регионального интеграционного объединения того или иного типа. Создается и соответствующая правовая база хозяйственного взаимодействия. Проводится сознательное целенаправленное регулирование взаимных торгово-экономических связей.

Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

· устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;

· согласованием экономической политики стран-участниц;

· взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;

· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;

· связанными с этим структурными изменениями в экономике стран-участниц;

· сближением национальных законодательств, норм и стандартов;

· целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС).

 

2 Формы интеграции

Классической классификацией стадий интеграции стала схема Б. Балассы:

· зона свободной торговли (free trade zone);

· таможенный союз (customs union);

· общий рынок (common market);

· экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз, economic and monetary union);

· полная экономическая и политическая интеграция.

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных