Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выготский сформулировал ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.




- Детское развитие имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени, меняется в разные возрастные периоды.

- Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений.

- Сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник – память и т.д.).

- Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность.

Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение.

КОНЦЕПЦИЯ ВЫГОТСКОГО

Фигура Л.С.Выготского как психолога и его значение для становления всей советской психологии настолько значительны, что мы считаем необходимым специально прокомментировать его личное участие в создание психологии деятельности.

Это необходимо, с нашей точки зрения, по нескольким причинам. Во-первых, в затяжном споре между двумя деятельностными школами ещё не поставлена точка, а поэтому весьма важно понимать методологические основания каждой из них. Без привлечении Л.С.Выготского такое понимание невозможно. Во-вторых, до сих пор остаётся неясным, в какой степени основания культурно-исторической психологии являются основаниями деятельностного подхода. В последние годы эта неясность усиливается из-за того, что, по нашему мнению, недостаточно обоснованно Л.С.Выготскому, наряду с А.Н.Леонтьевым, приписывается участие (и даже первенство) в создании объектно-деятельностного подхода.

Необходимо отметить, что в вопросе об авторстве деятельностной концепции, впрочем, как и в других вопросах, так или иначе касающихся деятельностной проблематики, мнения представителей субъектно-деятельностной и культурно-исторической деятельностных школ существенно расходятся. Это касается и роли Выготского в исследовании понятия «деятельность».

Тем не менее, можно считать установленным, что предметом исследований самого Л.С.Выготского было сознание: «… Л.С.Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания …» «… В статье, посвященной памяти своего учителя [Выготского Л.С. – В.А.] А.Н.Леонтьев оценил его теорию как «конкретную теорию осознания человеком своего человеческого бытия», направленную на исследование системного строения сознания, единицей анализа которого является значение …»

Понятие активности – центральное и в общепсихологической теории этого психолога, и в его концепции личности. Активность как ведущая характеристика человека выступает в различных формах …»

Основные акценты критического анализа роли Выготского представителями субъектно-деятельностного подхода сосредоточены, как правило, вокруг роли знака и значения в формировании человеческого индивида.

Основные положения культурно-исторической концепции Выготского, Леонтьева и всей научной школы Выготского:

Первое: основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации или, говоря терминами Леонтьева, изменение деятельности человека.

Второе: всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание.

Третье: исходной формой деятельности является развернутое ее выполнение человеком во внешнем или социальном, или коллективном плане.

Четвертое: психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.

Пятое: существенная роль в процессе интериоризации лежит в различных знаковых и символических системах.

И, наконец, шестое: важное значение в деятельности сознания человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Периодизация Д.Б. Эльконина (критерий – ведущий вид деятельности)

Динамика развития

 К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития.

 Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.

 Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

 Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.3-11 лет-вслед за кризисом ориентация человеческих отношений.1,7-ориентация в мире вещей.

-Непосредственно эмоц общение младенца (0 – 1)т Предметно-манипулятивная деят-ть (1 – 3)

-Сюжетно-ролевая игра (3 – 7 лет) Учебно-профессиональная деят-ть (15 – 17

-Общение подростков (11 – 15 лет) Учебная деятельность младшего школьника

Эльконин попытался охватить и связать между собой 2 вектора развития ребенка

1)взаимоотношение с миром вещей,

2)с миром людей.

В каждом периоде 1 вектор доминирует над другим, в следующем возрастном периоде они меняются.Смена вектора и есть начало нового возрастного этапа.Вектор - это ведущая деятельность ребенка. Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:

 в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

 в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);

 от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).

 

В деятельностях первой группы (с людьми) развивается преимущественно мотивационно - потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй группы(с предметами) — интеллектуально - познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе. Так, мотивационно – потребностная сфера опережает в развитии интеллектуально - познавательную, а в раннем возрасте более быстрыми темпами развивается интеллектуально - познавательная сфера деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных