Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возрастная периодизация




 

Физическое и умственное развитие связано с возрастом: с воз­растом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физичес­кого, психического и социального развития.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни. (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Леви­тов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.).

сейчас признается большинством педагогов периодизация, основанная на выделении возрастных осо­бенностей. Возрастными особенностями называются характер­ные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Т.к. биологическое и духов­ное развитие человека связаны, то соответ­ствующие возрасту изменения наступают и в психической сфе­ре.

Естествен­ная основа для выделения последовательных этапов челове­ческого развития и составления возрастной периодизации - биологическое, социальное созревание и возрастная ди­намика духовного развития личности.

Полные периодизации развития охватывают всю человечес­кую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация школьного возраста человека.

 

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

1. Пренатальный период

2. Период новорожденного (до 6 недель жизни)

3. Грудной период (до 1 года)

4. Ползунковый возраст (1—3 года)

5. Дошкольный возраст (3—6 лет)

6. Школьный возраст (6—11 лет)

7. Пубертатный период (11-15 лет)

8. Юношеский период (15-20 лет)

 

Педагогическая

1. Младенчество (1 год жизни)

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) Младший дошкольный возраст (3—4 года)

Средний дошкольный возраст (4—5 лет) Старший дошкольный возраст (5—6 лет)

4. Младший школьный возраст (6—10 лет)

5. Средний школьный возраст (10-15 лет)

6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

 

Основу педагогической периоди­зации составляют стадии физического и психического разви­тия и условия, в которых протекает воспита­ние.

Т.к. существуют этапы биологического созре­вания организма, его нервной системы и органов, а также свя­занное с ним развитие познавательных сил, то воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и дик­тует свою волю.

Я.А. Коменский первым настаивал на строгом уче­те в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответ­ствовать возрастным этапам развития.

Учет возрастных особенностей — один из основополагаю­щих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснован­ные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятель­ности.

 

Акселерация

 

Новое явление, приведшее к пересмотру границ между возрастными группами – акселерация (от латинского «ак-селерацио» — ускорение) — это ускоренное физическое и от­части психическое развитие в детском и подростковом возрас­те.

Биологи связывают акселерацию с физиологическим созре­ванием организма, психологи — с развитием психических фун­кций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией личности.

У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рас­согласованием процессов физиологического созревания орга­низма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. физическое и ду­ховное развитие детей и подростков было. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального раз­вития. Образуется несоответствие: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социаль­ных, нравственных качеств. К 13-15 годам у девочек, а к 14-16 годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном раз­витии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрос­лых» физиологических потребностей, в том числе половых, со­циальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно про­грессирующей физиологией.

Возникает напряжение, приводя­щее к значительным психологическим перегрузкам (в этом основные противоречия акселерации.

О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. Среди основных причин акселерации назовем:

· общие тем­пы ускорения жизни,

· улучшение материальных условий,

· повы­шение качества питания и медицинского обслуживания,

· улуч­шение ухода за детьми в раннем возрасте,

· искоренение многих тяжелых детских недугов.

· другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем – к ослаблению гено­фонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Акселерация, т.о., обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных