Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепции маркетинга. Маркетинг-микс. Маркетинговый подход




История развития маркетинга как системы управления коммерческой деятельностью тесно связана с этапами развития рынка и ориентирами в рыночной деятельности фирм. Исходя из исторических этапов развития маркетинга, выделяют несколько концептуальных подходов к его организации.

1. Концепция «совершенствования производства» (до начала 30-х гг.)

Условия формирования спрос превышает предложение, рынок не насыщен, спрос носит количественный характер, покупатели конкурируют между собой (один из вариантов – монополия продавца).
Суть концепции любой товар будет пользоваться спросом, если он доступен по цене и широко представлен на рынке.
Особенности концепции деятельность фирмы ориентирована только на возможности производства (не на потребности общества).
Цели производителя увеличение объема продаж.
Способ достижения цели   снижение себестоимости достигается путем увеличения производства и производительности труда.
Современные условия применения товары массового спроса, рынок большой емкости.
Недостатки узость товарного ассортимента, на фоне роста производительности труда и объемов производства приводит к насыщению и перенасыщению рынка.

 

2. Концепция совершенствования сбыта (до начала 50-х гг.)

Условия формирования В результате кризиса компании столкнулись с отсутствием спроса на свои товары. При этом даже крупные фирмы не имели ресурсов на изменение ассортимента.
Суть концепции Любой товар может быть продан, если для этого приложить усилия.
Особенности концепции Фокусировка внимания на интенсификации сбытовых усилий (что требовало значительно меньших затрат).
Цели производителя Производство товара с последующим изощренным сбытом.
Способ достижения цели Агрессивные методы принуждения к разовой покупке (психологическое давление, материальная заинтересованность – подарки, скидки), методы ориентации покупателей на долговременные покупки (скидки постоянным покупателям).
Современные условия применения Товары пассивного спроса, (покупатель не испытывает потребность в товаре, пока не узнает о его достоинствах, избыток товаров при отсутствия естественного спроса).
Недостатки Появление «иммунитета» покупателей к различным методам интенсивного сбыта, насыщение рынка узким товарным ассортиментом, замедление или прекращение роста компаний

 

 

3. Концепция совершенствования товара (до начала 70-х гг.)

Условия формирования Насыщение рынка сопровождается усилением конкуренции. Методы конкурентной борьбы (на уровне сбытовых усилий) теряют эффективность.
Суть концепции Усилия компаний направлены на товарную дифференциацию (совершенствование характеристик товара), для чего фирмы уже аккумулировали ресурсы.
Особенности концепции Любой товар может быть продан на рынке, если он хорошего качества.
Цели производителя Повышение качества товара, характеристик товара, ценных для потребителя.
Способ достижения цели Достигается путем технических разработок (инноваций), позволяющих выделить товар среди конкурентов по его качественным характеристикам.
Современные условия применения Может быть применена на любых типах рынка.
Недостатки Высокая цена товара на рынке (производитель возмещает расходы на разработку товара). Кроме того, производитель не способен адекватно оценивать угрозу со стороны товаров-субститутов.

4.Потребительская концепция (до конца 70-х гг.)

Условия формирования Частые неудачи в использовании концепции совершенствования товара (новый товар не пользовался должным спросом, и его продажи не покрывали инвестиций, затраченных на разработку).
Суть концепции Товар будет продан на рынке, если его производству предшествует изучение потребностей рынка.
Особенности концепции Внимание руководства направлено на удовлетворение реальных потребностей рынка.
Цели производителя Стремление следовать в своей деятельности за структурой потребительского спроса.
Способ достижения цели Фирмы тратят значительные ресурсы на изучение спроса и потребительских предпочтений и стремятся производить востребованный рынком товар.
Современные условия применения Может быть применена на любых типах рынков.
Недостатки Стремление компаний ориентироваться на сиюминутные потребности индивидуума, что в конечном итоге приводит к конфликту с идеями долгосрочного благополучия общества.

5. Концепция социально-этического маркетинга (80-е годы)

Условия формирования К началу 80-х гг. развитие экономики в постиндустриальных странах достигло достаточного уровня для того, чтобы общественное сознание приняло идеи общественного блага
Суть концепции Качественный товар будет пользоваться спросом, если он соответствует неэкономическим общественным потребностям (защита экологии, безопасность товаров и т. д.).
Особенности концепции В ходе конкурентной борьбы компании акцентируют внимание на полезности / безопасности своих товаров для общества.
Цели производителя Если производство, удовлетворяющее потребность, вызывает негативные процессы в природе или другим образом вредит обществу, то оно должно быть модифицировано или ликвидировано.
Современные условия применения Экономически развитые рынки, прошедшие этап массовой ориентации на маркетинг.
Недостатки Отсутствие решения ряда технологических проблем, вызывающих, в частности, высокую цену товара.

Постоянное развитие теории маркетинга привело к пониманию того, что маркетинг – это комплексная и сложная система, управляя которой, необходимо воздействовать на все ее элементы. Чтобы добиться желаемого отклика со стороны целевых потребителей, компании-производители используют разнообразные средства и инструменты, которые и образуют маркетинг-микс (маркетинговый комплекс). Маркетинг-микс — совокупность маркетинговых инструментов, которые используются компанией для решения маркетинговых-задач на целевом рынке. Согласно концепции «маркетинг-микс» (известные как четыре «Р» маркетинга — Product, Price, Place, Promotion) (зародилась в 60-е гг.) маркетинговая деятельность развивается системно, по нескольким направлениям:

· Product, товарная политика фирмы (товарный маркетинг) – ориентированная на рынок разработка ассортиментного ряда товаров, их свойств (качества), упаковки, имиджа марки и т.д.

· Price, ценовая политика компании (ценовой маркетинг) – ориентированная на рынок разработка уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта.

· Promotion, продвижение товара (маркетинг коммуникаций) – система информирования потенциальных клиентов, создания положительного мнения о товаре и фирме посредством разнообразных методов стимулирования сбыта (реклама, сервис и т.д.).

· Place - место и время продажи, товародвижение (сбытовой маркетинг, дистрибьюция) – выбор оптимальных каналов сбыта и торговых посредников, организация хранения и транспортировки товара.

Кроме того, концепцию маркетинг-микс иногда трактуют как концепцию «5Р», добавляя в нее People, продавцы и покупатели товара (маркетинг отношений) – разработка кадровой политики компании (подбор и обучение персонала, ориентированного на клиента и цели фирмы), формирование потенциальных клиентов. Как направление маркетинговой деятельности появилось относительно недавно в качестве дополнения к немецкой школе маркетинга (4Р).

Однако не каждая фирма работает на принципах маркетинга. Многим более привычен традиционный подход, когда фирма, не тратя денег на изучение рынка и потребителя, производит товар по отработанной схеме, минимизируя издержки производства товара. Однако данная схема имеет ряд «минусов». Сравним маркетинговый и «традиционный» подходы (Таблица)

Таблица - Сравнение «традиционного» и маркетингового подхода фирмы

Объект Деятельность фирмы
Маркетинговый подход «Традиционный» подход
Рынок Постоянно изучается, прогнозируется его развитие. Регулярно обновляется досье рынка. Воспринимается только через поток приходящей клиентуры и ее реакцию («вчерашний» рынок).
Клиентура Идет активный поиск новой и постоянной клиентуры, оценивается уровень «удержания» имеющейся клиентуры. База данных клиентов содержит полную и актуальную информацию. Формируется за счет клиентов, приходящих «по собственной» инициативе. Количественная и персональная информация об уходе старой и новой клиентуры почти не оценивается
Объект Деятельность фирмы
Маркетинговый подход «Традиционный» подход
Конкуренты Активно и планово изучаются всеми доступными методами (анализ рекламы, клиентуры, «засланный» клиент и т.д.). Ведется досье конкурентов. Время от времени «прозваниваются» с целью узнать уровень цен. Разрозненная информация, получаемая от клиентов.
Сбытовые сети Активно ищутся посредники в регионах и развиваются разные формы сбытовых каналов. Налаживается регулярный стандартизованный обмен информацией, осуществляется взаимная координация планов сбыта и т.д. Работа с посредниками не поощряется, предпочтение отдается сбыту через центральный офис и штатную службу сбыта.
Формы оплаты заказов клиентурой Активно ищутся формы оплаты, гибко учитывающие особенности клиентуры и текущую и перспективную финансово экономическую ситуацию на рынке и самой фирме. Четкая и ясная для клиентов системы скидок и стимулирования. Только стопроцентная предоплата и «вынужденный» бартер.
Сотрудничество со службой снабжения и финансовой службой На постоянной основе. Совместный поиск наиболее эффективных решений на рынке. Гибкое варьирование дебиторской и кредиторской задолженностью. Эпизодическое. Службы стараются «не лезть в дела друг друга». Отсутствие или отказ во взаимном предоставлении информации.
Оплата труда сотрудников, связанных со сбытом Сильно привязана к реальным объемам сбыта, показателям сохранения и расширения клиентуры. Трудовые оклады и небольшие премии.
Статус подразделений маркетинга и сбыта Маркетинг и сбыт фигурируют как ведущие подразделения предприятия. Директор по маркетингу (сбыту) – второе лицо в руководстве, непосредственно влияющее на формирование стратегии предприятия. Маркетинг и сбыт имеют статус ординарной (равной среди прочих) службы. Руководитель подразделения сбыта – на уровне других руководителей, главной задачей которого является только организация «проталкивания» потребителю продукции.
Взаимоотношение производства и сбыта Активное прогнозирование сбыта, объемов и ассортимента производства. Совершенствование технологии и товара идет с учетом требований маркетинга как проводника мнения потребителя. Позиция производства: «Мы производим товар по отлаженной технологии с наименьшими издержками, а то, что склады забиты не проданными товарами – это значит, что сбыт плохо работает».
Политика коммуникаций Активное и планомерное осуществление рекламных мероприятий, планирование бюджета рекламы, координация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта, наличие концепции имиджа и фирменного стиля компании. Бессистемная подача рекламных объявлений по случайным предложениям рекламных фирм, финансирование рекламы по остаточному принципу.

 

Таким образом, маркетинговый подход компании отличает системность, ориентация на потребности и конъюнктуру рынка, соответствие общерыночным целям фирмы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных