Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Радио Радонеж. Священное Писание




 

 

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! В студии протоиерей Андрей Ткачѐв.

 

Наша неисчерпаемая тема — это Священное Писание, и мы сквозь этот магический кристалл будем смотреть на окружающую действительность.

 

Подавляющее большинство христиан знает 50-й псалом, а, например, 51-й или 49-й, знают уже на порядок меньше. Шаг вправо, шаг влево — тѐмный лес, топь и болото. Я предлагаю вам такой принципиальный подход к изучению неизвестного: мы знаем псалом 50-й, шажок назад — 49-й, вперѐд — 51-й. Псалом 90-й знают многие: «Живый в помощи Вышняго...», шажок назад — 89-й, вперѐд — 91-й. А что там? Таким образом, расширяется изведанное поле. То, что раньше было «терра инкогнита» - становится известным. Понятным до конца оно быть не может, оно достаточно глубоко и


 

 


неисчерпаемо, но всѐ-таки расширяется область христианского сознания, засеянная Божиим словом.

 

Мне интересно почитать сегодня с вами псалом 49-й. Здесь есть целый ряд откровений Божиих, касающихся судеб мира и стояния души перед Богом на суде, в том числе и на окончательном Суде. Псалом этот не Давидов, это псалом Асафа. Не все псалмы в Псалтири ведут своѐ родословие от Давида. Есть один псалом Моисеев, есть псалмы сынов Кореевых, сынов Асафа, есть не надписанные псалмы — псалмы неизвестных авторов. Давиду принадлежит около половины псалмов, не более того. Итак:

 

1 Бог богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

 

2 С Сиона, который есть верх красоты, является Господь,

3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

 

Будем так по паре стихов читать.

 

«Бог богов Господь возглагола и призва землю от восток солнца до запад»,—так по-

славянски звучит первый стих.

 

«От восток солнца до запад хвально имя Господне» — это слова из одной книги малых пророков. «Бог богов» — обратим внимание на это название. Каких богов? Кто ещѐ? Ещѐ в Апокалипсисе говорится: «Господь господей». Кто такие господа, кроме Господа, и боги, кроме Бога? Это любопытная вещь. В древности богами — с маленькой буквы, маленький бог — называли людей, в руках которых находится власть над жизнью простого человека: судьи, цари, князья. В псалмах неоднократно эти люди называются богами. Если эти люди боятся Господа, то стараются служить и не переступать границы дозволенного. А если Господа не боятся, то похожи на судью из притчи Господа Иисуса Христа, где Он говорит, что был некий судья в некоем городе, который Бога не боялся, людей не стыдился, ему всѐ было совершенно безразлично — никакого нравственного закона, ни стыда, ни совести. Вот это те самые «боги». Кстати, если уж говорить о судьях, то многие вещи в Евангелии и в слове Божием понимаются в категориях судебного процесса, например, дьявол — это обвинитель. Представьте себе, что вы будете стоять на суде, — представьте сегодня, потому что рано или поздно это будет, — Господь будет неподкупным Судьѐй, а дьявол - обвинителем, он будет стоять между Богом и человеком и говорить: «Вот я знаю, что этот человек делал то-то и то-то, Ты не имеешь права его миловать, Ты не должен его прощать, он виноват в этом, виноват в том». Он будет лжесвидетелем, обвинителем, доносчиком, он будет клеветать Богу на человека и человеку на Бога. То же пишется в Откровении Иоанна Богослова, что сатана занимается двумя главными вещами: он клевещет Богу на людей и клевещет людям на Бога. Людям он говорит о Боге самые разные нелепости или гнусности, а Богу он тоже о людях дерзает говорить нечто: «Сколько Ты можешь миловать этих людишек, которых Ты любишь, которых Ты искупил, которые вообще о Тебе забыли?» Вот такое интересное выражение: «Бог богов».

 

По-славянски: «Бог богов Господь возглагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие... eго... приидет, Бог наш, и не премолчит...»

 

3 грядет Бог наш, и не в безмолвии (т.е.с шумом придѐт Его пришествие,не в тишине. —

о. Андрей): пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.


 


4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:

 

На этих словах тоже можно остановиться, потому что когда Моисей произносил свои обличительные песни в последних уже частях Пятикнижия, он говорил: «Вонми, небо...» Т.е. небо и земля, слушайте, что я сейчас скажу. И Господь Бог тоже будет призывать небо свыше и землю судить народ свой. Почему? У каждого судебного процесса должны быть свидетели, которые могут одновременно быть помощниками обвинения, но люди постоянно меняются на земле. Если бы мы посмотрели на этот мир как бы в ускоренной плѐнке, как это часто бывает, от востока солнца до заката солнца... Вот, стоит камера и снимает, а потом показывает нам всѐ это не за двадцать четыре часа, а ускоренно, скажем, за минуту. Есть такой способ медленной съѐмки. Камера медленно-медленно снимает, видно как поднимается солнышко, облака летят, машинки начинают бегать, потом темнеет тут же, машинки включают фары. Если бы в таком ускоренном режиме всю историю человечества прогнать перед нашими мысленными глазами, то мы бы увидели, как поколения сменяют друг друга. Поколения как волны на берег набегают: одно нашло, потом откатывается, второе пришло, откатывается, третье пришло... Они теснят друг друга, выдавливают, молодые старых гонят, старые близятся к краю своей земной жизни, потом нарождаются новые, новые, как волны пенящиеся, они давят друг друга, и каждое поколение недолго задерживается на земле. О чѐм можно спросить наше сегодняшнее поколение? Только о том, что видели наши глаза. Уже о том, что, например, было лет пятьдесят назад, мы можем знать только из книг, документальных фильмов, исследований историков, из артефактов, разных домыслов и построений. Тем более, что было двести, триста лет назад, — этим уже занимается история. Мы этого не видели, мы можем быть свидетелями только того, что было при нас. Вот мы, например, были при развале Союза, при Ельцине, при Путине сейчас мы есть. Мы можем смотреть, сравнивать, делать выводы: когда что было, как что было. Мы свидетели этих процессов, а всѐ остальное знаем по книгам и прочее. А небо и земля — это постоянные свидетели, они вечно смотрят на человека. Небо не ветшает. Потолок может протечь, прохудиться, провиснуть и обрушиться, а небо не обрушивается, не провисает, не протекает, оно вечно стоит над человеком как некое литое зеркало. И земля стоит под ногами человека. Это вечные свидетели тех дел, которые совершаются сынами человеческими. Следовательно, чтобы судить людей, Господь Бог обращается к тем свидетелям, которые были постоянными наблюдателями всего того, что делается на земле, к нему и земле. Мы не можем спросить Ивана Ивановича Иванова, что делал Наполеон на Корсике до переезда в Париж, потому что Иван Иванович Иванов не может этого знать, а небо и земля знают. Продолжая аналогию, так можно сказать о каждом человеке. Поэтому: «вонми, небо- и возглаголю, внушай, земля, глаголы уст моих», мы в Великом посту в каноне это пели. Вот об этом и говорит Бог богов, Господь: Он хочет судить людей, и призывает свыше небо и землю судить народ Свой. Т.е. небо, слушай; земля, слушай, вы Мне свидетели, давайте вместе будем судить людей.

 

Что Он дальше говорит? Дальше двоеточие, открываются кавычки. Но нужно понимать, что любые знаки препинания — это уже некое толкование. Древний текст не имел разбивку на главы, на стихи, не имел запятых, двоеточий, не имел заглавных и прописных букв. Любые знаки пунктуации, любая орфографическая правка в части большая буква или маленькая — это уже некое толкование, способ написания — это уже передача смысла. Вот пишем «Бог богов»: Бог пишем с большой буквы, а богов — с маленькой. Это мы уже понимаем, о чѐм говорим. Так что надо понимать, что двоеточия, кавычки — это наши сегодняшние дела: в древнем тексте нет ни двоеточий, ни кавычек. Но, тем не менее, есть здесь и двоеточие, и кавычки. Господь сказал:

 

5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».


 


По-славянски: «Соберите eму преподобныя eго, завещающыя завет eго о жертвах».

 

Религиозная жизнь предполагает жертвоприношения. Евреи, вступившие с Богом в завет, имели устав о жертвоприношении. Без жертв нет религии. Наша Жертва — это Христос, Пасха наша — Христос пожертвован за нас. Наша Жертва Нового Завета — это Христос, распятый и воскресший. А тут ещѐ говорится о старозаветных службах:

 

6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

 

7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить...»

 

В псалмах ещѐ задолго до всяких наказаний, обличений, вот такое провозглашается Духом Святым заранее:.

 

7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.

 

8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

 

9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,

 

10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,

 

Люди, когда у них совершается религиозная жизнь, более всего переживают о том, чтобы приносить жертвы правильно, о том, чтобы не ошибиться в жертвоприношениях, вовремя принести то, что нужно, и так, как нужно, не перепутать. А Господь говорит: Я тебя о жертвах обличать не буду, потому, что вообще не приму от тебя ни тельца, ни козла, потому что вообще всѐ Моѐ. Здесь мы предчувствуем, что Господь Бог возвестит нечто новое. Т.е. ты приносишь Мне жертвы — правильно делаешь, Я Сам тебе сказал: «Приноси Мне жертвы». А тут оказывается, что жертвы-то Ему особо и не нужны, и так всѐ - Его.

 

11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

 

Пользуясь случаем, вспомним, что вообще знает Господь. Псалмы гласят, что Он рассыпал по небу множество звѐзд и всем им назвал имена. Мощнейшие телескопы современных астрономов осматривают самые дальние закоулки вселенной, доступные нашему изучению, но ученые не каждой звезде, наверное, дали имена, потому что звезд мириады. Господь же знает имя каждой звезды, Он их назвал. В книге Иова говорится, что Господь посчитал все капли дождя, и когда дождь течѐт на землю, кропит или сильно, с шумом льѐтся, то Господь Бог знает число капель, которые падают на землю из сокровищниц дождевых. Когда мы причѐсываемся, мы забываем, конечно, об этом, но иногда можно вспомнить, что Господь посчитал волосы на нашей голове. А здесь в 49-м псалме говорит: «Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною». Т.е. всѐ, что есть в мире, это всѐ- Его. Кстати говоря, если среди вас есть любители смотреть передачи про животных, про кошачьих, про подводный мир, про птиц, про пингвинов - то не думайте, что вы согрешаете. Вот какую-то другую передачу смотреть — может быть, грешно. Есть такие передачи, которые на 100% грешно смотреть. Есть, что не поймѐшь — грешно смотреть или не грешно, а есть такие, которые точно не грешно. Вот, если вам приятно смотреть на животных, на птиц, насекомых, — современные биологи, орнитологи наснимали множество удивительных, красивых вещей — как распускаются бутоны, взрываются почки, какая-нибудь ящерица ловит насекомых своим длинным языком.


 


Смотрите, это всѐ хорошее, потому что это всѐ Божие. Господь Сам сказал, что «Моѐ всѐ: Мои звери в лесу, Мой скот на тысячах гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною». Это хорошо. Мы можем думать о Господе, когда смотрим на красоту окружающего мира.

 

12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

 

По этой причине не нужно хвалиться своими жертвами. Что толку, что приносишь волов, тельцов и прочее? Оно и так всѐ принадлежит Богу: вселенная и всѐ, что наполняет еѐ.

 

13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

 

Вопрос доходит уже до дерзости: «Что, Я их ем, что ли, этих козлов? Или пью их кровь, что ли? Нет».

 

А вот дальше уже начинается такая, что называется, наука: а что же делать? Ты меня поставил в тупик, Господи, Ты говоришь: «Принеси Мне жертву». Я принѐс. А потом Ты говоришь: «Да не нужна Мне твоя жертва». Это что такое, вообще? Как надо? Сначала говорит: «Дай Мне это». — «На». Потом говорит: «Да Мне это не надо, Мне ты нужен. Мне нужно нечто большее, чем ты Мне дал». — «А что же Ты хочешь?»

 

Читаем дальше. И вот здесь начинается Божественное приказание:

 

14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

 

15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

 

Вот тут четыре вещи прозвучало. «Принеси в жертву Богу хвалу...» Мы поѐм и читаем псалмы 148-й, 149-й, 150-й: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки... Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен». — Это вот то, что мы читаем на утрене, это хвала Господня, это конец псалмов: псалмы заканчиваются сплошными похвалами Богу. Хвалите, хвалите, хвалите. Жертва хвалы — т.е. не просите и даже не кайтесь, главное — хвалите Имя Господне, хвалите рабы Господа. «...И воздай Всевышнему обеты твои», — если обещал что-нибудь Богу, то сделай. Плохо тебе, у тебя скорбь?— зови Господа, Он Сам сказал: «...Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Т.е. тебе плохо, ты Меня призвал, Я тебя избавлю, а ты Меня прославишь. Вот такая четырѐхступенчатая связь. Я повторю ещѐ, это очень важно. Мне плохо, я говорю: «Господи, мне плохо. Где Ты, где Ты? Ты здесь? Ты слышишь меня?» И Он является и избавляет меня из беды. Говорю: «О, слава Тебе, Господи, слава Тебе!» — я хвалю Господа. Эти вещи нужно глубокими бороздами проводить по сознанию. Что же хочет Господь? Не ест Он мясо волов, не пьѐт кровь козлов. Принеси Ему в жертву хвалу, воздай Ему обеты твои. «И призови Меня в день скорби, — говорит Господь, — Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Мы встречаемся с понятием «жертва хвалы». До сих пор была речь о жертвах кровавых: телята, голуби, козлы, овцы. А здесь — жертва хвалы. Т.е. кровь не льѐтся, а уста движутся: «Хвалим Тебя, Господи, благодарим Тебя! Ты нас сотворил, Ты — мудрый, Ты — великий, слава Тебе!» — Это великая мудрость. Научиться этому надо, рано или поздно, это не так просто. Нужно иметь широкую душу и умное сердце, такую внимательную голову, чтобы научиться Бога хвалить.

 

Кроме «жертвы хвалы» бывают ещѐ разные жертвы. Например, в 50-м псалме, следующем по счѐту: «Жертва Богу дух сокрушен». Оказывается, не нужно резать никаких козлов.


 


Если сердце сокрушилось в тебе, как разбитая чашка, — сердце разбилось перед Богом, сокрушилось, поломалось, — то это жертва Ему: «Жертва Богу дух сокрушен». Почему? Потому что сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит.

 

Есть ещѐ такое в псалмах: «Пожертвуйте Богу жертву правды». «Жертва правды» — это всякие праведные дела. Например, вы в суде заступились за неправедно обвинѐнного человека, — это жертва правды. Или вы организовали сбор средств для человека, нуждающегося в экстренной операции, — это жертва правды. Или что-нибудь ещѐ такое, что касается человеколюбия и справедливости. Там, где есть человеколюбие и справедливость, там есть жертва правды. Вот такие жертвы можно приносить Господу Богу. Это то, что касается верующего человека.

 

Там дальше идѐт ещѐ интересно. Господь к грешнику обращается отдельно:

 

16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

 

По-славянски: «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?»

 

Т.е. языком, устами хватаешься за Мои слова.

 

17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

 

Т.е. как обглоданные кости кидаешь за спину: не нужно это нечто. Вроде бы проповедуешь всѐ правильно, уставы Мои говоришь, да: «Берешь завет Мой в уста твои, носишь на языке Моѐ слово, а сам ненавидишь наставление Моѐ, и слова Мои бросаешь за себя». Дальше идѐт перечисление, какие вещи делает грешник, который пренебрегает законом Господним.

 

18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

 

19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

 

20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

 

Шесть. Это обращено ко всякому человеку, в т.ч. и к нам с вами, и говорится о том, что принимать слово Божие как эталон, но не исполнять его, весьма опасно. Очень совпадает по смыслу сказанное в 49-м псалме со словами апостола Павла в Послании к Римлянам, где он говорит иудею: «Ты хвалишься, что у тебя есть вера, ты почиваешь на законе, и ты хвалишься, что ты разумеешь лучше, и умеешь различать грех и праведность, но как же ты, уча других не прелюбодействовать, прелюбодействуешь; уча других не красть, святотатствуешь; уча одному, делаешь другое? Что это такое, вообще?» Как бы, научи себя сначала, потом научишь других. Вот такая жѐсткая и совершенно справедливая тема, никуда от неѐ не денешься, мы еѐ здесь слышим. Ещѐ раз перечислим грехи, которые Господь повторяет, потому что здесь грехи самые распространѐнные: «Когда видишь вора, сходишься с ним». Вор бывает разный: есть вор, который крадѐт ведро картошки, и вор, который крадѐт целую железную дорогу. Чтобы сойтись с вором, не нужно идти в шалман и там при тусклом свете настольных светильников, под табачный дым вспоминать, как:«раз пошли на дело, я и Рабинович», как в этих песенках поѐтся. Совсем не обязательно. Можно в галстуке и в пиджаке прийти в серьѐзный офис, где будет сидеть такой же серьѐзный человек в галстуке и в пиджаке: сели, раскидали пару каких-то


 


преступных, злодейских схем, как, например, вытащить пару миллиардов из бюджета. Нормально всѐ: попили чайку, поговорили, всѐ решили, сделали, подписали бумаги. Вот и всѐ, вот и приехали. Как говорил святой Косьма Италийский: «Это раньше разбойники одевались в шкуры и жили в горах, но будет время, когда разбойники будут ходить в дорогой одежде по центральным улицам городов и никуда не прятаться». Это бандитская эстетика такая. Сколько Голливуд пота пролил, предоставляя нам пленительные образы ворья, которые воруют - и это сходит им с рук. «...И с прелюбодеями сообщаешься». Прелюбодей прелюбодея замечает издалека: «Ты куда идѐшь?» — «Я туда». — «А что там?» — «А там это». — «Ух ты!» — «А я с вами могу?» — «Конечно, можешь. Деньги есть?» — «Есть». — «Пошли». Вот, приехали: с прелюбодеями сообщаешься. Вроде верующий же... Ну, верующий, и что, жизнь такая... Вот, написано про нас, братья и сестры. Кого это касается, пусть просигнализирует себе в совести и имеет в виду: «Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство».

 

20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

 

21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты...

 

Раз Бог молчит, я делаю — Он молчит, значит: «Да, наверное, Ему всѐ равно. А, может, Ему это тоже нравится? А может, вообще, ничего страшного?» Всякие мысли могут родиться. У малых пророков часто повторяется одна и та же мысль. Мы с вами говорили как-то раз в эфире, читая малых пророков, — что люди говорят: «Да ничего страшного нет. Вон гляньте на грешников, как они беззаконничают, раздражают Бога и живут, и Господь их не трогает, и всѐ у них получается. А мы Богу служим — работы много, толку мало, и ничего у нас не получается». Потом догадка возникает: «А, может быть, так и надо жить, как беззаконники живут? Не так, как мы, болваны: пытаемся что-то хорошее, а у нас ничего не получается. А, может вот, так надо жить, как они? Они творят, что хотят, на самом деле. А потом на голубом глазу приходят в тот же храм, и всѐ им сходит с рук». И когда всѐ это происходит и умножается, у людей возникает куча соблазнов и сомнений: «Что такое? Может, так и надо?» Что надо? Вот слово Божие говорит:

 

21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои.

 

Т.е. Я тебя обнажу, сорву с тебя покрывала, покажу наготу твою, и потом покажу глазам твоим твои же собственные грехи. Ты сам увидишь, кто ты. Вот, Борис Абрамович Березовский принял православное крещение. Я не знаю, что в душе у него творилось, но по крещению он был православным. Богу всякая душа дорога, мир ему в том мире, куда он ушѐл, если это возможно. Но когда он творил, что хотел, только что парад на Красной площади не принимал, то, наверное, многие думали: «Глянь, чего творит. А что, вообще? Как это, вообще?» Но вот наступило время, перевернулась пара страниц исторических, по другому карты легли: как-то в ванне с полотенцем на шее, задушили, захлебнулся, — не знаю, что там произошло, никто не узнает, — и всѐ. Где деньги, где власть над миром, где эта феерическая наглость? Нет ничего. А кто думал ещѐ лет пятнадцать назад, что человек столь дерзко гениальный, столь нагло грешный и столь бесстрашно бесстыжий, гениальный бесстыдник, что он так, в ванне, с асфиксией, закончит свою жизнь? Господи, Иисусе Христе, помилуй нас. Вот и всѐ. «Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, в конце концов, что Я такой же, как ты. Да ничего подобного. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои».

 

Дальше тоже про всех нас.


 

 


22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил (т.е.не вырвал душу,какредиску с грядки. — о. Андрей), — и не будет избавляющего.

 

Вы понимаете, что значит «восхитил»? Вот, всѐ хорошо, потом — бац — уже нехорошо и ничего не вернѐшь. Бедный Шумахер катается на своих болидах под восторги всего человечества, законно зарабатывает большие деньги, потому что в него влюблены миллионы любителей спорта, потом на отдыхе становится на лыжи и никак не может встать после этих лыж. Вот ни с того, ни с сего, на ровном месте... Ходил по краю всѐ время человек, смотрел смерти в глаза, наверное, очень много раз, потому что, по сути, спорт-то такой, на грани. Потом просто решил на отдыхе на лыжах покататься, и всѐ. Это только известные люди, мы о них можем говорить, потому что они известны. А ведь такое происходит постоянно с теми, которых никто не знает, они только Одному Богу известны. «Вот вырву тебя за волосы из земли, как картошку за ботву, и никто не избавит». Т.е. псалом — предупреждение.

 

22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.

 

Последний стих напоминает нам о том, что Бога нужно хвалить.

 

23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

 

«Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня...» На рассвете нужно приучить себя хвалить Бога за сияние нового дня. На закате нужно хвалить Бога за погасание уходящего дня, как и поѐтся на самом деле: «Свете тихий святые славы, Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевшие свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога». А утром: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» А ещѐ утром: «Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь...» Из всех молитв, может быть - первое, что стóит учить наизусть после «Отче наш» и «Богородице», это «Великое славословие»: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея». И там каждый раз есть меняющиеся прибавочки: «На всяк день благословлю Тя», «На всяку ночь благословлю Тя», «На всяк вечер благословлю Тя». В зависимости от того, когда ты читаешь это, там в конце говорят: «На всяку ночь благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века». Вот: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня...» Говорит: «Если Я отец, то где почтение ко Мне? И если Я царь, то где страх предо Мною?» Чтите Бога. Богочтец — тот, кто хвалит Его, кто наблюдает за ногой своей, за путѐм своим. Т.е. смотрите, как опасно ходите. Куда идѐшь? «Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Т.е. «Кто наблюдает за путѐм своим, тому явлю Я спасение Божие». Это псалом 49-й.

 

Теперь для домашнего задания. Берѐте Библию на русском языке, а можно и на славянском — неважно, открываете 49-й псалом, прочитываете его внимательно, слово за словом, как прожѐвываете, промалываете на мельнице своего ума, а потом сразу влѐт, нераздельно, переходите к псалму, который вам хорошо известен — псалом 50-й. И читаете его уже совершенно с другим чувством: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей...» Псалмы ведь эстафету передают от одного к другому. А потом так же можете делать и с 90-м и 89-м: прочтѐте 89-й, а потом сразу влѐт заходите на вираж, на 90-й. Вам будет интересно читать псалмы, вам будет интересно молиться. Ваш ум, ваше сердце будет работать, ваша душа будет исполняться страха Божиего, ваша жизнь неизбежно будет меняться, вы будете двигаться от заезженных и накатанных путей к


 


путям новым и неизведанным. Вот таково моѐ сегодня к вам послание, братья и сестры, примите его от сердца к сердцу, потому что я ничего злого вам не хочу.

 

Христос Воскресе! Отец Андрей, Вы однажды сказали про богатство неправедное, это «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16, 1-9). И потом, через два-три дня другой священник говорит: «Ну, нельзя же ведь в церковь приносить это богатство».

 

—Из одной и той же ситуации может быть несколько выходов, и каждый из них может быть правильным. Если кто-нибудь скажет: «Вот это в церковь не несите, потому что оно с грехом заработано», — он может быть прав и за это получит благословение от Бога. Но есть и другие пути, если уж мы про это заговорили. Из истории епископа Нонна Гелиопольского: блудница, принесшая к нему огромное количество нажитых блудом золотых вещей, жемчужин, дорогих одежд и украшений, спросила: «Куда мне это выбросить? Сжечь, что ли, это всѐ?» Он ответил: «Сжигать не надо. Пусть будет хорошо потрачено то, что плохо заработано». Плохо заработанное можно хорошо потратить. Поэтому и здесь тоже есть путь. Путей всегда несколько, может быть не всегда, но часто.

 

Здравствуйте, отец Андрей. Филиппа благословите, пожалуйста, именем Христовым. Дайте, пожалуйста, совет или напутствие. Мне тридцать лет, живу за рубежом, есть круг общения, человек двадцать — но все невоцерковлѐнные, неверующие. Когда приезжаю в Украину к родителям, иду в церковь, там ближайший по возрасту — лет на пятнадцать-двадцать старше. В посѐлке живут пять тысяч человек, на службу ходят человек сорок, с ближайшими по возрасту разница десять-пятнадцать лет. И когда жена в жизненной оппозиции, и ты вроде себя чувствуешь православным, но ощущаешь, как у Селлинджера «над пропастью во ржи», «вечная весна в одиночной камере»... Тяжко, уже начинаешь унывать, когда не с кем пообщаться. Если можете, скажите пару слов в поддержку, спасибо.

 

—Вы похожи на человека, сидящего в комфортабельной европейской тюрьме. Ясно, что наши тюрьмы и европейские очень разные, но тюрьма всѐ равно тюрьма. Можно оказаться в такой ситуации, где асфальт- как стекло, где тротуары моют шампунем, и в каждом аккуратном домике в окнах стоят горшки с цветами, все друг другу улыбаются, а всѐ равно — тюрьма. Вы находитесь в такой духовной тюрьме. Что нужно делать? Во-первых – надо спасаться той техникой, которую придумали люди. Которая облегчает нам сумасшедшую жизнь в сумасшедшем доме - всеми музыкальными, информационными ресурсами, которые дают пищу вашей душе и дают вам отдохновение. Необязательно сидеть дома, можно ехать на велосипеде и слушать через наушники по радио какую-то приятную вещь. А вообще-то, ваша цель должна быть христианская вера, Иисус Христос. Господь должен быть для вас таким же необходимым, как вода для рыбы, но таким же, одновременно, и естественным. Чтобы вера ушла в ваше сердце так глубоко, так плотно осела на дно вашего сердца, чтобы Вы умели о Господе говорить, когда надо, но умели больше о Господе молчать. Потому что, чтобы вы жили Христом- говорить не с кем. Как у Тютчева написано: «Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими — и молчи». Так бывает часто. В советское время была целая плеяда или целая когорта, скажем, тайных христиан. Были тайные монахини; монахи, которые работали в научных лабораториях, искусствоведами, архивариусами, преподавателями, лекции читали на кафедрах. О них никто и предположить не мог, что это люди глубокой молитвенной жизни, что Христос для них — цель жизни и главное сокровище. Они были интеллигентные, малоразговорчивые, приветливые, учтивые, но чувствовалось, что у них есть за душой особенное, чего нет у других, но чего никто не мог себе представить. Это могли быть скрипачи или пианисты, это могли быть такие, как пианистка Юдина, или философ,


 


профессор Лосев. Таких людей было много. Относительно, конечно, их всегда было мало, это сокровище, но, в принципе, их было не мало. И я думаю, что в этом целлулоидно-причѐсанном обществе, в котором всѐ святое всем «до лампочки», нужно быть похожим на этих гигантов, этих последних могикан, на этих людей, у которых Христос живѐт глубоко-глубоко в сердце. Они умеют молчать о Господе и не рассыпаться бисером перед людьми, не тратить лишние слова на лишние разговоры. Вам придѐтся к этому стремиться, как и всем христианам в цивилизованно-безбожном мире придѐтся стремиться к этому рано или поздно. Чем цивилизованнее и безбожнее будет мир, в котором нам предстоит жить или в котором мы уже живѐм - тем больше нам нужно будет уметь молчать о Христе и жить Христом. Т.е., пока можно говорить — нужно говорить. Подумайте над моим советом, дорогой брат, и Христос опустится глубже в ваше сердце, чтобы вы жили Им, а жена об этом не догадывалась.

 

Христос Воскресе! Благословите, р.Б. Галина. Мой вопрос касается 50-го псалма, мы его каждый день читаем. Я недавно случайно прочитала у Феофилакта Болгарского про слова «яко да оправдишися во словесех Твоих». Я всю жизнь читала и думала, что это мы оправдаемся, а он пишет, что Бог хочет оправдаться за то, что Он Давиду разрешил совершить грех.

 

— Да ничего подобного нет. «Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши...» — это значит: Ты оправдаешься в суде Твоѐм: я Тебе согрешил, и Ты будешь праведный в суде Твоѐм, Ты будешь праведный в приговоре Твоѐм. Т.е. «оправдишися во словесех Твоих». Если Ты войдешь со мною в суд, если Ты будешь меня судить, то на этом суде Ты оправдаешься в словесех Твоих, ибо я согрешил, я лукавое пред Тобою сотворил. Т.е. Ты будешь праведен в суде Твоѐм, и правда будет на Твоей стороне. Вот что означают эти слова. Когда мы будем судиться, и если мы будем судиться, Ты будешь прав, а неправда моя будет на мне. Я пред Тобою лукавое сотворил, а Ты — праведный. Не побрезгуйте почитать русский перевод, потому что множество вещей непонятно из-за перевода, из-за того, что мы же не мыслим по-церковнославянски, мы мыслим по-русски. А на русский язык Библия переведена святым человеком при Филарете Дроздове, были подняты огромные труды по переводу. Просто поинтересуйтесь смыслом непонятных слов, найдите параллельное место в русском переводе синодального библейского издания, и там многие вопросы снимутся.

 

Отец Андрей, добрый вечер. Раб Божий Евгений, благословите. Из книги Бытие:

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных