Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психогигиена юношеского возраста




Юношеский возраст разными исследователями не всегда четко отграничивается от подросткового (отроческого), однако каждый из них имеет ряд существенных особенностей, в связи с чем, с позиций психогигиены, целесообразно их отдельное рассмотрение.

Первое отличие юношеского возраста (17—21 год) от подросткового заключается в том, что юношество — это прежде всего период формирования самосознания и общественного сознания, понимания, что любой элемент деятельности индивидуума, любое его качество не является только уделом жизни и деятельности самого индивидуума, а во многом зависят от общественной принадлежности, коллективной деятельности.

Другое отличие состоит в том, что в этот период человек выходит на арену самостоятельной жизни и самостоятельной деятельности. Он приобретает права гражданства, качества полноправного члена общества, начинает дистанцироваться от семьи, сложившихся в ней традиций и формировать собственное мировоззрение, представления о семье, а позднее заводит и саму семью. Все эти особенности юности и возможные в связи с этим проблемы накладывают серьезный отпечаток на формирующуюся личность, которая нередко нуждается в целенаправленной поддержке, корректировке для сохранения и упрочения гармоничных качеств.

Именно в этот период складываются жизненные навыки, среди которых важнейшими являются:

• умение критически мыслить, самостоятельно решать проблемы;

• способность принимать ответственные решения;

• уверенность в себе, эффективное взаимодействие с окружающими;

• способность управлять своими эмоциями;

• способность избегать неоправданного риска;

• выбор друзей и построение позитивных отношений с людьми;

• осознание негативных влияний и давления со стороны других людей и способность сопротивляться им;

• укрепление связей с семьей и другими значимыми взрослыми.

Формирование жизненных навыков происходит под влиянием семьи, педагогов, других авторитетных личностей, художественной литературы и др. Помочь формированию необходимых жизненных психологических навыков и преодолению возникающих психологических трудностей могут психологическое консультирование и психотерапевтическая помощь.

Своевременно сложившиеся жизненные навыки помогают с наименьшими потерями переносить трудности, связанные с резким изменением привычного стереотипа (уход от родителей, служба в армии, учеба в другом городе и др.), способствуют адаптации к новым условиям. Психологические срывы, нарушение адаптации в таких случаях чаще всего происходят у тех, кто дома воспитывался в «оранжерейных» условиях, при излишней опеке и подавлении самостоятельности. При лишении «родительских тормозов», гиперопеки обнаруживается отсутствие навыков самостоятельного поведения и саморегулирования.

Трудно согласиться с Фрейдом, утверждавшим, что сексуальная жизнь, либидо являются главным стимулом человеческой деятельности, определяющим психический склад, интересы, жизненные цели личности. Вместе с тем было бы неправильно недооценивать этот фактор. Жизнь показывает, насколько многообразны коллизии между людьми, возникающие на почве полового чувства и половых отношений. Это особенно ярко проявляется в поздний период юношества и в последующие годы. В этой связи выделение психогигиены половой жизни в самостоятельный раздел не только оправдано, но и необходимо. Разработка некоторых правил добрачных и семейно-брачных сексуальных отношений направлена на предупреждение невротических расстройств и аномалий личности, связанных с дисгармонией в половой сфере, сексуальными нарушениями. Появление нового направления «психогигиена любви и интимно-брачных отношений», получившего развитие в последние годы, обусловлено массовым распадом семей, разрушением традиционных норм половых отношений, ростом венерических заболеваний.

Создание семьи может служить для юноши или девушки как источником счастья, так и серьезным испытанием. Особенно сложным является первый год семейной жизни, когда вырабатывается модус взаимоотношений с психологически разными индивидуумами, проходит испытание бытовыми трудностями. Часто возникает конфликт между ожидаемым, идеальным и реальным. Труднее проходит адаптация в тех семьях, где идет борьба за лидерство, нежелание идти на уступки друг другу, стремление перевоспитать своего супруга. Сложности возникают у социально незрелых, инфантильных личностей, имеющих неправильное представление о браке как источнике только радостей без обязанностей и трудностей.

Рождение ребенка обычно является радостным событием в семье. Однако и здесь могут возникать психологические сложности. У молодой матери на фоне астенизации, связанной с недосыпанием, естественной усталостью в связи уходом за ребенком, может развиться страх, что она не справится со своими обязанностями. Встречаются и депрессивные нарушения, особенно если муж мало помогает жене, недостаточно заботлив. Внимание молодой матери, естественно, полностью занято младенцем, и на мужа не остается ни сил, ни времени. У некоторых молодых отцов возникает ревность к ребенку, который забирает все внимание и любовь супруги, создавая ощущение у мужа, что «он лишний».

Помогают преодолеть возникающие психологические трудности у молодых супругов советы и реальная помощь родителей, старших товарищей, друзей. Призваны оказывать подобную помощь и создаваемые в некоторых городах службы молодой семьи, в которых работают опытные психологи и психотерапевты.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных