Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задача распределения ресурсов




 

Пусть имеется некоторое количество экономических ресурсов. Под термином ресурсы подразумеваются люди, деньги, машины, материалы для технологических процессов, вода для сельскохозяйственных и промышленных целей, топливо и т.д. Эти ресурсы потребляются различными способами, в результате чего получают некоторой доход, размер которого зависит от употребленного количества ресурсов и от выбранного процесса распределения.

Задача заключается в распределении ресурсов таким образом, чтобы максимизировать общий доход при следующих условиях: доходы, полученные от различных процессов, измеряются общей единицей; доход, полученный от рассматриваемого процесса, не зависит от количества ресурсов, выделенных для других процессов; общий доход получается как сумма доходов полученных от отдельных процессов.

Математическая формулировка задачи следующая. Пусть имеется N различных процессов (i = 1, 2,..., N), каждому из которых соответствует функция полезности – целевая функция (доход) Q i, зависящая от количества выделенных ресурсов u ι. Общий доход определяется аддитивной функцией

.

На количество ресурсов наложены ограничения, что общее их количество не должно превышать заданного, , где u ι ≥ 0.

Конкретным примером рассматриваемой задачи является процесс распределения капиталовложений между предприятиями.

Задача о загрузке

Необходимо загрузить корабль грузом, составленным из отдельных предметов различного типа, имеющих различные массу и стоимость. Задача состоит в загрузке судна ограниченной грузоподъемности грузом наибольшей стоимости.

Данная задача – это задача о рациональной загрузке судна (самолета, автомашины), которое имеет ограничения по грузоподъемности или объему. Каждый помещенный груз приносит прибыль. Задача загрузки состоит в определении загрузки, приносящей наибольшую суммарную прибыль.

К таким задачам относится также задача о снаряжении, где пилот самолета выбирает вариант подвески и задача о рюкзаке, где турист должен выбрать наиболее ценные товары

Математическая модель задачи имеет вид:

Варианты решения задачи определяются следующим образом.

Введем обозначения:

mi – количество предметов i-го типа, загружаемых в самолет (i=1, 2, 3);

- вес каждого предмета;

- общий вес (грузоподъемность самолета);

– суммарная стоимость предметов i -го типа (x), загруженных в самолет – частный показатель эффективности;

– общая стоимость груза, загруженного в самолет – общий показатель эффективности;

Задачу можно решить симплекс-методом, но целочисленные решения не гарантируются.

f i,3(x) – максимальная стоимость груза при оптимальной загрузке в самолет предметов с i-го по 3-й (последний).

Этап в нашей задаче – загрузка в самолет предметов одного типа.

1. Допустим, что на 1-м этапе мы загружаем в самолет x -предметов 1-го типа, тогда для предметов 2-го и 3-го типа останется в самолете (w-w 1* m) тонн. В этом случае стоимость груза в самолете будет определяться как сумма

c 1* m 1+ f 2 (w - w 1* m).

По определению:

w1*x≤w
f 1 (m)=max[ c 1* m 1+ f 2 (w-w 1* m 1)]

 

Получили рекуррентное соотношение, которое может быть записано параметрически, но не определено численно, т.к. в правой части есть неопределенный элемент f 2,3.

2. Второе допущение: пусть в самолет мы не загрузили предметы 1-го типа, а предметов второго типа мы загрузили x. Тогда для предметов 3-го типа осталось в самолете (w-w2*m) тонн. Тогда по аналогии с п.1 получаем:

w2*x≤w
f 2,3(x)=max[Э2(x)+ f 3,3(w-w2*m)]

 

Второе рекуррентное соотношение тоже не может быть определено численно.

3. Пусть в самолет не загружаются предметы 1-го и 2-го типа, а загружают m предметов 3-го типа. Тогда:

w3*x≤w
f 3,3(x)=max[Э3(m)]= Э3(w)

 

Данная неизвестная может быть рассчитана численно (нет необходимости учитывать последние этапы – он и есть последний).

Определив f 3,3(m), подставляем ее значение в предыдущее выражение и определяем f 2,3(m), а затем f 1,3(m).

Рассчитав значения f i,3(m) можно осуществить выбор управляющих воздействий на каждом этапе.

Этапы решения задачи:

1. Параметрической определение рекуррентных соотношений.

2. Численный расчет функциональных уравнений.

3. Составление оптимальной программы.

Пример. Самолет загружается предметами N различных типов. Каждый предмет типа i имеет вес wi и стоимость ci (i=1, 2, 3). Максимальная грузоподъемность самолета равна W. Требуется определить максимальную стоимость груза, вес которого не должен превышать максимальную грузоподъемность самолета. Предположим, что W =4 т и всего имеется три типа предметов (N =3), численные сведения о которых приведены в таблице:

i wi ci
     
     
     

Оптимальное решение данной задачи легко найти путем полного перебора вариантов. На практике чаще всего встречаются задачи, в которых количество типов предметов достаточно велико. Поиск решения таких задач методом полного перебора сопряжен со значительными сложностями:

1. В задачах средней и большой размерности объем необходимых вычислений становится чрезвычайно большим.

2. Отсутствует априорная информация о решениях, которые не являются допустимыми, что снижает эффективность вычислительной схемы полного перебора.

3. Информация, полученная в результате анализа некоторых комбинаций проектов, в дальнейшем не используется для выявления и исключения неоптимальных комбинаций.

Этап 3.

Пусть -число предметов -го типа, - суммарный вес предметов, решение о погрузке которых принято на -м этапе.

Точный вес, который может быть загружен на третьем этапе при загрузке третьего типа предметов, заранее неизвестен. Состояния являются крайними случаями, когда предметы третьего наименования полностью не загружаются или в самолет загружаются только предметы третьего наименования. Так как вес предметов третьего типа равен 1 тонне, то в самолет загружается 0,1, 2, 3 или 4 предмета третьего типа.

Решение будет допустимым только, если . Следовательно, все недопустимые альтернативы будут исключены. Следующее соотношение будет основным для третьего этапа.

.

Построим таблицу, в которой будут содержаться результаты частных шагов решения для третьего этапа.

  m 3    
X 3           f 3(x3) m3*
               
               
               
               
               

На втором этапе функциональное уравнение будет иметь вид:

.

Таблица с содержимым результатов частных шагов решения имеет вид

  m 2   m 2*
X 2     f 2(x2)  
  0+0      
  0+14      
  0+28      
  0+42 47+0=47    
  0+56 47+14=61    

Этап 1

  m 1   f 1(x1) m 1*
X 1          
  0+0        
  0+14        
  0+28 31+0=31      
  0+47 31+14=45      
  0+61 31+28=59 62+0=62    

Оптимальное решение определяется следующим образом. Из условия, что вес равен 4 тонн, оптимальное решение равно 62 000.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных