Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Концепции маркетинга. Маркетинг-микс. Маркетинговый подход
История развития маркетинга как системы управления коммерческой деятельностью тесно связана с этапами развития рынка и ориентирами в рыночной деятельности фирм. Исходя из исторических этапов развития маркетинга, выделяют несколько концептуальных подходов к его организации.
1. Концепция «совершенствования производства» (до начала 30-х гг.)
Условия формирования
| спрос превышает предложение, рынок не насыщен, спрос носит количественный характер, покупатели конкурируют между собой (один из вариантов – монополия продавца).
| Суть концепции
| любой товар будет пользоваться спросом, если он доступен по цене и широко представлен на рынке.
| Особенности концепции
| деятельность фирмы ориентирована только на возможности производства (не на потребности общества).
| Цели производителя
| увеличение объема продаж.
| Способ достижения цели
| снижение себестоимости достигается путем увеличения производства и производительности труда.
| Современные условия
применения
| товары массового спроса, рынок большой емкости.
| Недостатки
| узость товарного ассортимента, на фоне роста производительности
труда и объемов производства приводит к насыщению и перенасыщению рынка.
|
2. Концепция совершенствования сбыта (до начала 50-х гг.)
Условия формирования
| В результате кризиса компании столкнулись с отсутствием спроса
на свои товары. При этом даже крупные фирмы не имели ресурсов
на изменение ассортимента.
| Суть концепции
| Любой товар может быть продан, если для этого приложить усилия.
| Особенности концепции
| Фокусировка внимания на интенсификации сбытовых усилий (что
требовало значительно меньших затрат).
| Цели производителя
| Производство товара с последующим изощренным сбытом.
| Способ достижения цели
| Агрессивные методы принуждения к разовой покупке (психологическое давление, материальная заинтересованность – подарки,
скидки), методы ориентации покупателей на долговременные покупки (скидки постоянным покупателям).
| Современные условия
применения
| Товары пассивного спроса, (покупатель не испытывает потребность в товаре, пока не узнает о его достоинствах, избыток товаров при отсутствия естественного спроса).
| Недостатки
| Появление «иммунитета» покупателей к различным методам интенсивного сбыта, насыщение рынка узким товарным ассортиментом, замедление или прекращение роста компаний
|
3. Концепция совершенствования товара (до начала 70-х гг.)
Условия формирования
| Насыщение рынка сопровождается усилением конкуренции. Методы конкурентной борьбы (на уровне сбытовых усилий) теряют эффективность.
| Суть концепции
| Усилия компаний направлены на товарную дифференциацию (совершенствование характеристик товара), для чего фирмы уже аккумулировали ресурсы.
| Особенности концепции
| Любой товар может быть продан на рынке, если он хорошего качества.
| Цели производителя
| Повышение качества товара, характеристик товара, ценных для потребителя.
| Способ достижения цели
| Достигается путем технических разработок (инноваций), позволяющих выделить товар среди конкурентов по его качественным характеристикам.
| Современные условия
применения
| Может быть применена на любых типах рынка.
| Недостатки
| Высокая цена товара на рынке (производитель возмещает расходы на разработку товара). Кроме того, производитель не способен адекватно оценивать угрозу со стороны товаров-субститутов.
| 4.Потребительская концепция (до конца 70-х гг.)
Условия формирования
| Частые неудачи в использовании концепции совершенствования товара (новый товар не пользовался должным спросом, и его продажи не покрывали инвестиций, затраченных на разработку).
| Суть концепции
| Товар будет продан на рынке, если его производству предшествует изучение потребностей рынка.
| Особенности концепции
| Внимание руководства направлено на удовлетворение реальных потребностей рынка.
| Цели производителя
| Стремление следовать в своей деятельности за структурой потребительского спроса.
| Способ достижения цели
| Фирмы тратят значительные ресурсы на изучение спроса и потребительских предпочтений и стремятся производить востребованный рынком товар.
| Современные условия
применения
| Может быть применена на любых типах рынков.
| Недостатки
| Стремление компаний ориентироваться на сиюминутные потребности индивидуума, что в конечном итоге приводит к конфликту с идеями долгосрочного благополучия общества.
| 5. Концепция социально-этического маркетинга (80-е годы)
Условия формирования
| К началу 80-х гг. развитие экономики в постиндустриальных странах достигло достаточного уровня для того, чтобы общественное сознание приняло идеи общественного блага
| Суть концепции
| Качественный товар будет пользоваться спросом, если он соответствует неэкономическим общественным потребностям (защита экологии, безопасность товаров и т. д.).
| Особенности концепции
| В ходе конкурентной борьбы компании акцентируют внимание на полезности / безопасности своих товаров для общества.
| Цели производителя
| Если производство, удовлетворяющее потребность, вызывает негативные процессы в природе или другим образом вредит обществу, то оно должно быть модифицировано или ликвидировано.
| Современные условия
применения
| Экономически развитые рынки, прошедшие этап массовой ориентации на маркетинг.
| Недостатки
| Отсутствие решения ряда технологических проблем, вызывающих, в частности, высокую цену товара.
| Постоянное развитие теории маркетинга привело к пониманию того, что маркетинг – это комплексная и сложная система, управляя которой, необходимо воздействовать на все ее элементы. Чтобы добиться желаемого отклика со стороны целевых потребителей, компании-производители используют разнообразные средства и инструменты, которые и образуют маркетинг-микс (маркетинговый комплекс). Маркетинг-микс — совокупность маркетинговых инструментов, которые используются компанией для решения маркетинговых-задач на целевом рынке. Согласно концепции «маркетинг-микс» (известные как четыре «Р» маркетинга — Product, Price, Place, Promotion) (зародилась в 60-е гг.) маркетинговая деятельность развивается системно, по нескольким направлениям:
· Product, товарная политика фирмы (товарный маркетинг) – ориентированная на рынок разработка ассортиментного ряда товаров, их свойств (качества), упаковки, имиджа марки и т.д.
· Price, ценовая политика компании (ценовой маркетинг) – ориентированная на рынок разработка уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта.
· Promotion, продвижение товара (маркетинг коммуникаций) – система информирования потенциальных клиентов, создания положительного мнения о товаре и фирме посредством разнообразных методов стимулирования сбыта (реклама, сервис и т.д.).
· Place - место и время продажи, товародвижение (сбытовой маркетинг, дистрибьюция) – выбор оптимальных каналов сбыта и торговых посредников, организация хранения и транспортировки товара.
Кроме того, концепцию маркетинг-микс иногда трактуют как концепцию «5Р», добавляя в нее People, продавцы и покупатели товара (маркетинг отношений) – разработка кадровой политики компании (подбор и обучение персонала, ориентированного на клиента и цели фирмы), формирование потенциальных клиентов. Как направление маркетинговой деятельности появилось относительно недавно в качестве дополнения к немецкой школе маркетинга (4Р).
Однако не каждая фирма работает на принципах маркетинга. Многим более привычен традиционный подход, когда фирма, не тратя денег на изучение рынка и потребителя, производит товар по отработанной схеме, минимизируя издержки производства товара. Однако данная схема имеет ряд «минусов». Сравним маркетинговый и «традиционный» подходы (Таблица)
Таблица - Сравнение «традиционного» и маркетингового подхода фирмы
Объект
| Деятельность фирмы
| Маркетинговый подход
| «Традиционный» подход
| Рынок
| Постоянно изучается, прогнозируется его развитие. Регулярно обновляется досье рынка.
| Воспринимается только через поток приходящей клиентуры и ее реакцию («вчерашний» рынок).
| Клиентура
| Идет активный поиск новой и постоянной клиентуры, оценивается уровень «удержания» имеющейся клиентуры. База данных клиентов содержит полную и актуальную информацию.
| Формируется за счет клиентов, приходящих «по собственной» инициативе. Количественная и персональная информация об уходе старой и новой клиентуры почти не оценивается
| Объект
| Деятельность фирмы
| Маркетинговый подход
| «Традиционный» подход
| Конкуренты
| Активно и планово изучаются всеми доступными методами (анализ рекламы, клиентуры, «засланный» клиент и т.д.). Ведется досье конкурентов.
| Время от времени «прозваниваются» с целью узнать уровень цен. Разрозненная информация,
получаемая от клиентов.
| Сбытовые сети
| Активно ищутся посредники в регионах и развиваются разные формы сбытовых
каналов. Налаживается регулярный стандартизованный обмен информацией, осуществляется взаимная координация планов сбыта и т.д.
| Работа с посредниками не поощряется, предпочтение отдается сбыту через центральный офис и штатную службу сбыта.
| Формы оплаты заказов клиентурой
| Активно ищутся формы оплаты, гибко учитывающие особенности клиентуры и текущую и перспективную финансово
экономическую ситуацию на рынке и самой фирме. Четкая и ясная для клиентов системы скидок и стимулирования.
| Только стопроцентная предоплата и «вынужденный» бартер.
| Сотрудничество со службой
снабжения и финансовой
службой
| На постоянной основе. Совместный поиск наиболее эффективных решений на рынке. Гибкое варьирование дебиторской и кредиторской задолженностью.
| Эпизодическое. Службы стараются «не лезть в дела друг друга». Отсутствие или отказ во взаимном предоставлении информации.
| Оплата труда сотрудников,
связанных со сбытом
| Сильно привязана к реальным объемам сбыта, показателям сохранения и расширения клиентуры.
| Трудовые оклады и небольшие
премии.
| Статус подразделений маркетинга и сбыта
| Маркетинг и сбыт фигурируют как ведущие подразделения предприятия. Директор по маркетингу (сбыту) – второе лицо в руководстве, непосредственно влияющее на формирование стратегии предприятия.
| Маркетинг и сбыт имеют статус ординарной (равной среди прочих) службы. Руководитель подразделения сбыта – на уровне других руководителей, главной задачей которого является только организация «проталкивания» потребителю продукции.
| Взаимоотношение производства и сбыта
| Активное прогнозирование сбыта, объемов и ассортимента производства. Совершенствование технологии и товара идет с учетом требований маркетинга как проводника мнения потребителя.
| Позиция производства: «Мы производим товар по отлаженной технологии с наименьшими издержками, а то, что склады забиты не
проданными товарами – это значит, что сбыт плохо работает».
| Политика коммуникаций
| Активное и планомерное осуществление рекламных мероприятий, планирование
бюджета рекламы, координация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта, наличие концепции имиджа и фирменного стиля компании.
| Бессистемная подача рекламных объявлений по случайным предложениям рекламных фирм, финансирование рекламы по остаточному принципу.
|
Таким образом, маркетинговый подход компании отличает системность, ориентация на потребности и конъюнктуру рынка, соответствие общерыночным целям фирмы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|