Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Под профессиональной реабилитацией понимают использование




Сохранившейся трудоспособности для возвращения больного

К прежней или менее сложной трудовой деятельности.

Под социальной реабилитацией, или реадаптацией, подразумевают создание необходимых условий жизни и быта (улучшение жилищных условий, материального обеспечения), восстановление нарушенных контактов с окружающими, которые дают возможность больному вернуться в общество, т.е. приводят к восстановлению его общественного положения.

Реабилитация требует большого напряжения воли и врача, и больного. Для успешной реабилитационной работы необходимо использовать все виды психического воздействия: книги, журналы, кино, психотерапевтические беседы, всегда учитывая при этом возможности больного, его интересы, интеллектуальный уровень и жизненные установки.

Психопрофилактика в профессиональной деятельности врача должна быть направлена на предупреждение профессиональных и личностных кризисов, профессиональной деформации личности и «эмоционального выгорания». В данном случае может помочь профессиональный отбор будущих врачей. Основой для его проведения служит изучение психологических особенностей, сопряженных с каждым конкретным видом деятельности, и профессионально важных качеств, необходимых для успешного овладения ею и работы по специальности (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998). При этом выявляются сложные, способные вызвать дезадаптацию личности

компоненты определенной деятельности, ее психотравмирующий потенциал.

Профилактика профессиональной деформации личности должна начинаться уже в процессе обучения студента-медика (углубленное изучение общей и клинической психологии) и продолжаться на протяжении всей дальнейшей практической деятельности.

 

 

Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение), — «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 1872 г. В.Тьюком («Иллюстрация влияния разума на тело») и стал широко использоваться с конца XIX века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине — рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. она была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно, нужно признать следующее определение: психотерапия — целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условнорефлекторные связи, а в результате — на весь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде (Рожнов В.Е., 1974).

С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, «лечебного эффекта» заговоров, «священных танцев» шаманов лежит воздействие на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: «медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове», т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга. В древнеегипетском медицинском трактате (XVI в. до н.э.), названном «Папирусом Эберса», по имени немецкого египтолога Г.Эберса, нашедшего и опубликовавшего его в 1875 г., наряду с 900 прописями целебных снадобий и зелий приводятся слова заклинаний, которые необходимо произносить, прикладывая лекарства к больным местам. Представляет интерес содержание заклинаний: «Помоги! Иди и изгони то, что находится в моем сердце и моих членах! Заклинания благотворны в сопровождении лекарств и лекарства благотворны в сопровождений и заклинаний» (цит. по В.Е.Рожнову). Попытку дать научное объяснение психическим методам лечения попытался венский врач А.Месмер в конце XVII века. По его мнению, психическое воздействие связано с «магнетическим флюидом» — особой жидкостью, как бы разлитой во вселенной и обладающей способностью передаваться от одного лица к другому.

Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с XIX века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна, Левенфельда, Мебиуса, а также отечественных врчей ВА.Манассеина, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психичекого воздействия в лечении различных заболеваний.

Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я.Мудрову: «...зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П.Павлова, его учеников и последователей. Предложив теорию физиологических механизмов сна, переходных (от сна к бодрствованию) состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З.Фрейда, его учеников и последователей.

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимания болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты, Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту

Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.

Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Иными словами, каждое лечебное воздействие должно включать и психотерапевтический компонент. Поэтому каждый врач, независимо от его специальности, должен быть также психотерапевтом для своего пациента. Известный отечественный психиатр

В.В.Ковалев (1972), занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.

Психотерапевтическое воздействие на больного оказывают поведение врача, беседа о характере заболевания, особенностях его течения, лечебые назначения и рекомендации. Все это дает психотерапевтический эффект только в том случае, если поведение врача подчинено главной цели — формированию у пациента адекватной реакции на болезнь (нормосоматонозогнозии) и ее поддержанию на всем протяжении диагностического и лечебно-реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также путем влияния на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозии предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирование выдержки и мужества в борьбе с болезнью и ее последствиями с целью быстрейшего возвращения к активной жизни.

При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания, закреплению патологических проявлений. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.

Некоторые врачи рассматривают психотерапию как «обучение» больного специальным формам поведения в определенных ситуациях и умению управлять своими вегетативными и эмоциональными реакциями. Это достигается при помощи ряда методик, которыми владеют специалисты. Однако не этому процессу обучения принадлежит решающая роль в психотерапии. Психотерапевтическое воздействие, как принято считать в настоящее время, должно быть направлено на коррекцию нарушенного отношения личности к своему здоровью и микросоциальному окружению.

Основными целями психотерапии в общемедицинской практике являются:

• осознание больным своей роли в успешном лечении и реабилитации;

• коррекция неправильных реакций на болезнь (отрицания, ухода в болезнь, безразличия и др.);

• стимуляция активности больного в преодолении заболевания;

• создание системы психологической поддержки больному и условий для исправления неадекватного отношения к болезни, мешающего проведению эффективного лечения.

Психотерапевтическое воздействие необходимо оказывать на все уровни соматонозогнозии и составляющие внутренней картины болезни, добиваясь при этом ослабления дискомфортных явлений и болей, дезактуализации витальной угрозы, этического, эстетического, интимного и профессионально-трудовых компонентов последней. Важное значение имеют нормализация эмоциональных реакций на проявления болезни, устранение или ослабление эмоциональной напряженности, тревоги, страха. Все это повышает психологическую устойчивость больного. Достижению этих целей способствует благоприятный психологический климат в лечебном учреждении, разумное позитивное влияние на больного его родных, близких, друзей, а также медперсонала и соседей по палате. При эффективном применении всех мер психотерапевтического воздействия у больного улучшается настроение, исчезает недоверие к методам обследования и лечения, боязнь их и появляется надежда, а затем и уверенность в выздоровлении.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных