Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жанры крымскотатарского устного народного творчества и его воспитательный потенциал




Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят пословицы и поговорки, загадки [11, с. 115].

Под пословицей (Аталарсёзлери ) понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы (Аталар сёзлери) – не старина, не прошлое, а живой голос крымскотатарского народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям. Крымскотатарский народ придавал большое значение пословицам, считая, что они – крупица мудрости: «Аталар сезю – акъылнынъ козю» (букв.: «Пословица – глаз ума»). О том, что пословицы представляют собой особую ценность, говорит и следующая поговорка крымских татар: «Аталар сезюнде алтын бар» (В пословицах есть золото).

Воспитание нравственности в крымскотатарском народе считается одной из сложнейших задач воспитания. Народ говорит, что «алим олмакъ къыйын дегиль, адам олмакъ къыйын» (Ученым быть не трудно, трудно быть человеком). Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы нравственные качества, тем меньше отклонений от нормы, тем выше оценка окружающих. Насколько нравственно сформирован человек, проверяли по его действиям, поступкам: «Адамны бильмек истесенъ – арекетлерине бакъ» (Если хочешь узнать человека, смотри на его поступки). Неотъемлемой частью педагогической практики народа является и патриотическое воспитание. Любовь к Родине, к своему народу прививается с молоком матери. Идея патриотизма, любви к родной земле, к своему народу красной нитью проходит через все воспитание. Ведь не случайно крымские татары говорят: «Не будь сыном отца, а будь сыном народа». Ватан – экинджи ананъ. Родина – вторая мать.Ана киби яр олмаз, Ватан киби ер олмаз. Нет друга лучше матери, нет земли лучше Родины. Тувгъан ана - бир, тувгъан ер де бир. Одна у человека мать, одна у него Родина.

Преданность своему народу:

Халкъ юрьген ёлдан юрь. Ходи по дороге где народ ходил.

Халкъ уфюрсе - боран къопар. Народ дунет – буря будет.

Халкъкъабирлик – къушкъакъанат. Народу - сплоченность, птице – крылья. Посредством крымскотатарских пословиц детям можно показать идеал воспитанного человека, воспитывать уважения к родителям: «Ана–бабаны инджиткенни ахыры онъмаз» (Кто оскорбляет родителей, конец того бывает печален); уважения к старшим: «Къарткъа кульме, озюнъ де къартаярсынъ» (Не смейся над стариком, ведь и сам будешь старым)Озь анасыны урьмет этмеген урьмет беклеме. Не уважающий свою маму, никого не уважит.Буюклерге урьмет эт. Уважай старших.Сув кичикке, сёз – буюкке. Воду - младшим, слово – старшим; формировать такие качества, как трудолюбие: «Иштен къоркъмагъан, къыштан къоркъмаз» (Кто не боится работы, не забоится зимы); старательность: «Тырышкъан таш уфатыр» (Старательный камни раздробит); благовоспитанность: «Эдепсиз йигит – югенсиз ат» (Невоспитанный парень, что лошадь без узды), «Къыз эрке оссе, баба-анасыны хор этер» (Если девочка растет избалованной, то принесет горе родителям); справедливость: «Адалет – дюньянынъ темелидир» (Справедливость – фундамент мира); мужество: «Йигит олсанъ, мейдангъа чыкъ» (Если ты джигит (молодец), выходи на площадь); терпение: «Сабырнынъ тюбю – сары алтын» (Под терпением – золото).

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогического средства. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями – педагогическими и т.д.

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию[12,с.116].
В крымскотатарских пословица прививается любовь к дружбе, преданности: Бинъ дост – аз, бир душман – чокъ. Друзей и тысяча – мало, врагов – и одного много.Муаббетлик бир кунь, достлукъ – бутюн омюрлик. (Дружба вечна).

Одним из распространенных жанров крымскотатарского устного народного творчества является песенный жанр. Крымскотатарские песенные жанры фольклора представлены колыбельными, детскими песнями и балладами, обрядовыми и лирическими песнями.К песенному жанру присоединяются и причитания.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые джигиты, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Про национального героя крымских татар – Алима айдамакъа сложено много песен и былин. Это имя овеяно сказаниями о его смелости, отваге и человечности. Алим – историческая личность, образ жизни он себе избрал разбойника, но не как прирожденного грабителя, а как человека, жившего в том месте, где обычные законы не соблюдались, а тем более не уважались. Алим не был лют, он избегал жестокости, а предпринимаемые им набеги проводились не только смело, но и мудро. Подобно английскому Робин Гуду, он был добрым и благородным. Отбирая у богатых, он щедро оделял бедных. Среди горцев, там, где Алим совершал свои подвиги, рождались о нем легенды, слагались песни. Былинный герой Алим айдамакъ образец нравственного воспитания будущего поколения.

Песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам.

Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен.И сами слова песен, и условия, и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих [18, с.116]. Каждый народ может похвастаться тем, что в его фольклоре непременно присутствуют колыбельные песни, ведь это неотъемлемая его часть. Самый первый и нежный урок родного языка ребенок получает именно в колыбели, когда самый родной его человек – мама, поет ему колыбельные песни. Учеными доказано, что генетическую память человека и национальную идентичность пробуждают именно колыбельные песни. Кроме того, по их утверждениям они закладывают программу будущей жизни ребенка.

Особым позитивным настроем отличаются колыбельные песни крымских татар — айнени. Крымские татарки поют своим сыновьям, о том,что они вырастут сильными и здоровыми как лев, а дочерям о том, какими нужно быть нежными и добрыми.

Есть множество самых красивых древних колыбельных песен крымских татар, которые имеют ярко восточные мелодии с темпом, в котором качают колыбель малыша. Кроме того, они имеют довольно резко отличающийся от других народностей текст. Обычно матери в колыбельных песнях обращаются к самому ребенку, а в этих колыбельных, как к третьему лицу.

Сегодня все эти колыбельные изучаются и тщательно собираются для того, чтоб ни в коем случае не потерять такой важной части национальной и самобытной культуры. А молодым матерям напоминают, чтоб они пели деткам колыбельные песни и тем самым передавали язык и саму национальную идентичность народа.

 

Баю, баюшки, баю, Ай-я, ай-я, айнени

Баю деточку мою. Осип, буюсин беби, айнени,

Пусть дитя моё растёт, Ай-я, ай-я,ай-, ай!

Будет взрослым и цветёт. Ай-я, ай-я,ай-, ай!

Баю, баюшки, баю, Меним къызым оседжек

Баю деточку мою. Ай-нени

Будет дочь моя расти, Гуль багъчада гезечек,

Баюшки, баю - Ай-я, ай-я,ай-, ай!

И в саду средь роз цвести, - Ай-я, ай-я,ай-, ай!

Баюшки, баю. Огълум, огълум, огълум – тай, айнени,

Баю, баюшки, баю, Огълума керек къулун тай, айнени,

Баю, деточку мою. Ай-я, ай-я,ай-, ай!

Ай-я, ай-я,ай-, ай!

Ещё одним из наиболее популярных фольклорных жанров крымских татар являются легенды. Легенда (эфсане) как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время [20 c 114].

Многие исследователи отмечали, что фантастические образы и сюжеты, которые ложились в основу крымскотатарских легенд и сказаний были навеяны самой природой. А именно, причудливыми контурами скал, заросшими лесом глубокими ущельями, самыми таинственными пещерами и темными лесами.

Крымские татары очень верны своему народу и своей стране и это красиво отображалось в сюжетах легенд. Также очень часто в них говорилось о девичьей чистоте и неизменной любви, доброте, справедливости и человечности.

К самой многочисленной группе относят легенды, которые связанны с природой полуострова. Это, к примеру, легенды о скалах Дива, Кошка и Монах, об Аю-Даге, скалах близнецах у Гурзуфа, а также о Демирджи-кая и многие другие.

Довольно многочисленной является и другая группа, а именно легенды, которые посвящали происхождению отдельных сел и городов, поверий и обычаев, культуре и истории Крыма. Примерами таких легенд являются: о кизиле – шайтановой ягоде, о происхождении Бахчисарая, о могиле Мамая и о таракташских партизанках.

«Арзы къыз» - одна из любимых легенд крымскотатарского народа.

В ней рассказывается про Арзы – крысивую, нежную девушку из Алупки, которую похитили и увезли в Турцию. Но тоска по Родине, по родным не удержала её в золотой клетке на чужбине. С младенцем на руках она бросилась в пенящиеся волны Черного моря и приплыла к себе на Родину. Она пример преданности своей Родине и своему народу.

Ещё одним из наиболее действенных и распространённых видов художественной литературы является сказка. Все виды крымскотатарских сказок тесно связаны с другими жанрами: песнями, пословицами, загадками. В частности, нередко пословицы используются в качестве заглавия сказок: «Эйликке кемлик япма» («Не плати злом за добро») и др.

Сказочное повествование начинается, как правило, с зачина, вводящего слушателей в особый мир, или присказки - шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом повествования.Верность родной стране и своему народу, девичья чистота и неизменная любовь, доброта, справедливость и человечность - вот о чем говорится в крымскотатарской художественной литературе.

Крымскотатарским сказкам свойственны некоторые особенности. Действующие образы в них делятся на две группы: положительные герои - бедный старик, его трое сыновей, дочь бедняка; хан, падишах, визири, сын хана, мулла - всегда предстают перед нами в отрицательных образах.Сказка имеет традиционные завязки и концовки.

Завязки: «Бир заманда бар экен, бир заманда екъ экен…», «Куньлерден бир кунь», «Заманлардан биринде».

Концовки: «Зияфет къыркъ кунь, къыркъ гедже девам эте» (Праздник длился сорок дней и сорок ночей), «Асрет- асретине къавушып, акъ мурадына иришелер» (Правда всегда восторжествует).

Основными художественными средствами в шуточных и сатирических сказах является ирония, карикатура, гротеск, приемы контраста, сопоставления, алогизма.

Сказки, предания и легенды на редкость разнообразны по тематике, сверкающие стилистическими узорами, они, как старинные клинки, хранят еще на себе прежнюю чеканку многих столетий и мастеров.Однако же не в этой чеканке главный смысл, значимость и актуальность крымскотатарской литературы.

По содержанию и форме сказки крымских татар могут быть разделены на три вида: сказки о животных («звериный эпос»), волшебные сказки, социально-бытовые сказки..В этих сказках в аллегорической форме раскрываются общественные явления и быт людей. Они пронизаны сатирой и юмором.Большая часть сказок о животных посвящена борьбе слабых с сильными, маленьких с большими. Животный мир в этих сказках разнообразен: наиболее частыми персонажами здесь являются лисы, волки, львы, ослы, змеи. Сказки о животных, как правило, невелики по объему, не сложны по композиции, просты по языку.

Действия сказочных животных образов очеловечены: они разговаривают, дружат. Именно поэтому содержание этих сказок так близко и доступно детям всех возрастов.

В золотой фонд крымскотатарских сказок о животных вошли «Эйликке кемлик япма» (Плати за добро добром), «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки»(Сказка про умного ежа и хитрую лисицу), «Хан ве йылан»(Сказка про хана и змею) и др.

К древнейшему виду сказочного эпоса относятся и волшебные сказки. Идейную основу этих сказок составляют борьба человека с враждебными ему силами. Герой сказки, борющийся за правду и справедливость, неизменно одерживает победу. Большое место в волшебных сказках занимают чудесные предметы и помощники героя: живая вода, ковер-самолет, волшебный платок, чудесная скатерть, волшебное кольцо, быстроногий конь, благородная лиса, старая пчела, чудесная птица и другие.

Самыми интересными из этих сказок являются: “Учь тылсым”, “Алтын башнен хыяр баш ”, ” Памукъ къыз ве матюв огълан”, “Чамашырджы огълан масалы”.

Спецификой волшебных сказок является сильное моральное начало.

Особенно популярными и довольно многочисленными являются сказки социально-бытовые. От других видов сказок они отличаются большой степенью связи с реальной действительностью. Бытовые сказки отличаются тематическим разнообразием.

Тематика социально бытовых сказок достаточно разнообразна и богата. В них изображается человеческая жизнь со всеми ее радостями и невзгодами, раскрываются сложные семейные отношения (“Элял сют”, “Акъыллы къыз” (Умная девочка), “Туварчынынъ акъкыллы къызы”(Умная дочь пастуха), “Учь къызнынъ къурназлыгъы” (Хитрости трех девочек), “Джигерджи къарт масалы”).

Главными мотивами социально-бытовых сказок являются: победа добра над злом; противопоставление бедных и богатых, мотив труда, борьба против сил, которые мешают счастью простого человека; антирелигиозные мотивы - осуждение алчности и ненасытности муллы.

Почти во всех сказках противопоставляются бедные богатым как столкновение добра и зла, мудрости и скупости, благодарности и неблагодарности.Социально-бытовые сказки направлены на раскрытие и отрицание несправедливого общественного строя, эксплуатация человека человеком. Они помогают детям глубже познать прошлое крымскотатарского народа, воспитывают патриотические чувства, прививают подрастающему поколению оптимистические взгляды на жизнь.

В школьном образовательном учреждении, а особенно 2-3 классах у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка с произведениями различных жанров.У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.

Младший школьный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребёнка.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством [19].

Образность– важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу хана, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.

В данном разделе были рассмотрены вопросы нравственного воспитания, жанры устного народного творчества крымских татар и их воспитательный потенциал. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что фольклор выполняет следующие функции: эстетическую, воспитательную, познавательную.

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное значение фольклора это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

Все это делает произведение устного народного творчества эффективным средством воспитания нравственной культуры.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных