Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Было ли Белое движение монархическим или нет?




Излюбленная тема всех мнимо «правых» критиков Белого движения: его якобы республиканский характер. Вновь слово О.А. Платонову: «Белые генералы по своим убеждениям являлись сторонниками космополитической республики, ни один из них не выступал за сохранение традиционного государственного строя России – Православной монархии». Разумеется, Олег Анатольевич, со свойственной ему предусмотрительностью забывает упомянуть конкретные имена белых генералов – «сторонников космополитической республики».

Как наверняка уже догадался проницательный читатель, Олег Анатольевич пишет неправду. То есть лжет. (Хотя, может быть, и не сознательно, а по незнанию – он ведь все-таки не историк, а специалист по экономической статистике.)

Действительно, нельзя утверждать, что абсолютно все белые генералы были монархистами. Но хотелось бы узнать имя хотя бы одного из них, бывшего сторонником именно космополитической республики? Атаман Г.М. Семенов определяет свои взгляды как национализм. Националистами были и остальные вожди Белого движения, во всяком случае, генералы. Политические идеи, оглашаемые ими в разное время и в разных ситуациях, бывали порой весьма различны, однако общим был один принцип: Россия единая неделимая. В своей борьбе за великую русскую державу белые генералы, за редким исключением, были настолько последовательны, что утрачивали даже минимальную политическую гибкость. В частности, это проявлялось в действиях А.И. Деникина, который вел борьбу с грузинскими сепаратистами ради единства Империи; причем тактически это шло явно во вред противобольшевицкой борьбе. Правительство А.В. Колчака заняло весьма уклончивую позицию даже относительно признания суверенитета новообразованных Польши и Финляндии, которые и до революции имели особое положение в Империи (хотя такое дипломатическое сопротивление также явно подрывало позиции белых, ибо это толкало новообразованные государства к соглашательству с большевиками, щедро раздававшими русские земли). Из всего этого видно, что державно-националистические убеждение белых генералов были столь сильны и однозначны, что порой даже лишали их способности к политическому маневру. Можно ли назвать таких людей сторонниками «космополитической республики»? Уж кем-кем, но космополитами никто из них не был.

Вопрос о том, каких именно убеждений придерживались белые вожди, далеко не всегда может быть выяснен вполне определенно. Достоверно известно, что из белых генералов, возглавлявших на разных этапах Белое движение, убежденными монархистами были: М.К. Дитерихс и П.Н. Врангель. К этим именам можно также добавить имена донского Атамана П.Н. Краснова и Р.Ф. Унгерна. Что же касается политических убеждений других выдающихся белых деятелей, то относительно них существуют самые различные свидетельства. По этой причине, представление о политических воззрениях тех или иных белых лидеров приходится восстанавливать буквально по крупицам, и работа эта еще далеко не закончена.

Когда хотят доказать «республиканский» характер Белого движения, обычно приводят в пример те или иные прокламации Белой Армии (преимущественно, до 1920 г.), а также вспоминают знаменитую фразу о том, что если б белые выдвинули лозунг «Народный Царь!», то победили бы всенепременно.

Однако при этом обыкновенно забывают, что в ужасающей Смуте гражданской войны белым генералам приходилось учитывать не только настроения русского простонародья. (Да и настроения эти также не были столь однозначны, как порой рисуют их нынешние ультрамонархисты «задним числом»: антимонархическая пропаганда революционеров сильно повлияла и на народ, и изживалась она не сразу.) Огромную роль, особенно в самом начале Белого движения, играла так называемая интеллигенция – относительно образованная (начиная от университетского уровня, и заканчивая несколькими классами гимназии) революционно настроенная часть российского социума. Крайне малочисленная на фоне русского крестьянства и казачества, а также и рабочих, она при этом была чрезвычайно активна, и на начальном этапе гораздо лучше организована. Это делало ее мощной социально-политической силой, с которой невозможно было не считаться. Из мемуаров участников Белого движения, начиная от его вождей и заканчивая простыми добровольцами, видно, какой язвой были для Белого дела многочисленные слегка образованные агитаторы, сколь легко они могли порой убедить следовать за ними простого и доверчивого русского мужика. В разного рода мелкотравчатых правительствах самозваных республик, которые покрыли в 1918 г., как парша прокаженного, русскую землю, интеллигенция, либерально или социалистически ориентированная, играла нередко ведущую роль. Белая армия на Юге России начиналась с нескольких сотен человек, потом достигла нескольких тысяч. Рассчитывать на поддержку достаточно широких слоев народа в тот момент было трудно, так как простые люди еще не осознали тогда значимости совершавшихся событий. И в таком положении, имея «винтовку и четыре патрона», пренебрегать мнением многочисленных интеллигентских квази-элит было просто невозможно.

Такие понятия, как «монархия» и «старый режим», были для этой публики тем же, чем и красная тряпка для быка. И можно было быть уверенными, что если б они ее обнаружили, то сделали бы все для того, чтобы осложнить жизнь белым. Это и заставляло, волей-неволей, делать белых вождей разного рода реверансы по адресу «рабочего вопроса», «свобод», заявлять о своем отказе от «реакции» и т.п.

Другим важным фактором, который белые не могли не учитывать, была позиция Франции, Англии и США. На их поддержку уповали многие белые лидеры (Деникин, Врангель, Колчак), и действительно, активного военного вмешательства стран Антанты, даже и не очень значительного, хватило бы для того, чтобы в несколько недель окончательно покончить с большевиками. Между тем, либеральные правительства Западной Европы и США, признавшие ранее либеральное же Временное Правительство, явно симпатизировали республиканцам, и явно негативно рассматривали перспективу возрождения Самодержавия, и даже монархии. С этим также приходилось считаться, тем более что этот (внешнеполитический) фактор был тесно увязан с фактором внутриполитическим – той самой интеллигенцией, о которой было сказано выше.

Этим-то и объясняется мнимое «противоречие» в высказываниях ряда вождей Белого движения. В официальных прокламациях мы читаем про рабочий день и землевладение, про грядущее Учредительное собрание и диктатуру как орудие республики, а из свидетельств людей, близко знавших видных деятелей Белого движения, узнаем, что и Колчак, и даже (казалось бы) явный республиканец Корнилов заявляли о себе как о монархистах. Известны слова Л.Г. Корнилова, произнесенные им незадолго до гибели: «После ареста Государыни я сказал своим близким, что в случае восстановления монархии мне, Корнилову, в России не жить. Это я сказал, учитывая, что придворная камарилья, бросившая Государя, соберется вновь. Но сейчас, как слышно, многие из них уже расстреляны, другие стали предателями. Я никогда не был против монархии, так как Россия слишком велика, чтобы быть республикой. Кроме того, я – казак. Казак настоящий не может не быть монархистом…». Сказано это было им тем собратьям-офицерам, которым он мог доверять. Вопрос о том, как расценивать эти слова, остается открытым. Однако из них очевидно одно: республиканская тога, которую навязывали вождям Белого движения либералы и их американо-европейские покровители, была большинству из них отвратительна.

Что же касается настроений среднего командного звена и рядовых добровольцев, то там количество монархистов было весьма велико, и именно они были костяком Белого движения. Замечательной художественной иллюстрацией политических настроений белогвардейцев служат стихи ставшего знаменитым в Харбине русского поэта Арсения Несмелова (он же Николай Дозоров). Уже будучи в эмиграции, он станет членом Всероссийской Фашистской Партии; в годы гражданской войны он, кроме прочего, участвовал в освобождении Екатеринбурга. И вот какое стихотворное описание этого было им дано:

Пели добровольцы. Пыльные теплушки
Ринулись на запад в стукоте колёс.
С бронзовой платформы выглянули пушки.
Натиск и победа! или – под откос.

Вот и Камышлово. Красных отогнали.
К Екатеринбургу нас помчит заря:
Там наш Император. Мы уже мечтали
Об освобожденьи Русского Царя.<…>

Почему ж нет песен, братья, почему же
У гонца из штаба мёртвое лицо?
Почему рыдает седоусый воин?
В каждом сердце – словно всех пожарищ гарь.

В Екатеринбурге, никни головою,
Мучеником умер кроткий Государь.
Замирают речи, замирает слово,
В ужасе безкрайнем поднялись глаза.

Это было, братья, как удар громовый,
Этого удара позабыть нельзя.
Вышел седоусый офицер. Большие
Поднял руки к небу, обратился к нам:

– Да, Царя не стало, но жива Россия,
Родина Россия остаётся нам.
И к победам новым он призвал солдата,
За хребтом Уральским вздыбилась война.

С каждой годовщиной удалённей дата;
Чем она далече, тем страшней она.

Из этого пространно процитированного фрагмента стихотворения А. Несмелова – человека, который сам был одним из тех добровольцев, которые «мечтали об освобожденьи Русского Царя», ясно виден тот дух, который был присущ белым бойцам. Рыдающий «седоусый воин», «в каждом сердце – словно всех пожарищ гарь» – могли ли родиться все эти поэтические образы в голове республиканца, распевающего, как живописует Платонов, что «Царь нам не кумир»?


Знамя 42-го Троицкого стрелкового полка

Подводя итог, процитируем фрагмент недавно обнаруженного в белградских архивах письма П.Н. Врангеля П.Н. Краснову: «С величайшим вниманием остановился я на той части Вашего письма, где Вы пишете, что настало, по Вашему мнению, время с полной откровенностью поднять знамя «За Веру, Царя и Отечество»… Вы не можете сомневаться в том, что по убеждениям своим я являюсь монархистом и что столь же монархично, при том сознательно, и большинство Русской Армии. Я останавливаюсь на слове «сознательно», так как этим хотел подчеркнуть, что нынешняя Русская Армия, в отличие от старой, Императорской, стала сознательной, но, конечно, не в дурном, опошленном революцией смысле этого слова, а в лучшем его значении. Тяжелые испытания последних годов, а в особенности пребывание на чужбине, научили многому каждого из чинов Армии до простого солдата включительно… Вместе с тем, на первое место выдвигается понятие о «Родине» и яркое осознание необходимости посвятить себя служению Родине является той мошной нравственной силой, которая связывает всех чинов Армии в единое стройное целое и которая позволила ей выйти победительницей из пережитых ею испытаний. В Императорской России понятие «монархизма» отождествлялось с понятием «Родины». Революция разорвала эти два исторически неразрывных понятия… Нужна длительная работа, чтобы в народном сознании оба эти понятия слились воедино».

Безусловно, взгляды, высказанные П.Н. Врангелем (в 1922 г.), не вполне однозначны. Однако его слова о политических убеждениях – как его самого, так и Белой Русской Армии – откровенны и ясны.

То, что в Белом движении поначалу существовало, причем достаточно мощное, немонархическое течение, объединявшее разные толки демократов и социалистов, отрицать невозможно. Однако именно монархическое направление победило, в конце концов, в Белом движении, увенчав Белую борьбу за Россию Приамурским Земским Собором, организатором которого стал генерал М.К. Дитерихс.

Разумеется, никто не отрицает того факта, что белые вожди допустили ряд серьезных, в том числе и духовно-идеологических, просчетов (кстати, и сами они этого впоследствии не отрицали). Однако просчеты, допущенные ими, ни в коей мере не могут рассматриваться как свидетельство их приверженности «либерализму» и «космополитизму». И уж тем более это не дает ни малейших оснований считать их «по своей сути было такой же антинародной силой, как и большевизм». Это кощунственная клевета на наиболее жертвенную часть нашего народа.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных