Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Фольклор как воспитательное средство и отражение нравственных ценностей человечества




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Крымскотатарское устное народное творчество как средство формирования нравственных качеств младших школьников

Выполнила:Юнусова Э.К.

Студентка группы НО-12

Специальность 44.02.02.

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель:

Джеппарова Л.А. ___________

­­­­­­­ ­ «__» «__________» 2016 г.

СИМФЕРОПОЛЬ, 2016

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3

Глава 1. Фольклор как воспитательное средство и отражение нравственных ценностей человечества………………………………………………………......5

1.1. Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе и роль курса «Ана тили» в формирование нравственных качеств ………………………………………………….....5

1.2. Жанры крымскотатарского устного народного творчества и их воспитательный потенциал……………………………………………….8

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению сформированности нравственных качеств младших школьников…………………………………20

2.1. Задачи и практическая методика экспериментального этапа исследовании……………………………………………………………………..20

2. 2 Формирование нравственных качеств младших школьников при помощи крыскотатарского устного народного творчества……………….…..25

2.3. Результаты опытной работы по формированию нравственных качеств младших школьников……………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...…………………….……….37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2,с.11].

В настоящее время человечество переживает один из непростых исторических периодов, самая большая опасность в котором — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, искажая представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, в этом и заключается одна из проблем современного образования. Как сохранить в процессе воспитания подрастающего поколения преемственность традиций, передать культурное и духовное наследие, привить нравственные ценности? Этот вопрос не случаен, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание — в узком смысле слова — это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова — эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру [2,c 30-32].

Цель исследования состоит в выявлении особенностей нравственного воспитания младших школьников через крымскотатарское устное народное творчество.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.изучить педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;

2.выявить нравственный потенциал произведений устного народного творчества, изучающихся в курсе «Ана тили» в начальной школе;

3.отобрать наиболее эффективные приемы работы над произведениями устного народного творчества как источником нравственных знаний.

Для решения задач нашего исследования мы использовали следующие методы:

- изучение литературы;

- анализ;

- систематизация;

- обобщение.

Объект исследования -процесс формирования нравственных качеств у младших школьников.

Предмет исследования: методические приёмы изучения устного народного творчества как средства формирования нравственных качеств у младших школьников.

Гипотеза исследования – если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности устного народного творчества, то это окажет влияние на воспитание нравственной культуры детей младшего школьного возраста.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав и заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1. Фольклор как воспитательное средство и отражение нравственных ценностей человечества

1.1. Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе и роль курса «Ана тили» в формирование нравственных качеств у младшего школьника

Понятие «нравственное воспитание» имеет очень широкий спектр толкования. В настоящее время существуют два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственное воспитание». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй подход – «воспитание».

Чтобы получить представление о том, что такое нравственноевоспитание, прежде всегонужно обратиться к этимологии слова «культура». В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком. В настоящее время существует несколько сотен определений, что такое культура. В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» понимается как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания. Таким образом, следует отметить, что латинский термин «культура» применительно к человеку также является взращиванием, совершенствованием и формированием [3].

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образованиивыступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду и общению. Принимая во внимание данное определение, мы будем понимать под культурой процесс, средство и результат образования и воспитания [4, с.68].

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями [5].

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» [6, с. 23] воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Следовательно, государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания современной молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, а так же создают условия для функционирования неправительственных организаций» [7,с.12].

По определению многих авторов (П.И. Бабочкин, Е.В. Бондаревская, И.А.Зимняя, В.М. Кротов, В.Т. Лисовский, Б.Т. Лихачев и др.), это и целенаправленное формирование личности, и управление процессом формирования и развития личности, и поддержка в самоактуализации, и создание условий: а) для самоактуализации или б) для формирования и развития личности и т. д. Такое разночтение содержания понятия «воспитание» не способствует концентрации усилий исследователей в решении общих проблем.

Наиболее приемлемым в узком смысле представляется определение И.А. Зимней: воспитание - это непосредственное или опосредствованное, прямое («директное» или косвенное («индиректное») целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося посредством создания определенных условий, способствующих его самоактуализации и социализации [8, с.72].

1. Степень овладения нравственными понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувство и поступки ребенка [9, с.21].

Поэтому можно говорить, что уроки родного языка и литературы могут оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Они формируют эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дают гигантский объём разнообразной информации, воспитывают любовь к родному языку. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Цель курса «Ана тили» в начальной школе — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения родного языка.

Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Ана тили». Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание [10, с.58].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных