Критические периоды.
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.
Для критических периодов характерны следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Культурно-историческая теория: Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
В развитии ребенка выготский выд 2 взаимосязанные линии:
1. линия естественного созревания органов система организма ребенка
2.овладение ребкоенком культурой,способами мышл, повед, сущ-ми в об-ве. Вспомагат средства овладения знаково-символ сре-ми явл письмо, язык, система счисления
ВПФ- прижизненные образования,опосредованные псих орудиями-словесная память, речь, логич мышл, понят мышл, абстр мышл,творч вообр,произв повед
НПФ – непроизв вниман, наглядно действ мышл,эмой и двигат память ч-ка.человек отлич от животных наличием впф. Они формируются при помощи мех интериоризации. Общение- одно из условий, обуч, воспит, и деятельность также влияют.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|