Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и социальное назначение государства




Сущность – совокупность особенностей и отличительных черт, выделяющих данную вещь в ряду схожих с ней явлений. Применительно к государству выяснение сущности означает определение задач государства в обществе.

Сущность государства рассматривается в 2 аспектах:

- классовом – государство рассматривается как аппарат подавления, выражающий интересы экономически господствующего класса. Кроме этого государство навязывает эту волю экономически слабым классам. Государство – это диктатура

- общесоциальном – назначение гос-ва – служит всему обществу. Гос-во – это средство достижения социального компромисса путем устранения противоречий и объединения общества.

Достижение согласия предполагает демократические методы.

Вне зависимости от того, кому принадлежит власть в конкретном государстве и какие цели она преследует, существует единая, общая сущность, характерная для любого государства – обеспечивать с помощью гос.аппарата целостность общества и его нормальное функционирование.

7. Тип государства: формационный и цивилизационный подходы. Античные типологии.

Типология – объединение государств в группы по определенным признакам.

В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (характеристика уровня общественного развития экономики – средства производства, основные классы и т.д.)

1) первобытнообщинный строй – разделения на классы нет, орудия труда примитивные, государство не сформировано.

2) рабовладельческий строй – классы: рабы, рабовладельцы; средства производства – рабы (богаче тот, у кого их больше). Рабам не представляются права человека, чаще всего тип государства – монархия, осн.функция – подавление рабов

3) феодальный строй: классы – феодалы и зависимые крестьяне; средство производства – земля. Характерно феодальное государство, феодальная раздробленность, абсолютная монархия.

4) капиталистический строй: классы капиталисты (те, кто владеет средствами производства) и рабочие; средства производства – станки и оборудование. Характерно капиталистическое государство (ограниченная монархия или республика)

5) социалистическое общество. Классов, противостоящих друг другу, нет. Средства производства (всё – земля, станки, оборудование) находятся в общественной собственности. Характерно социалистическое полугосударство – направлено на искоренение пережитков капиталистического строя. переходный период к коммунистическому обществу.

6) коммунистическое бесклассовое общество. Государство как ненужный элемент отмирает.

Цивилизационный подход в отличие от формационного учитывает не только экономические, но и духовно-культурные особенности общества.

Сторонники этого подхода считают, что культура может тормозить или ускорять развитие экономических процессов. Каждая обособленная группа обладает собственными культурными особенностями. Совокупность родственных культур называется цивилизацией.

Каждая цивилизация проходит определенные этапы развития: зарождение, становление, расцвет (кульминация), упадок и гибель.

Каждой цивилизации на каждом этапе развития соответствует свой тип государства. Все цивилизации по степени распространения делятся на:

- локальные (не оказали существенного влияния на соседние государства – Шумерское)

- особенные (великие) – Западная Европа, Китай

- всемирные (она только зарождается)

Античные типологии созданы учеными античности – Аристотель, Сократ, Платон

Для античных типологий характерно деление государств на правильные и неправильные. В правильных государствах власть опирается на закон и служит интересам правителей. Неправильные – власть в них опирается на закон и служит интересам правителей.

Аристотель выделяет правильные государства: законная царская власть, аристократия (власть лучших), полития (власть большинства). Неправильные государства: тирания, олигархия (по богатству), демократия (часть населения решает за всех).

№ 8. Общественная власть в первобытном обществе и ее отличие от государств.власти

В первобытном обществе государства и права не существовало!

Жизнь первобытн.общества регулировалась различными социальными нормами.

Правление общества осущ-сь следующ.органами:

1) общее собрание рода;

2) старейшина (иногда совет старейшин) – осущ-ли повседневное руководство;

3) Вождь (обычно осущ-л управление на войне, охоте);

4) Жрецы (религиозное управление обществом): совещательный голос либо одобрение решений др.органов.

Власть в первобытн.обществе осущ-сь непосредственно всеми членами рода.

В племени органом управления, чаще всего, был совет старейшин.

Отличия власти в первобытном обществе от государственной власти:

1) В первобыт.обществе власть основывалась на авторитете, в государстве – на принуждении.

2) Органы, осуществляющие власть в п.общ-ве, кроме управления занимались повседневной деятельностью.

Госвласть основана на чиновниках (чиновники-люди, профессионально осущ-щие функции управления).

3) Власть в п.общ-ве основана на соц.нормах (мораль, религия, обычаи, традиции), в государстве – на правовых нормах.

4) Механизм принуждения в п.общ-ве само общество, в гос-ве – это специал.органы (напр., орган исполнения наказания и др.)

№ 9. Понятие и виды форм государственного правления.

Форма государства – это совокупность существ.сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти, т.е.форма гос-ва предст.собой единство 3-х ее основн.элементов: формы правления, формы гос.устройства и политического режима.

Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной гос.власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Различают 2 вида формы правления: монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы – монарха(короля, царя, шаха, императора).

Признаки монархии: высшая власть (власть монарха) передается по наследству, осущ-ся бессрочно, не зависит от воли избирателей.

Монархии бывают абсолютными (неограниченными), в к-рых отсутствуют представительные учреждения народа и единственным носителем суверенитета яв-ся монарх (Саудовская Аравия).

Также монархии м.б. ограниченными (власть монарха ограничена чем-либо: напр, парламентом, конституцией). Различают:

- дуалистическую монархию – монарх делит власть с парламентом. Парламент осущ-ет законодательную деят-ть, монарх возглавляет исполнительную власть, но ему также принадлежит значит.часть законодател.власти, проявляющаяся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом (Иордания, Марокко);

- парламентарную монархию, в которой действует принцип: «Королева царствует, но не правит». Монарх яв-ся лишь главой гос-ва и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодат.власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Должность монарха сущ-ет как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны (Великобритания, Швеция, Дания, Япония);

- конституционную монархию – власть монарха ограничена представительным органом и конституцией (м.б. парламентарными и дуалистическими).

Республика – это форма правления, при которой высшая гос.власть принадлежит выборному органу на основе срочности.

Признаки республики: выборность власти, выборность на опред.срок, зависимость от воли избирателей.

Различают:

- парламентскую республику, в к-рой осн.роль в осущ-ии гос.власти играет парламент. Правительство формир-ся парламентом и ответственно перед ним. Официально главой гос-ва яв-ся президент, к-рый избирается парламентом, или коллегией выборщиков, или прямым голосованием народа. Однако, его обяз-ти огранич-ся представительными функциями. Реальным же главой гос-ва выступает руководитель правительства (Италия);

- президентскую республику, в к-рой президент избирается независимо от парламента, чаще всего, всеобщим голосованием и одновременно яв-ся главой гос-ва и исполнител.власти (правительства). Президент сам назначает правительство, руководит его деятельностью и полностью контролирует. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству, а президент не м.распустить парламент. Но правительство имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с пом. принимаемых законов и через учреждение бюджета, а президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от лат-«запрет») на решения законодат.органа (США).

- смешанную республику, в к-рой сочетаются признаки президентской и парламентской респ. Харак-на двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Глава гос-ва – президент, он назнач. главу правит-ва и министров. Парламент имеет возм-ть контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия (Франция, РФ).

№10. Понятие и виды форм госуд.-территориал.устройства.

Форма государства – это совокупность существ.сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти, т.е.форма гос-ва предст.собой единство 3-х ее основн.элементов: формы правления, формы гос.устройства и политического режима.

Форма гос.устройства предст. собой способ территориал.организации и распределения гос.власти, а также характер взаимоотношений между соотв-щими субъектами власти.

(под территорией гос-ва понимаются поверхность суши с границами, водные объекты в пределах гос.границ, территориал.воды, недра, воздуш.пространство, территория посольств и консульств, морские, воздушные, космические суда под флагом страны).

3 вида:

Унитарное гос-во – простое, единое гос-во, части к-рого яв-ся административно-территориал.единицами и не обладают признаками гос.суверенитета; в нем сущ-ет единая система высших органов и законодательства (Польша, Болгария, Италия).

Федеративное гос-во – сложное, союзное гос-во, части которого яв-ся госуд.образованиями и обладают самостоятельным гос.-правовым статусом (суверенитетом). Имеются 2 системы высших органов гос.власти: высш.органы федерации в целом и высш.органы субъекта федерации, также 2 системы законодательства.

Ф.строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции. При этом одна часть полномочий яв-ся исключител.компетенцией союзных органов, др.- субъектов федерации, 3-я – совместной компетенцией союза и ее членов.

Федерации м.б. построены по территориал.принципу (США), национальному (? бывш.Югославия) или по национально-территориальному (Россия).

Федерации м.б.симметричными (члены Ф. обладают одинак.правовым статусом – напр., Германия) и асимметричными, где субъекты имеют разный правовой статус (положение) – напр., Россия, т.к. в кач-ве субъектов – республики, края, области, автономные округа).

Федерации м.б. конституционными (правовым основанием Ф. яв-ся закрепление факта образования в Основном законе страны – Конституции), м.б.договорными (в основу Ф.положен договор субъектов), м.б. конституционно-договорными – напр.,Россия, т.к. основана на 3-х федер.договорах (дог-р Ф. с республиками, дог-р с областями и краями, дог-р с автоном.областями и округами) и Конситуции РФ.

Конфедерация – временный союз гос-в, добровольно объединившихся для достижения политич., военных, экономич. и др. целей.

К. не обладает суверенитетом, т.к. отсутствует общий для объединившихся субъектов централ.госуд.аппарат и единая система законодательства.

К. носит временный характер и после достижения целей либо распадается, либо преобразуется в Федерацию.

Также выделяют формы гос.устройства: содружества (СНГ), империи (госуд.образования, отличит.особ-ть к-рых – обширная терр-ая основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения), протекторат (формальная опека слабого гос-ва белее сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета слабого).

№11. Понятие и виды политических режимов

Форма государства – это совокупность существ.сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти, т.е.форма гос-ва предст.собой единство 3-х ее основн.элементов: формы правления, формы гос.устройства и политического режима.

Режим – государств.строй. Политика – сфера деят-ти, связанная с отношениями между соц.группами, сутью к-рых яв-ся определение форм, задач, содержания деят-ти гос-ва.

Политический режим – это система методов, способов и средств осущ-ия политической власти.

Полит.режим отвеч. на???: как функционирует гос-во, как осущ-ся гос.власть, каким методам, способам властвования отдается предпочтение, какова при этом роль личности, соц.групп и общества в целом во влиянии на гос-во?

Виды полит.режима: демократический и антидемократический.

Демократический режим основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участия народа в управлении государством.

Признаки демократ.режима: конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека, равноправие всех граждан, существование ряда политических (в т.ч. оппозиционных) партий, не допущение господства какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, существование реального разделения властей на три ветви, выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти, их подотчетнсоть избирателям, подконтрольность и ответственность органов и служащих гос-ва, формируемых путем назначения, перед выборными органами, гласность в деятельности гос-ва.

Демократ.режимы складываются в правовых гос-вах.

Антидемократический режим – это ограничение демократических прав и свобод.

Признаки антидемокр.режима: подавление государством личности с помощью различных политических органов; полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством; существование однопартийной системы с жесткой диктатурой (партия фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами); подавление политической оппозиции вплоть до физического уничтожения; монистическая структура власти (отсутствие деления на 3 ветви), игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств, господство беззакония и террора.

Виды:

Авторитарный режим – политическая власть осущ-ся одним лицом при минимальном участии народа. Внешне управление осущ-ся на конституц.началах, сущ-ют законодательные, исполнительные и судебные органы, но на практике разделения нет. Власть не контролируется и не формируется народом, хотя представительные органы существуют. Провозглашается приоритет государства по отношению к личности, права личности игнорируются. Авторитарная власть культивирует фанатизм в массах, используя демагогию (Чили в период Пиночета).

Тоталитарный режим харак-ся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Полное подчинение человека политич.власти и господствующей идеологии. Тоталитарный режим допускает только одну партию.

Фашистский режим – это крайняя форма тоталитаризма, характеризуемая националистической идеологией, представлением о превосходстве одних наций над другими. Фашизм основывается на расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии.

Также деспотический режим (неограниченная власть, жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью. Деспотия держится на страхе (Страны Азии, Ближнего Востока), тиранический режим (неограниченная власть, власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, Власть является очень жесткой. Используется не только наказание за нарушения правил поведения, но и превентивное наказание с целью устрашения (Древняя Греция).

№12. Понятие, признаки функций гос-ва и формы их осуществления.

Функции государства – это основные направления его деят-ти, выражающие сущность и социал.назначение.

Признаки функций гос-ва:

1) Ф-ции гос-ва – это устойчивая, предметная деят-ть гос-ва

2) Ф-ции выражают сущность гос-ва

3) Ф-ции гос-ва реализуются в спец-х формах.

Формы осуществления функций гос-ва – это однородная деят-ть гос.органов, посредством которой реализуются гос.ф-ции.

Классификация форм осущ-ия функции гос-ва.

1) по принципу разделения властей:

- законодательная (принимаются законы (напр., об образовании),

- управленческая (деят-ть гос.органов по исполнению законов),

- судебная.

Иногда в этой классификации выделяют контрольно-надзорную форму.

2) по степени использования права как инструмента:

- правовые (правотворческая, правоприменительная, оперативно-исполнительная, правоохранительная);

- организационные (регламентационная, хозяйственная, идеологическая).

№13. Виды и характеристика внешних функций государства

Функции государства – это основные направления его деят-ти, выражающие сущность и социал.назначение.

Ф-ции гос-ва делятся на внутренние и внешние.

Внешние ф-ции гос-ва – это основные направления его деят-ти во внешней политике, в отношениях с др.гос-вами.

Виды:

Ф.обороны страны: в мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне; в военное время – эта ф-ция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Осн.направлениями оборонной деят-ти гос-ва яв-ся: укрепление оборонной мощи страны; повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение боеспособности и боеготовности; охрана гос.границ; организация гражд.обороны; военное обучение запаса вооруж.сил (резервов).

Ф.поддержания мира и мирового порядка –это деят-ть по предотвращению войны, разоружению, сокращению химич. и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового поражения и новейш.военных технологий. Также обеспечение сотрудничества гос-в в борьбе с международной организован.преступностью (контрабандой, наркобизнесом, терроризмом и др.)

Основополагающими актами м/народн.правопорядка яв-ся Устав ООН и м/нар.дог-ры о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, дог-ры о сокращении стратегического ядерного оружия, обычных вооружений; Конвенция о запрещении химич.оружия, его уничтожении и т.д.

Ф .сотрудничества государств при решении глобальных проблем – это деят-ть гос-ва по установлению и развитию равноправных экономических, политических, культурных отношений, отношений в области спорта и др.

Ф. интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости гос-в в современн.мире, т.е. люб.гос-во не м. существовать без экономич. взаимодейсвтия с др.странами, т.к. не м. производить все необходимые товары. Следовательно, люб.гос-во стремится к управлению и развитию подобн. экономич. взаимоотношений. Для координации экономич.интересов разных стран создаются экономич.организации и союзы(напр., м/народн.валютный фонд, Всемирная торговая организация и т.д.)

Российской гос-во стремится получить членство во Всемирной торг.организации.

№14. Виды и характеристика внутренних функций государства

Функции государства – это основные направления его деят-ти, выражающие сущность и социал.назначение.

Ф-ции гос-ва делятся на внутренние и внешние.

Внутренние ф-ции гос-ва – это главные направления внутренней политики гос-ва, деят-ть, направленная на выполнение внутренних задач гос-ва.

Виды:

Ф.охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка – деят-ть гос-ва, направленная на обеспечение точного и полного осущ-ия его законных предписаний всеми участниками обществ-ых отношений, а также контроль за исполнением правовых норм. Обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократического гос-ва. Права человека составляют основу политики в отношениях с др.гос-вами и со всем мировым сообществом.

Экономическая Ф. – выработка и координация гос-вом стратегических направлений развития экономики страны в наиб.оптимальном режиме. В наст.время гос-во использует различ.рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, контроль за производством, ценами, качеством продукции и др.

Социальная Ф. призвана обеспечивать социал.защищенность личности, нормал.условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

Ф.развития культуры, науки, образования – поддержка развития культуры, науки, образования.

Экологическая Ф. связана с глобальным воздействием человека на природу, когда возникла угроза существования среде обитания и жизни самого человека. Гос-во уделяет значит.внимание на охрану природы, окруж.среды (рационал.использование природн.ресурсов; управление и координация деят-ти природопользователей и переработчиков природн.ресурсов. Осущ-ся через разработку программ по оздоровл.окружающей средв, принятию законов по охране окруж.среды

Ф.налогообложения.

№15. Роль государства в политической системе общества.

Политическая система – это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать политическую активность личностей в проц. реализации ими политической власти.

Элементами политич.системы принято называть группы организаций, входящих в эту систему: 1) государство (как результат политич.власти);

2)государственные организации;

3) политические партии (движения);

4) некоторые обществ. объединения (чаще всего профсоюзы, м.б. религиозн.объед-ия)

5) личность.

Государство занимает особое место в политической системе, потому что:

- государство – собственник основных средств производства;

- государство утверждает правила существования всей политической системы;

- госуд-во имеет аппарат управления и принуждения;

- государство обладает суверенитетом.

№16. Понятие и содержание механизма государства. Государственный аппарат.

Любое гос-во обладает опред-ым набором функций. Все функции реализуются с помощью механизма государства.

Механизм государства – это система государственных огранизаций, посредством которых реализуется госуд.власть и обеспечивается руководство обществом.

Строение механизма гос-ва зависит от функций гос-ва, его социального назначения, экономической системы и некоторых др.факторов.

Признаки механизма государства:

1) Состоит из профессиональных госслужащих – чиновников;

2) Строгая иерархическая подчиненность элементов;

3) Наличие организационных и материальных средств принуждения;

4) Большинство органов обладают властными полномочиями.

Структура механизма государства:

1) Государственный аппарат – часть механизма гос-ва, состоящая из гос.органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос.власти (строится на принципе разделения властей). Это центральная часть механизма государства.

2) Государственные учреждения – гос.организации, не обладающие властными полномочиями, но реализующие функции нематериального характера (здравоохранение, культура, наука, образование).

3) Государственные предприятия – гос.организации, реализующие функции материального характера (выпускают продукцию, которую не м.производить частн.предприятия, напр., оружие).

№17. Понятие, признаки и виды государственных органов.

Любое гос-во обладает опред-ым набором функций. Все функции реализуются с помощью механизма государства.

Механизм государства – это система государственных огранизаций, посредством которых реализуется госуд.власть и обеспечивается руководство обществом.

Механизм гос-ва состоит из гос.аппарата, гос.учреждений, гос.предприятий.

Элементами гос.аппарата яв-ся гос.органы.

Государственный орган – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из госуд.служащих, наделенная властными полномочиями и необходимыми средствами для осущ-ия в пределах своей компетенции задач и функции гос-ва.

Признаки гос.органа:

- образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;

- яв-ся самостоятельными элементами гос.аппарата;

-взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого яв-ся обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Виды гос.органов (классификации):

1) по месту в механизме гос-ва:

- выполняющие функции гос-ва (напр, Гос.Дума);

- обслуживающие.

2) по принципу разделения властей:

-законодательные (дума, собрание, совет)

-исполнительные (глава государства, глава правительства, министерства)

-судебные

3) по действию в пространстве:

-федеральные

-органы субъектов федерации

(!!! муниципал.органы не входят в систему гос.власти, не относятся к гос.органам, они яв-ся органами местного самоуправления)

4) по времени действия:

-постоянные

-временные

5) по принципу принятия решения:

-коллегиальные (Федеральное Собрание РФ)

-единоличные (Президент РФ)

6) по характеру полномочий:

-органы общей компетенции (Правительство РФ)

-органы специальной компетенции (напр., Министерство внутр.дел)

№18. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов: их суть и значение в механизме государства.

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов – это 2 тесно взаимосвязанных понятия.

По сути система сдержек и противовесов – это механизм обеспечения разделения властей.

Принцип разделения властей необходим для предотвращения диктатуры (т.е. необходим для того, чтобы власть не концентрировалась в одних руках).

Власть в государстве делится на 3 ветви, каждая из ветвей имеет свои задачи, полномочия и рычаги управления обществом.

1-ая ветвь – законодательная власть.

Источник полномочий – народ;

Издает нормативно-правовые акты, т.е. создает правовую основу гос-ва (напр, в РФ – Федеральное Собрание (состоит из 2-х палат: Гос.Думы и Совета Федерации; в Кем.обл. – Совет народных депутатов).

2-ая ветвь – исполнительная власть.

Источник полномочий – народ или законодательная власть (т.е. может избираться народом или назначаться законодательн.органами). Реализует принятые норм.-правовые акты (в РФ – правительство РФ; в Кем.обл.- губернатор, администрация КО).

3-ая ветвь – судебная власть.

Источником властн.полномочий яв-ся народ или законодательная власть. Задачи: осуществление правосудия (в РФ – Верховный суд, Высш. Арбитражный суд; в Кем.обл. – Арбитражный суд КО, федеральн.суды КО; иногда в субъектах РФ – Уставные суды).

Система сдержек и противовесов – это совокупность полномочий каждой из ветвей власти, направленных на ограничение или сдерживание 2-х др. ветвей.

Напр., законодательная власть по отношению к исполнительной и судебной – назначение судей; контроль за правительством.

Т.о., власть в гос-ве яв-ся демократической, если выбрано правильное соотношение 2-х моментов: - разграничение полномочий;

- наличие полномочий одной ветви по отношению к другой.

№19. Понятие и принципы правового государства.

Понятие «правового государства» впервые появилось в трудах античных философов. В дальнейшем это понятие развивалось (Аристотель, Платон, Монтескье, Гегель, Кант, Локк).

Правовое государство – это форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права и защищающая права и свободы каждой личности.

Принципы правового государства:

1) приоритет права (главным в гос-ве д.б. право, все должны подчиняться праву);

2) правовая защищенность человека и гражданина (согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Гос-во д. не только декларировать прва и свободы, но и обеспечивать их защиту и реализацию).

3) принцип единства права и закона (т.е.закон д.б. выражением правовой системы)

4) принцип разделения властей (разделение гос.власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить какое-либо злоупотребление гос.властью).

5) наличие гражданского общества (свободного, демократического, правового общ-ва, ориентированного на каждую личность и обеспечивающего свободу самовыражения и контроль за деят-тью гос-ва).

№20. Гражданское общество: понятие, признаки, структура. Соотношение гражданского общества и правового гос-ва.

Идеи гражданского общ-ва начали формироваться с античных времен, постепенно развиваясь (Аристотель, Платон, Монтескье, Гегель, Кант, Локк).

Гражданское общество – это свободное, демократическое, правовое общ-во, ориентированное на каждую личность и обеспечивающее свободу самовыражения и контроль за деят-тью гос-ва.

Признаки гражд.общества:

1) гр.общ-во – это общ-во свободных людей (отсутствие свободы личности говорит о том, что в этом общ-ве гражданского общ-ва не существует);

2) гр.общ-во – это открытое социальное образование;

3) гр.общ-во основано на многообразии;

4) гр.общ-во – это самоуправляемая система (отсутствуют органы управления обществом, есть органы управления государством);

5) гр.общ-во – правовое (действует в рамках закона).

Структура гражд.общества - совокупность 5 составляющих элементов: социальной, экономической, политической, духовно-культурной, информационной систем.

Соотношение гр.общ-ва и правового гос-ва. Общество яв-ся основой существования гос-ва, оно образует государство и все его органы: путем выборов формирует первичные институты гос-ва – представительные органы. С помощью законов, принятых представителями общества, формируется вся система органов гос-ва, определяется их компетенция. С целью воздействия на гос-во в общ-ве создаются партии, общественные объединения, избирательные системы, различные формы общественного контроля. Влияние гос-ва на общество проявляется в его функциях, связанных с регулированием отношений между субъектами общества, индивидами и социал.группами, в управлении общественными делами в разных обществ.сферах (экономике, культуре, науке и т.д.), поддержанием общественного порядка, охраной среды обитания, охраной от внешнего посягательства.

№21. Понятие, структура и виды правового статуса личности.

Личность – это человек, обладающий набором социальных связей. (Человек-это биологическая харак-ка индивида).

Положение человека в обществе называется социальным статусом. Часть социального статуса – правовой статус личности.

Правовой статус личности – это положение человека в обществе, закрепленное правовыми нормами.

Структура правового статуса личности: (можно на примере статуса студента)

1) правовая норма, устанавливающая данный статус (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

2) правосубъектность (достижение опред.возраста, наличие опред.образования, гражданства и т.д.);

3) основные права и обязанности;

4) законные интересы (получение образования);

5) юридическая ответственность (отчисление как ответственность за невыполнение учебн.плана);

6) правовые принципы (доступность, равенство и т.д.);

7) правоотношения статусного типа (институт-студент; преподаватель-студент).

Виды статуса:

- общий (конституционный) – гражданин, лицо без гражданства, беженец, мигрант, лицо с двойным гражданством и т.д.

- специальный (родовой) – в рамках определенной отрасли (напр., в рамках гражд.права – физич. или юридич. лица);

- индивидуальный – набор специальных статусов у каждого: пассажир, пешеход, собственник имущества, родитель, сын и т.д.).

№22. Основные принципы взаимодействия государства и личности.

Личность – это человек, обладающий набором социальных связей. (Человек-это биологическая харак-ка индивида).

Государство – это властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Гражданство – это устойчивая правовая связь личности и государства.

Гражданство приобретается:

1) по рождению (врожденное) – присваивается на основе 2-х принципов:

- принцип крови – лицо, рожденное от граждан государства, яв-ся гражданином этого государства;

- принцип почвы (территории) – лицо, рожденное от лица без гражданства на территории государства, яв-ся гражданином этого гос-ва.

2) по заявлению (приобретенное)-при соблюдении опред-ых условий.

№23. Характеристика основных прав и свобод личности (на основе Конституции РФ).

1) права и свободы человека – естественные права (те, которые принадлежат от рождения, не отчуждаемы)-напр., право на жизнь (ст.20 Конституции);

2) права и свободы гражданина – позитивные права, т.е. данные государством –напр., право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), право на охрану здоровья и медиц.помощь (ст.41), право на образование (ст.43).

3) права и свободы личности – это совокупность прав человека и прав гражданина;

Права и свободы личности, права и свободы гражданина закреплены кроме Конституции во Всеобщей Декларации прав человека (1948г.), и в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ (1991г.) и др.

В Конституции РФ перечислены основные права и свободы человека и гражданина. В ч.2 ст.17 указано, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат от рождения. В ст.55 Конституции определено, что указанные в ней права и свободы не уменьшают и не отрицают значения других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Классификация прав и свобод:

1) личные (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени). Обеспечивают жизнь, свободу и достоинство человеческой личности, в основном – естественные права.

2) политические (право избирать, быть избранным). Характеризуют личность как часть народа, а народ – как источник власти.

3) Социально-экономические (право на труд, отдых, образование, охрану здоровья, право частной собственности). Характеризуют человека как участника социальных отношений. Позволяют реализовать свои способности и удовлетворять потребности).

№24. Соотношение государства и права.

Государство – это властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Право – это система формально определенных, общеобязательных правил поведения, гарантированных мерами госуд.принуждения и регулирующих наиб. важные общественные отношения.

Существует 3 подхода к соотношению государства и права.

1) Этатический. Основан на приоритете гос-ва над правом. Гос-во появилось до правовых актов и правом считается только воля гос-ва. Сторонники отрицают естественные права.

2) Школа естественного права: естественные права возникли вместе с человеком, т.е.до государства. Гос-во возникло как результат реализации естественных прав (теория общественного договора).

3) подход – сбалансированный: право и гос-во взаимосвязаны и не м. существовать друг без друга.

Воздействие государства на право:

-правотворчество (гос-во создает правовые документы);

-правореализация (гос-во создает условия для реализации прав и свобод);

-право как инструмент управления обществом.

Воздействие права на государство:

-право закрепляет структуру госуд.механизма;

- право определяет границы вмешательства гос-ва в дела личности;

-право яв-ся инструментом межгосударственного общения.

№25. Причины и основные пути происхождения права.

В первобытном обществе права не существовало. Жизнь догосударственного общ-ва регулировалась различными социальными нормами (обычаи, мораль, религия).

Усложнение общественных отношений (возникновение торговли, классовых противоречий), возникновение государственных образований (общины, города), а также некоторые др.причины приводит к созданию на основе социальных норм специальных правовых норм.

Правовые нормы поддерживаются государством и регулируют наиб.важные общественные отношения. Прежние социал.нормы входят в число источников права (напр., Каран как религиозная норма; обычаи).

Теории происхождения права.

- Теологическая. Сторонники этой теории понимали право как результат божественной воли (10 заповедей Моисея; Каран и др.)

- Теория естественного права (17-18 вв.) Сторонники - Монтескье, Руссо, Вальтер и др. считали, что право делится на естественное и позитивное. Позитивное всегда основывается на естественном.

- Историческая школа (1-ая треть 19в.) Представители считали, что право – это результат исторического развития того или иного общества, т.е. единого права нет (кажд.народ определяет свои права). Основным источником д.б. обычай, а не закон.

- Нормативистская теория (19-20вв.) Право – это система норм, установленных государством. Следовательно, источники, не подтвержденные государством, не яв-ся правом.

-Марксистская теория (19-20вв.)- единственная материалистическая теория. Согласно этой теории, право – это часть надстройки, зависит от экономических отношений, выражает волю господствующего класса.

№26.Развитие общего понятия права.

Право возникло на основе первичных социальных норм. С течением времени подход к пониманию права меняется. Так, теологическая школа понимала право как результат божественной воли (10 заповедей Моисея; Каран и др.)

Естественно-правовая школа 17-18 вв.) Сторонники - Монтескье, Руссо, Вальтер и др. считали, что право делится на естественное и позитивное. Позитивное всегда основывается на естественном.

- Историческая школа (1-ая треть 19в.) Представители считали, что право – это результат исторического развития того или иного общества, т.е. единого права нет (кажд.народ определяет свои права). Основным источником д.б. обычай, а не закон.

-Нормативистская теория (19-20вв.) Право – это система норм, установленных государством. Следовательно, источники, не подтвержденные государством, не яв-ся правом.

-Марксистская теория (19-20вв.)- единственная материалистическая теория. Согласно этой теории, право – это часть надстройки, зависит от экономических отношений, выражает волю господствующего класса.

Принципы права – основополагающие начала, выражающие сущность и социальное назначение правовых предписаний.

Принципы права делятся на след.группы:

- конституционные – характерны для всей правовой отрасли (гуманизм, равенстов всех перед законом и судом и т.д.);

- отраслевые – характерны для отдельной отрасли (напр, в уголовном праве – презумпция невиновности);

- индивидуальные (институциональные) – характерны для отдельных институтов права (напр, институт защиты прав потребителей: коммерч.организация виновна, пока не будет доказано иное).

(Т.о., право - это система формально определенных, общеобязательных правил поведения, гарантированных мерами госуд.принуждения и регулирующих наиб. важные общественные отношения).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных