Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психогигиена медицинского работника




Как уже было отмечено выше, профессии врача и медицинской сестры связаны с особым психическим напряжением, способным оказывать негативное действие на психику. Это обусловлено профессиональной ответственностью за физическое и душевное здоровье, а нередко и жизнь других людей. Медицинские работники часто переживают эмоциональный стресс, сталкиваясь лицом к лицу со смертью. Серьезный психологический кризис у врача может быть связан с неблагоприятным течением заболевания у пациента, в том числе с летальным исходом, даже если лечение было адекватным. Возникает необоснованное чувство вины: «... видимо, сделано не все, что можно». Тем более травмирующей может стать ситуация, когда врач по тем или иным причинам допустил ошибку. Такие психические травмы могут приводить к серьезным психологическим последствиям, а иногда и к психическим нарушениям с чувством неуверенности в себе, тревогой, ощущением беспомощности и несостоятельности. Возможно развитие субдепрессивных или депрессивных состояний с суицидальными мыслями. Известны случаи, когда врачи, считающие себя виновными в смерти пациента, совершали суицидальные попытки.

Причинами психологического кризиса в работе врача и «эмоционального выгорания» могут служить и негативные влияния среды. Сюда относятся: сложная психологическая атмосфера в коллективе, неблагоприятные условия работы (недостаточная обеспеченность диагностическими и лечебными средствами, чрезмерная нагрузка и т.д.), низкая моральная и материальная оценка результатов труда. Негативные последствия для психики и общего здоровья врача могут выражаться в нарастающей невротизации, психосоматических расстройствах и заболеваниях, увлечении психоактивными средствами, включая кофеин и табакокурение.

Чрезмерная рабочая нагрузка, плохая организация труда, конфликты с коллегами или администрацией, неудовлетворенность содержанием своей деятельности и ее результатами способствуют психической астенизации и патохарактерологическим изменениям.

По Г.С.Абрамовой и Ю.А.Юдчиц (1998), для сохранения физического и душевного здоровья медработников необходимы следующие психогигиенические условия работы:

• удовлетворенность содержанием и результатами своей деятельности;

• оптимальные условия труда (как правило, этого добиться труднее всего);

• возможность релаксации (перерывы для сна и отдыха в течение рабочего дня, использование индивидуальных способов расслабления и концентрации);

• распределение ответственности между всеми членами коллектива;

• комфортный микроклимат в коллективе, когда взаимоотношения с коллегами определяются общей целью, доверием и взаимопомощью.

Соблюдение перечисленных психогигиенических требований, по мнению авторов, позволит обеспечить более гуманное отношение медицинских работников к пациентам и снизить число ятрогенных расстройств.

При появлении хотя бы отдельных признаков «эмоционального выгорания» и профессиональной деформации личности врачу необходимо тщательно проанализировать ситуацию и предпринять соответствующие меры: уменьшение нагрузки, иногда смена коллектива или даже специальности, самовоспитание или обращение за помощью к психологу либо к психотерапевту. Достичь высокой эффективности такой помощи можно, используя специально создаваемые группы профессионально ориентированного тренинга, названные по имени М.Балинта, в своей классической работе «Доктор, его пациент и болезнь» (50-е гг. XX в.) обратившего внимание на необходимость психологической помощи врачу. Программа занятий в группах практикующих врачей нацелена на улучшение их профессиональных качеств путем привлечения внимания при обсуждении конкретных случаев из медицинской практики к психологическим аспектам

работы с больными, к отношениям врач—больной.

Среди основных подходов, средств и методов, способствующих развитию психогигиенических знаний и их воплощению в жизнь, можно выделить:

• широкое медицинское просвещение населения;

• более высокий уровень преподавания клинической психологии в медицинских вузах и училищах;

• улучшение медико-психологической подготовки врачей через систему последипломного образования (знакомство их с методами психопрофилактики и психореабилитации, основами психологического консультирования и психотерапии, создание и проведение тренинговых групп личностного и профессионального роста и т.д.);

• введение в штатное расписание больниц и поликлиник (как психиатрических, так и общесоматических) должности клинического психолога;

• расширение имеющейся сети психологических консультаций, психологических служб разной направленности (для реабилитации жертв насилия, для оказания помощи в разрешении семейно-бытовых проблем и др.), кабинетов социально-психологической помощи, телефонов доверия.

 

Психопрофилактика — раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.

Задачами профилактики любых заболеваний и расстройств, включая психические, являются:

1) предотвращение действия на организм болезнетворных факторов;

2) предупреждение развития заболевания путем ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы болезней и переход их в хронические формы.

Однако, если мероприятия, направленные на предупреждение, например, инфекционных и соматических заболеваний, находят понимание как у врачей, так и у населения и с различной степенью успешности осуществляются, то психопрофилактические мероприятия такого понимания не находят. Это связано, вероятно, с тем, что заболевания, вызываемые инфекционными, химическими, физическими агентами, по мнению большинства врачей общей практики, а также в представлении населения, являются более актуальными, имеющими витальную значимость, по сравнению с психической патологией. Поэтому попытки использовать в психопрофилактических целях просветительские лекции и беседы часто не воспринимаются всерьез, а уровень знаний населения, а также многих врачей по вопросам предупреждения психологических кризисов, психических расстройств и психосоматических заболеваний оставляет желать лучшего.

Психопрофилактические мероприятия принято делить на три этапа, или уровня, в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящими психическими расстройствами или имеются факторы риска заболевания либо у него обнаруживается стойкая выраженная патология психики.

Первичная психопрофилактика — это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств. Она в равной мере распространяется как на собственно психические болезни (эндогенные), так и на расстройства, связанные с органической патологией головного мозга, патологию личности и психогении. К таким мероприятиям относятся, в первую очередь, общепрофилактические {социальные, медицинские, психологические): улучшение экологии, устранение инфекционных заболеваний, острых и, особенно, хронических интоксикаций (в том числе алкогольной и наркотической), улучшение медицинской и психологической помощи населению в целом, предупреждение травматизма на производстве и в быту, улучшение социально-экономического положения в стране и др.

Первичная психопрофилактика, направленная на охрану психического здоровья нынешнего и будущих поколений, занимается вопросами предупреждения психических заболеваний, гигиеной брака и зачатия, предупреждением возможных вредных влияний на беременность, организацией родовспоможения, ранним выявлением пороков развития у новорожденных и своевременным применением методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах их развития.

Психопрофилактические мероприятия, способствующие повышению устойчивости психики к вредным воздействиям, — это правильное воспитание ребенка, борьба с детскими инфекционными заболеваниями и психогениями, способными вызвать задержку или асинхронию психического развития, психический инфантилизм, невротические нарушения.

Возможности предупреждения эндогенных психических заболеваний, возникновение которых связано в основном с наследственной предрасположенностью, ограничены медико-генетическим консультированием, пренатальной диагностикой некоторых форм умственной отсталости.

Первичная профилактика психических нарушений при органической патологии головного мозга и соматических заболеваниях заключается в своевременном выявлении и адекватном лечении основной патологии.

Психопрофилактика психосоматических заболеваний должна быть ориентирована на личностные особенности человека, склонного к патологическим вегетативно-соматическим реакциям на стрессовые ситуации, вызывающие чувства обиды, страха, агрессии. Необходимо обучение саногенному поведению, позволяющему нормализовать систему отношений личности, устранить патологические механизмы неадекватных психосоматических реакций. С этой целью должно шире использоваться медико-психологическое консультирование и, при необходимости, методы психокоррекции и психотерапии.

Основными причинами роста психогенных расстройств, связанных со стрессом, нарушением адаптации, являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные конфликты и др. Непосредственными причинами пограничных психических расстройств (психогенных реакций, неврозов) чаще служат семейные, социальные, бытовые и другие конфликты. Одной из причин могут быть ятрогении и нарушения правил медицинской этики. Например, психотравмирующее влияние на человека может оказать заключение о результатах профилактического осмотра, обнаружившего незначительные отклонения от нормы, в котором используются непонятные ему медицинские термины, а также неправильно проводимая санитарно-просветительная работа.

Психопрофилактика пограничных психических расстройств должна заключаться прежде всего в устранении или предупреждении ситуаций, способных оказывать психотравмирующее действие на личность, что не всегда возможно, так как связано с серьезными преобразованиями в социальной микросреде и обществе в целом. Поэтому основные психопрофилактические мероприятия должны быть направлены на повышение психологической грамотности населения, пропаганду здорового образа жизни, оказание психологической помощи психически здоровым людям в сложных ситуациях, обучение их методам психологической саморегуляции, использование психокоррекции. Определенное значение в комплексе психопрофилактических мероприятий имеют проводимые социальными психологами и другими специалистами скрининговые психологические исследования широких масс населения с целью выявления групп риска. Ведущую роль в проведении психопрофилактических мероприятий должны играть специалисты — медицинские психологи, психотерапевты, психиатры, социальные работники, но не менее значимо и участие врачей самых различных специальностей, работающих как в поликлиниках, так и в стационарах.

Одна из важнейших задач психопрофилактики пограничных психических расстройств заключается в обучении людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства или испытывающих внутриличностный конфликт, справляться со стрессом.

По мнению многих специалистов, занимающихся проблемами стресса, основное правило преодоления стресса заключается в способности личности справляться с неприятностями, не относиться к ним пассивно, но в то же время не озлобляться и не обвинять в них других. Реакция на стресс должна быть осмысленной и взвешенной. Нельзя поддаваться первому эмоциональному импульсу, следует быть выдержанным и хладнокровным, смотреть на окружающий мир реалистично и так же реалистично действовать.

Определенный интерес представляют советы, как пережить стресс с наименьшими потерями, американского психотерапевта Д.Пауэлла(1996).

1. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда все было хорошо. Когда представляешь себя в комфортной ситуации, появляются ощущения, связанные с ней.

2. Расслабьтесь физически. Если тело и мышцы расслаблены, то и психика не может быть в напряженном состоянии.

3. Постарайтесь быть реалистичнее, описывая себе или близким ситуацию, в которой находитесь. Избегайте таких слов, как «никогда», «всегда», «ненависть».

4. Живите сегодняшним днем. Установите цели на сегодня и достигайте их.

5. Не разрешайте себе «утонуть» в жалости к себе, не отказывайтесь от помощи. Любовь, дружба и помощь — мощные средства в борьбе со стрессом.

6. Заставьте стресс работать на вас. Многие люди победили стресс, отказавшись стать проигравшими. Они встретили испытание с поднятой головой. Если вы сможете принять негативное событие (например, потерю работы) как необходимость совершить позитивое действие (например, найти лучшую работу), вы победите стресс его же оружием.

7. Старайтесь не думать о прошлых событиях как о поражении.

8. Относитесь к стрессу как к источнику энергии. Каждую проблему, которую ставит жизнь, воспринимайте как вызов.

9. Вы не можете отвечать за поведение других, но можете контролировать свою реакцию на их поступки. Ваша главная победа — это победа над своими эмоциями.

10. Не старайтесь угодить всем, это нереально, вы должны время от времени угождать себе.

11. Нарисуйте мысленно картину своего будущего и сравните ее с тем небольшим по времени кризисом, который вы переживаете в настоящее время.

Для снятия психической напряженности и переутомления рекомендуется использовать метод «отключения», направленный на временное забывание сложных, стрессогенных проблем, перенос внимания на отдых, интересующие увлечения (хобби), занятия физическими упражнениями. Важно во время перерывов в работе, отдыха полностью отключиться от служебных дел, послушать музыку, посмотреть легкую телепередачу, провести небольшую физическую разминку (совершить пешую или велосипедную прогулку). Юмор в отношениях с окружающими помогает снять излишнее напряжение.

Уменьшают напряжение и внутреннее беспокойство различные способы расслабления и самовнушения, обучаться которым целесообразно под руководством опытного психолога или психотерапевта.

Основные виды психопрофилактической помощи:

• воспитание психологической грамотности, просветительская работа, касающаяся вопросов стресса, его последствий и методов психопрофилактики;

• обучение общедоступным методам преодоления стрессовых состояний;

* отработка навыков освобождения от негативных привычек, девиантных форм поведения;

• изменение нарушенных межличностных отношений (групповая, семейная психотерапия);

• освоение приемов саморегуляции (аутогенной тренировки, методов релаксации, регулирования сна и др.).

Различные формы и методы оказания психопрофилактической помощи реализуются через систему медико-психологических служб (психогигиенические кабинеты, кабинеты психологической помощи при территориальных поликлиниках и на предприятиях, центры психологического консультирования, кризисные центры и др.).

Вторичная профилактика — система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение защитных сил организма, переутомление, дополнительные психотравмирующие ситуации) могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих (суицидальные, агрессивные тенденции), а также предупреждение неблагоприятного течения (хронификации) заболевания.

Вторичная профилактика включает раннюю диагностику и лечение выявленных нарушений, применение адекватных методов коррекции с целью достижения наиболее полной и длительной ремиссии, последующую поддерживающую терапию, психокоррекцию, позволяющие предупредить обострение или рецидив болезни. Сюда входит и своевременная психологическая или психиатрическая помощь больным с психогенными расстройствами в результате ятрогенного влияния медицинского работника или медицинской среды. Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее выявление ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.

Третичная профилактика — комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств (психического дефекта) и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Большую роль в этом играет правильное использование лекарственных и других средств, лечебная и педагогическая коррекция. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности.

Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного (полное или хотя бы частичное) — ресоциализацию, предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности. Процесс реабилитации, кроме того, способствует ускорению саногенеза. По определению М.М.Кабанова (1979), социальная реабилитация — это метод подхода к больному человеку, характеризующийся принципами апелляции к его личности, партнерства его с врачом в реализации разносторонних механизмов, направленных на разные сферы жизнедеятельности больного и на изменение его отношения к себе и к своей болезни.

Суть реабилитации заключается в том, чтобы путем использования сохранившихся психических способностей и функций, а, по возможности, восстановления поврежденных или утраченных функций, их тренировки приспособить больного к прежним или изменившимся условиям труда и быта. Успех реабилитации во многом зависит от того, насколько адекватно будут учтены функции и способности, сохранившиеся у данного человека, а также его личностные особенности и отношение к болезни. Именно на них необходимо опираться в процессе реабилитации.

Понятие «реабилитация» связано не только с хроническими заболеваниями, но и с расстройствами, возникшими впервые, имеющими рецидивирующее или реккурентное течение. В данном случае выделяют несколько уровней реабилитации. В основе медицинской реабилитации лежит восстановительная терапия, направленная на выздоровление или максимально возможное улучшение состояния, предупреждение дефекта и восстановление трудоспособности больного. Средствами ее являются все виды терапии: лекарственная, хирургические методы, психотерапия, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, массаж и др. Наличие дефекта, связанного с перенесенной физической травмой или болезнью, часто становится сложной психологической проблемой для больного. Нередко психогенная реакция больного на дефект играет большую роль в потере трудоспособности, чем сам дефект. Принято выделять два уровня компенсации дефекта: высокий уровень (активное преодоление дефекта) и низкий уровень (приспособление к дефекту). Уровень компенсации зависит не только от самого физического дефекта, но и от особенностей личности больного, от эффективности психотерапевтической работы с ним, умения врача установить контакт с больным и помочь ему создать новую жизненную доминанту.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных