ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
10 страница. Сейчас на меня обрушился целый аваланш писем от наших Европейских группСейчас на меня обрушился целый аваланш писем от наших Европейских групп. На днях должна получить книгу Клизовского. Он в восторге от моего последнего письма к нему. Иентуся очень посмеялась бы над его описанием идеала женской красоты. Бедная, голодная душа! Ухватился за мое предложение обращаться к одной из Великих Тар. Между прочим, где-то в «Ниве» он нашел воспроизведение моего серовского портрета. Воспроизведение это ничего общего с оригиналом не имеет, ибо в свое время мы не разрешили вынимать его из-под стекла, и каким-то образом на всех воспроизведениях он лишен правильных теней и получился повернутым в обратную сторону. И вот с этого обезображенного воспроизведения он сделал рисунок и прислал его мне. Мы так смеялись! И копии с этого косоглазого рисунка распространяются между членами Общества. Как бы не пришлось согласиться, чтобы Светик написал мой портрет! Хотя где взять для этого время! Между прочим, книга его наконец вышла. Он долго бился с духовной цензурой. Первый раз ему было отказано наотрез, но он продолжал стучаться, и, как всегда, настойчивость увенчалась победой. В конце письма он пишет: «Первая моя посылка будет Вам, главной моей Вдохновительнице и Руководительнице. Без Ваших указаний и Вашей помощи книга не получилась бы такой, какой она получилась. Самые лучшие и ценные места принадлежат в сущности Вам, между тем о Вас нигде не упомянуто, ибо не было на то Вашего соизволения. Некоторые места, взятые в кавычки, говорят лишь о каком-то неведомом источнике. Точно так же без содействия Высших Светлых Сил книга эта не увидала бы света, ибо усилия темных задержать ее были велики. Все это я сознаю, помню, и сердце мое полно благодарностью по адресу Помощников, как Зримых, так и Незримых...» Также пришло письмо от Асеева, ему удалось войти в контакт с каким-то русским, проживающим в Калифорнии, и от него он надеется получить все нужные ему сведения о «Тэмпль Артизан»[107] и, конечно, достучится и до бутафорного «Аморка». Нужно отдать ему справедливость, настойчивость у него большая. Пересылает мне копии получаемых им писем из разных мест, из которых видно, сколько душ ищут Света. Также переслал заметку из журнала «Зерно», помеченную еще 30-м годом, в Болгарии. В ней сказано об Обществе последователей Рериха и о том, что Учение дается через ученицу Учителя Мориа г-жу Рерих, которая живет в Индии. Интересно, откуда могла появиться в те годы такая версия! Между прочим, он в восторге от моего письма к Дукшинской и просит разрешения поместить выдержки из него о подвиге и о масонах в своем журнале. Пишет, что тираж его журнала настолько увеличился, что он думает выпускать его чаще. Пришло письмо и от Серафининой, она, бедная, свалилась с лестницы и очень зашибла себе ногу, и посейчас она у нее не сгибается. В минуту острых страданий она мысленно обращалась ко мне и чувствовала немедленное облегчение. Засыпала в своем письме вопросами, но относящимися большею частью к значению восточных терминов, встречающихся в Учении. Я ее не так чувствую, что-то в ней мне еще не близко. Наш Мирон снова переписывается с группами в Европе, предлагая свои разъяснения по Учению. Асеев ответил ему, что все статьи по Учению должны быть посланы раньше на усмотрение Елены Ивановны. Нужно быть очень осторожными с этим типом! Пришло трогательное письмо от Фосдика, но не слишком ли он уносится в «Облачную» Высь? Впрочем, энтузиазм прекрасен, но нужно уметь удержать равновесие при неминуемых падениях духа и спокойно выждать следующей волны подъема, которая так же неминуемо наступит, если накопления духа налицо. Об этих ныряниях духа моей Порумочке придется часто говорить и предупреждать. Также о том, что в первые дни и даже месяцы подхода к Учению все идут зажженным факелом и при первом наступившем падении духа, иногда в зависимости от атмосферических условий, утрачивают свой энтузиазм и часто даже совсем отпадают от Учения. Все такие души есть души с малым духовным багажом. Истинно, они как блуждающие огоньки и ценность их ничтожна! Ценно лишь глубоко продуманное значение подхода к Учению и постоянное устремление к самоусовершенствованию для преображения внутреннего человека, носителя истинного бессмертия. Преображения, которое откроет неисчерпаемый запас духовных сил и приведет к освобождению и овладению своею духовною творческою волею. Овладение действенной, именно творческой духовной волею и есть венец достижения – человек становится тогда в полном смысле творцом Мира. Родная моя Порумочка, спасибо за присланные мои снимки, придется ими немного реабилитировать себя. На будущей неделе постараюсь ответить членам Группы Живой Этики. На очереди у меня уже 15 писем, на которые нужно ответить, причем Клизовский уже снова прислал продолжение своей новой книги на просмотр. Очень устаю от писем. Но все же значительно двинула и переписку «Тайной Доктрины». Мои «рыцари» живут дружно, стараются быть внимательными. У Светика по-прежнему продолжаются боли, и сейчас не может писать картин, болит шея и ключица. Выясняется, что недель семь тому назад он поскользнулся на снегу и упал вниз с большой высоты и, должно быть, сильно вытянул себе связки всей левой стороны. Конечно, меня все это тревожит, ибо он так похудел, хотя и слышу: «Не беспокойся!» Но Порумочка знает, как чувствует сердце матери, а ведь Светик – моя слабость. Каждое горе его так тяжко отзывается на мне. Жду описания деток и, если возможно, их новые фотографии. Огненный мой человечек, мне кажется, что кто-то очень ревниво оберегает мою золотую головку. Пора кончать. Родные мои, чуйте всю любовь мою и все доверие сердца. Так жду вестей!! Жалею, что не могу выслать мускуса. На нашу просьбу выслать нам образец на пробу наш поставщик замолчал. Последнее время он стал нечестным и продавал нам второй сорт за первый. Очень прошу моего человечка привезти мне белую бумагу без герба. Для многого это лучше.
Е.И.Рерих – Г.Г.Шкляверу 27 февраля 1935 г. Дорогой Георгий Гаврилович, Ваши письма от 27 января и 10 февраля получены. Надеюсь, что Вы окончательно справились с Вашей простудой. Это письмо придет уже после отъезда мисс Э.Лихтман, и Вы будете знать все наши новости, так как, наверно, переговорили с нею о согласованных совместных выступлениях по Пакту и всему связанному с этим. Также Вы уже получили некоторые соображения по этому поводу в письме Святослава, потому не буду повторяться. На этой неделе я не имела от Карла Ивановича сведений о дальнейшем продвижении Пакта в Прибалтийских странах. Все, что Вы пишете о влиянии родственников, право, изумительно! Пословица гласит: «Когда Бог наказать захочет – ум отнимет!» Именно ум отнят сейчас у большинства человечества. Все боятся и трепещут перед тем, что осуждено на гибель, и не замечают, что они принимают в объятия мертвеца. Но чьи-то денежки заплачут. Интересно, как отнесутся теперь к ратификации Пакта Европейские страны после получения ими новой бумаги из Стейт Департамента? Очень было удачно, что Вам удалось установить первую версию рассылаемого ими циркуляра, это дало нам возможность исправить многие упущения и пресечь темные подкопы. Конечно, на нашу милую Францию я больших надежд не возлагаю, но Бельгия, первая собравшая Конвенцию по Знамени Мира, могла бы сделать и первый жест в Европе, тем более что она героически противится трупному объятию. Нельзя ли там принажать через образовавшийся в Брюсселе Комитет? Н.К. очень огорчен якобы бездеятельностью нашего Европейского Центра. Также из посланной нами телеграммы Вы видите, что мы обеспокоены проектированной выставкой из страны, представители которой так мелко и глупо допустили неприличное отношение к Н.К. со стороны безответственных хулиганов на столбцах своей газеты. У меня сложилось впечатление, что выставка эта была задумана с согласия Н.К., но из его письма от конца января вижу, что он ничего о ней не знал и спрашивает, что сей сон означает? Были бы необъяснимы наши жесты дружелюбия после их неприличного молчания на все наши требования о принятии немедленных обуздывающих мер против хулиганской шайки. Нужно уклониться от этой выставки. Они должны понять, насколько глубоко оскорблены наши Американские Учреждения и все многочисленные Общества допущенными газетными пасквилями со стороны местных властей. Следовало бы напомнить им, как наши Учреждения устраивали их выставку и каким другом их древней культуры был Н.К., с какими дружественными намерениями посетил он их новую страну и как он был оскорблен в лучших своих чувствах допущенною травлею в их газетах! Ведь все их обещания воздействия есть и будут мыльными пузырями! Конечно, из этого заключим, что внутреннее разложение проникло и в их страну, но все же глупо так ронять свое достоинство, я думала, что они дальновиднее. Итак, скажем себе: еще одна маска снята и еще одна народность не выдержала испытания и осудила себя. Ведь сейчас, как я уже не раз писала, идет уплата по кармическим счетам, и удивительно наблюдать, как все предуказанное исполняется в точности. Каждому народу предлагалась помощь, но приняли ее лишь те, которые были указаны как ведущие, двенадцать лет тому назад. Так совершается Непреложный Закон Причин и Следствий. Пусть протекает река Кармы. Так и на этот раз голос Сен-Жермена прозвучал бы втуне. Теперь о наших ближайших делах. Вы уже знаете о последних победах. Возвращение Дома есть истинное чудо. Остается отвоевать наше частичное освобождение от такс, но, конечно, это еще не выведет нас из трудного финансового положения, ибо накопились обстоятельства, которые мы должны погашать. Во всяком случае, уже великая победа, что мы будем в состоянии их погашать. Также все те энергии, затрачиваемые на отстаивание Дома, теперь будут обращены на изыскания средств для расцвета нашей культурной деятельности. Возможности, как я уже писала, велики, но тут надо явить терпение. Потому я снова обращаюсь к Вам с просьбою мужественно выдержать это время, сократив все расходы до минимума в нашем Центре и стараясь приработать себе что-либо на стороне. Если бы Вы знали все чудовищное напряжение и перегружение работою наших сотрудников! Я поражаюсь количеству достигнутого ими при минимальной помощи от секретарей, работа которых распространяется на несколько отделов, ибо не все отделы могут допустить сейчас такую роскошь, как секретарь! Наши сотрудники – истинно герои Духа! Сообщили ли Вы состав Президиума, пересланный Вами мне, в Америку? Им это очень важно знать. Сейчас необходима полная осведомленность и согласованность Ваших действий с Америкой, ибо достижение наше есть Ваше облегчение. Вы можете им много помочь Вашими знаниями Международных Законов. Встречали ли Вы в местных газетах отголоски Харбинской галиматьи, кроме пересланной мне статьи из «Последних Новостей»? Мы еще дикари, и потому возможна недостойная игра на почве этого невежества. Право, стыдно за своих соотечественников! Юрий пишет, что там многие горюют, что Н.К. уехал, но нужно не горевать, а действовать. И сейчас больше, чем когда-либо, ибо, лишь пресекая зло, где только оно появляется, можно продвигаться, иначе нас ждет гибель. Натиск тьмы силен, и нужно уметь встречать его дружными усилиями. Нужно закалять себя сейчас именно в бою. Так, проявляйте особую деятельность и зоркость, чтобы не слагалось впечатления, что наш Центр впал в расстройство и начал утрачивать свою жизнеспособность. Верьте, что все, что возможно, будет сделано, и «претерпевший до конца спасен будет». Мы окружены чудесами и знаем, что при доверии и при напряжении всех наших сил все приходит в последний час. Шлю Вам бодрость, которая живет в духе и сердце моем, ибо знаю предстоящие великие Победы! Как здоровье Ваших родителей? Передайте им, пожалуйста, мой самый сердечный привет. Также и г-же де Во шлю лучшие пожелания. Будьте мужественны и помните, что с нами ничто не страшно, ибо мы – сужденные победители. (У нас накопилось много статей Н.К., не нужно ли Вам прислать их, может быть, их можно где-либо поместить?) Итак, мужество, терпение и действие. Всего светлого. Книги «Добротолюбия», 5-й и 1-й тома получены.
Е.И.Рерих – К.И.Стурэ 28февраля 1935 г. Глубокоуважаемый Карл Иванович, письмо Ваше от 2 февраля получено мною. Вы пишете, что «ядро, посещающее с удовлетворительною ревностью разные группы Учения, состоит из 50 и 60 человек», – это прекрасно. И если бы из этого числа впоследствии выдвинулись шесть-семь человек с сознанием, твердо установившемся на Учении, со способностью в печати и с лекционной платформы возвещать Основы Живой Этики, то я считала бы это большим достижением. Также Вы пишете, что люди начинают уставать, ибо большинство из них служащие. Думаю, что главная причина в том, что большинство членов уже прошли первые ступени восторженного подхода к Учению и по оккультному закону начинают выявлять свою истинную сущность. Всегда нужно иметь в виду, что на первой ступени, в первые месяцы подхода к Учению, все идут зажженным факелом, окрыленные надеждою на немедленное развитие своих дремлющих духовных сил. Многие не дают себе отчета или же забывают, что лишь в крайнем напряжении всех сил достигаются пробуждение и последующая трансмутация внутреннего человека. Такие люди обычно не находят в себе силу духа противостать ныряниям духа, неминуемо следующим за каждым восторженным подъемом. Закон чередования ритма проходит во всем. На опыте знаю, как при первом наступившем падении духа многие утрачивали свой энтузиазм и часто даже совсем отпадали от Учения. Все такие души есть души с малым духовным багажом. Истинно, они блуждающие огоньки. Потому так ценно глубоко продуманное значение подхода к Учению и постоянное устремление к самоусовершенствованию для преображения внутреннего человека, носителя бессмертия. Преображение это открывает неисчерпаемый запас духовных сил и приводит к овладению своею духовною творческой волею – к этому венцу достижения. Достигший такого овладения духовной волею становится истинным сотрудником Благих Сил. И много сил нужно положить для такого преображения, но когда-то путь к нему должен быть проложен. Те единичные личности, которые выработали в себе духовное равновесие или самодисциплину и твердо следуют раз избранному ими пути, истинно могут быть названы устоями мира. Если мы осознали, что расширение сознания есть самое насущное, то и усталости нет, и мы ловим каждую минуту для внесения в сокровищницу нашу зерна знания и опыта. Потому, дорогой Карл Иванович, не следует огорчаться, ибо, истинно, «много званых, и мало избранных». Понимаю, как трудно руководить взрослыми людьми, разного сознания и даже разного образования. Я предоставила бы им свободу в выборе тем для рефератов и не настаивала бы на обязательном посещении. Они не дети и должны понимать основы примитивной самодисциплины. Какое же духовное продвижение возможно без дисциплины! И правильно пишете Вы, что нужны осторожные касания и невторжение в карму. Истинно, нельзя насиловать. Путь может быть указан, предостережения могут быть даны, но это и все. Также я не мешала бы г-ну Фрейману, утверждающему, что он каждую ночь исполняет обязанности на Астральном плане. Ведь многие духовно развитые люди и особенно ученики Великих Учителей, несомненно, работают по ночам на Астральном и даже Ментальном плане, помогая своим близким и знакомым или же исполняя поручения Великих Учителей. Конечно, и сами Вы, Карл Иванович, принимаете участие в такой деятельности. Но нужно всегда иметь в виду, что медиумистические натуры больше запоминают такие ночные похождения свои в силу особого строения своего организма. Причина, почему люди, даже духовно развитые, сравнительно редко помнят свои действия на других планах, заключается в разнице вибраций между планами. Физический мозг не может запечатлевать с такою легкостью эти тончайшие вибрации, и, если начать часто насильственно подымать его вибрации, разрушение организма неминуемо. Можно чаще сохранять память своей ночной деятельности при достижении известной степени Агни Йоги, но тоже и для этого нужно соблюдение известных космических и прочих физических условий. Так, нужны чистота и гармоничность окружающей атмосферы и значительная высота. Лишь полный Адепт сохраняет полное сознание во всех своих трех телах и не ограничен в своих действиях, но и Он должен жить для этого в особых условиях. Книги Ледбитера дают полную программу для таких видений и похождений на Астральном плане, и читавшие их часто видят эти мозговые отпечатки, принимая их за действительность. Но, Карл Иванович, пусть лучше они думают, что они заняты такою альтруистическою деятельностью, что иногда совершенно правильно. Ваша главная задача – удержать людей от вреда насильственно развиваемого психизма по рецептам, щедро раздаваемым всякими псевдооккультными книжками, и от страшного вреда спиритизма. Пусть лучше изучают символику снов. Ведь каждое сознание имеет свои особые символы, часто означающие обратное для другого сознания. Сны так мало изучаются, а между тем правильная постановка такого изучения дала бы много ценнейших наблюдений. Но, как всегда, при этом необходима наличность честности, этого редчайшего качества. И, увы, на духовном или, вернее, психическом плане она еще реже! Теперь должна признаться, что меня огорчила г-жа Мисинь со своим креслом. Ведь каждый из нас, знавший Феликса Денисовича, глубоко любит и чтит его память, но если кресло было избрано Самим Владыкой, как Символ Его Присутствия, то, конечно, ничто другое не может стоять рядом. Это полная несоизмеримость! Неужели же нельзя найти иного способа почитания и памятования? Например, как достойно и прекрасно почтить дорогую память тем, что всеми мерами вносить атмосферу доброжелательства, согласия туда, где Феликс Денисович собирал, работал и горел во Имя Великого Владыки. Так мало людей, понимающих, что под развитым сердцем нужно, прежде всего, понимать расширенное сознание. Именно сердце есть престол СОЗНАНИЯ, а не сентиментальности, этого суррогата доброты. Характерно, что все восточники, говоря о высших сокровенных думах, всегда полагают руку на сердце, ибо они помещают Сознание в сердце. То, что Вы пишете о Серафининой, чувствую и я. И ее самоутверждение в огненности и солнечности ее натуры, должно быть, основано на ее гороскопе. Она ведь занимается астрологией. Для Вашего сведения скажу, что гороскоп личности редко совпадает с гороскопом истинной индивидуальности. Так, часто дух, имеющий в гороскопе своей личности все огненные знаки, по основной сущности зерна духа может принадлежать к противоположной стихии, и наоборот. Огненность определяется именно по основному элементу зерна духа. Но, конечно, я еще не видела скульптуру ее духа и не спрашивала Владыку, я всегда люблю раньше сама разобраться в людях. По-видимому, она очень привлечена Учением и может быть полезным сотрудником. Ведь людей так мало!!! Также лихорадка к учительству очень характерна для новичков, и эту ступень приходится пережить и знать. Сама знаю по себе, как вначале мне хотелось поделиться со всеми тою радостью, которая жила в сердце моем, и лишь на опыте убедилась, как осторожно нужно раздавать зерна Учения. Хорошо, что она в переписке с Вами, это придаст ей некоторое равновесие. Прекрасны все Ваши постановления, касающиеся условий выбытия из членов, и правила, выработанные для несостоятельных членов. Именно, все должно быть заработано. Каждая ссуда должна быть возвращена работою. Как обстоит дело с Обществом под предводительством г-жи Пятс? Как прошли лекции по философии? Так хотелось бы развить отдел лекций по разным отраслям знания. Радуюсь тому, что Вы пишете о Валковском, что он взял себя в руки. Он мне очень симпатичен. Что его маленький дружок? Давно ничего не слышу о г-же Иогансон. Не занята ли она новым делом, у нее всегда много задумано. Очень радуюсь выходу книги А.И.Клизовского. Но еще не получила ее. Буду рекомендовать ее друзьям. К сожалению, среди русских читателей подобных книг немного. Буду рада услышать о дальнейшем движении Пакта в Прибалтийских странах. Так хотелось бы, чтобы Великое Знамя охраняло любимые страны. Ведь в книгу Просидингсов вошла, к сожалению, лишь половина всех полученных прекрасных мессаджей[108]. Может быть, удастся выпустить и второй том. Все это показывает, как эта идея проникает в сознание народов. Между прочим, у меня накопилось много статей Н.К., хочу отобрать и послать Вам несколько, может быть, они могут быть прочтены членам Общества и даже помещены в местных журналах или газетах. Также с медленной почтою пошлю Вам копии некоторых писем для Вашего осведомления. Если найдете нужным, прочтите членам Общества по своему усмотрению. Ввиду того что некоторые члены Общества прислали мне свои карточки, посылаю свою. Карточка любительская и переснята друзьями даже не с негатива, но с карточки, но она интересна тем, что на ней запечатлена моя аура. Снята эта карточка моим сыном в 25-м году, когда мы жили в Дарджилинге. Окна комнаты выходили прямо на север, на величественные Гималаи, на вершину Канченджунги. Конечно, аура моя, будучи лиловой, или, иначе говоря, пурпуровой, в силу быстроты своих вибраций трудно уловима, но Великий Владыка хотел запечатлеть ее и помог этому. Снимок сделан около 12 часов дня при полном дневном свете, причем мы не знали о готовящемся проявлении. С удовольствием прислала бы Вам более ясную фотографию, но дело в том, что я никогда не снимаюсь, и потому даже любительских фотографий у нас почти нет, или все они так миниатюрны, что еще труднее разобрать. Нужно кончать. Шлю Вам самые лучшие мысли и прошу передать сердечный привет ближайшим сотрудникам. Всего самого радостного и светлого. Духом с Вами.
Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам 1 марта 1935 г. Родные мои, на прошлой неделе в субботу пришли Ваши письма от 27 января и по 1 февраля. Огорчает меня Ваше нездоровье, принимаете ли мускус? Также очень беспокоит меня отправка семян и растений. Действительно, сотрудники Ваши немного стоят! Совершенно непростительна такая задержка. Еще раз должна сказать, что очень жалею, что Вам пришлось жить в той атмосфере. Погружение в отжившие слои неминуемо налагает свою окраску на все происходящее. И тогда как Харбинская вакханалия вызывает взрыв негодования и прилив усиленной преданности к Вам, мои сокровища, со стороны многих ведомых и неведомых друзей, пребывающие там из-за своего чертополоха не видят вырастающего мощного леса. Как смешны все эти невежественные нападки и обвинения в принадлежности к Обществам, утвержденным Правительствами и прекрасно себе существующим, никого не обижая и не задеваяи, во всяком случае, делающим больше добра, чем шайка, инспирирующая оплаченных хулиганов. Нет, родные, нам не приходится страшиться невежественных нападок. Пусть шавки лают. Как пишет один доброжелатель из Риги: «Чувствую, что нечто невообразимо великое свершается на нашей Планете. Дело Пакта подвигается так близко. Даже нападки заграничных газет случайно выдвигают знаки, заставляющие сердце вострепетать». «Враги лишь подливают пламя Великого Подвига». Так пишет Рихард Яковлевич Рудзитис. В начале марта он приступает к печатанию латышского издания «Николай Рерих – вождь Культуры». Конечно, у него будет приготовлен и русский текст издания. Я просила Ярую переслать тебе копию его письма. Также прекрасный биографический очерк о твоей художественной деятельности, пересланный нами тебе, был переведен из какой-то польской газеты. Надеемся достать дальнейшие сведения об авторе. «Много во всем мире говорят о вас, много добра совершается вашим именем». Много незнакомых еще нам друзей раскинуто по всему свету. Большому сознанию не пристало исповедоваться перед изуверами. Между прочим, журнал Общества «Аморк» и группы его очень распространены по всей Европе, многие, конечно, не знают всей основной бутафории и преисполнены величайшего уважения. Мне приходится раскрывать истину, но делаю это доброжелательно, ибо, во всяком случае, при всей их склонности к блефу или, попросту говоря, к легкому надувательству, они все же неизмеримо выше в нравственном отношении всех отбросов Харбина. Привожу еще строки из письма твоего большого поклонника Н.Рубакина, директора Международного Института Библиологической Психологии в Лозанне. Конечно, может быть, Зина уже переслала тебе, но повторить хорошие слова никогда не лишне. «Большое спасибо Вам за присылку книг и статей, характеризующих творческую работу жизни Николая Константиновича, жизни не только артистической, но и полной социального строительства. Нас особенно поразило и восхитило то, что ему удалось сделать для защиты в военное время художественных, научных, исторических и культурных памятников. Восхищает "Пакт Рериха", его ратификация, Пакт Знамени Мира – будем надеяться, что он будет ратифицирован не только американскими государствами, но и всеми другими. Глубоко радует, что Н.К. сумел так мудро и красиво встать в своем деле выше всех партий, всяких течений мысли, всяких национальностей и общественных классов и вот уже столько лет работает под Знаменем и Макро- и Микрокосма. Под всем этим мы энергично подписываемся... Передайте, пожалуйста, наш сердечнейший привет Н.К. и Е.И., этим гражданам Вселенной, вдохновляемым Нуменом... Вчера вечером, когда я обдумывал в книжной тишине Рериховское дело, меня охватил такой взрыв интуиции, что само перо забегало по бумаге, и я немедленно написал прилагаемый при сем проект, осуществить который, разумеется, не представляет никаких трудностей – он, наверное, встретит активнейшую поддержку многих и многих друзей Мира, а их теперь повсюду немало, и число их быстро растет... Ныне для нашего Института обстоятельства сложились так удачно, что будет прямо-таки преступлением по отношению к делу упустить момент и не приняться неотложно за осуществление проекта теперь же – по крайней мере надо положить практическое начало делу – дальше оно будет развиваться само собою, как это вышло уже с нашим Институтом, созданным буквально без гроша денег, а ныне оцененным в 400 тысяч швейцарских франков, и с Подвижным Музеем... Моя идея – выявить отношение к идее мира решительно всех партий: по делам ее узнают ее, по словесам узнают ее, и да сравнивает ее слова с ее делами всякий желающий. Я предлагаю организовать особый отдел антимилитаристской и пасифистской литературы в библиотеке нашего Института... Осуществление моего проекта, по моему убеждению, должно начаться с малого и идти к большему – с организации при нашем Институте особого отдела (например, имени Н.К.Рериха). У нас уже имеется отдел... отличный отдел восточной религии, философии, оккультизма и восточных философий и литератур, и такой отдел – отличная база или мостик, связующий идею мира с идеей Космоса (Макро- и Микро-). По-моему, только лишь на одной социальной, исторической и даже этической базе идея мира не может держаться крепко – ни в индивидах, ни в социальных коллективах. Ее необходимо обосновать на базе иррациональной, космической, обнимающей в человеке не только интеллектуалистические, но и мистические элементы его. Насколько я понимаю Н.К., он держится во многих отношениях той же точки зрения, а меня научил ей опыт моих полувековых сношений и переписки с десятками тысяч людей: корни мира в мире Вселенной». Затем он присылает набросок плана Международного книжного центра Мира при Международном Институте Библиологической Психологии. Я еще не просмотрела его. Далее он говорит, что идею эту можно осуществить при ничтожно малых затратах на нее (по 20 долларов в месяц и до 3 тысяч долларов на систематизацию дел, вносимых не сразу, тому Комитету, который должен быть организован в Европе, желательно такой же инициативный Комитет и в Америке). Зиночка ответила ему дружественно, но написала о временном финансовом затруднении. Но мне кажется, можно было бы начать такой отдел и без затрат, жертвователей книгами можно всегда найти, и иметь такой отдел при нашем Постоянном Комитете – совсем неплохо для начала. Как полагаешь? В Библиотеке Международного Института Библиологической Психологии, как он пишет, уже имеется не менее 10 тысяч названий, соответствующих идее такого центра, и можно было бы выделить в особый отдел. Я бы не отказывала ему, это начало многочисленной деятельности, которая должна развиваться около нашего Постоянного Музейного Комитета Пакта. Проект очень длинен для пересылки, кроме того, там встречаются некоторые неудачные выражения. Конечно, без денег он не может это начать, как он пишет, но мы могли бы начать при нашем Центре, оставив за ним инициативу. Что думаешь об этом? Лама Мингиюр уехал 25-го. Свет писал Вам о происшедшем инциденте с ним. Все элементы кельциады были налицо. Обдумано все было хитро, книги отправлены накануне, и затем принесена расписка на них. Я сейчас же указала Яруе написать ему, что по оставленным директором Института инструкциям никакая книга из его библиотеки или же из библиотеки Института не может быть увезена без его уведомления, потому мы просим его вернуть немедленно книги. Запросив директора, мы сможем дать ему ответ. Конечно, книги оказались уже отправленными. Но инцидент этот помог нам его припугнуть. На следующий день я имела с ним беседу и пояснила ему, что он без ведома Института не имеет права выпускать «Англо-тибетский словарь», воспользовавшись собранным материалом. Разговор был мирным, он пришел скромный, ласковый, сговорчивый, ибо был уличен. Я сказала ему, чтобы он написал тебе, Юханчик, письмо и изложил бы весь план своей работы. Он обещал, что без твоего разрешения он ничего не опубликует. Все права будут даны Институту. Мне думается, что у него есть предложение на такой словарь. На уме у него было получить еще наградные, должно быть, за то, что работу, которую он должен был кончить в пять-шесть месяцев по расчету директора, он с трудом закончил в 14 месяцев и присчитал себе месяц вакансий, который пришлось ему уплатить. Работал он не более двух-трех часов в день. Как только получим письмо с изложением всего плана его работы, немедленно перешлем Вам. На мой вопрос, на сколько времени нужны ему взятые им книги, он сказал: на два года, не меньше!! Также послали мы телеграмму «братику»[109], что Н.К. удивлен предположенной им выставке Маньчжоу-Го, и нельзя ли дружественно остановить. У меня сложилось впечатление по его письмам, что выставка эта делается с твоего ведома. Но, конечно, это было бы сейчас совершенно неуместным. Нужно всячески охранять свое достоинство. Нужно заставить уважать себя. Хорошо помните те советы, которые были преподаны, и где те друзья, которые помогут расцвету культурных начинаний. Когда наши сородичи узнают, что Юрий изучает восточную философию, и в частности Буддизм, пожалуй, начнут рядить Вас в буддистов. Но они должны понять, что большое сознание вмещает все Учения мира, ибо нет предела Божественному Выражению и Мысли. Сами они на столбцах своего Богословия уделяют немало места Божественной Мудрости. Какой ужас – прокисшая атмосфера духовного мещанства и куриный горизонт обывателей! Разве это не чад ада? Родные мои, держитесь дальше от всего прокисшего. Рада, что Ояна уже подъезжает. Она везет много и внесет новую струю энергии. Модра и Галахад тяжелые, нужно многое сдвинуть. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|