Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эволюция роли государства в развитии социально-экономической системы




 

Приступая к рассмотрению первого вопроса необходимо заметить, что государства в силу своей особой роли в обществе во все времена в той или иной мере вмешивалось в экономические процессы. Но с момента своего возникновения оно выполняло следующие функции:

1) сохранения и укрепления существующего строя, господствующих форм собственности;

2) эксплуатация большинства;

3) строительства ирригационных сооружений, пролаживания дорог, введения единого денежного обращения.

То есть, как видим, именно те функции, которые обеспечивали сохранность целостного функционирования общественной системы под эгидой государства как институционального аппарата.

В условиях становления капитализма или так называемого первоначального накопления капитала функции государства несколько расширяются, а стало быть и возрастает его роль в общественно-экономических процессах. На данном этапе его функциями также становятся:

1) сохранение конкуренции;

2) ограничение иностранного влияния на национальную промышленность;

3) содержание почты, портов, транспортных средств;

4) организация географических исследований и т.п.

Однако на первоначальной (низшей) стадии развития капитализма государство выступает в основном в качестве надстройки. И лишь по мере развития производительных сил и обобществления производства оно в дальнейшем (превращается) перерастает в неотъемлемый элемент базиса. В таком своем качестве государство неизбежно возлагает на себя еще более сложные функции, одной из которых становится 1) воспроизводство общественного капитала (т.е. рабочей силы, средств труда, предметов труда, науки, сил природы, методов и форм организации производства, информации).

К другим функциям государства в этой связи относятся:

2) формирование стратегии и тактики экономического развития (воплощающегося в социально-экономической политике на основе программирования и прогнозирования);

3) осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

4) развитие и внедрение новой техники и технологии в отраслях, определяющих развитие НТР;

5) определение экономических регуляторов деятельности предприятий, фирм, компаний.

В целом же к оправданным функциям государства как полагают специалисты в современном рыночном хозяйстве относятся те, которые корреспондируются с требованиями основных двух направлений его экономической деятельности, а именно:

1. Обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы (это и регулярная демонополизация экономики, и её эффективная антиинфляционная профилактика, и поддержание сбалансированности государственных финансов, и своевременное предупреждение или гашение спадов производства и др.).

2. Решение экономических и социальных проблем, перед лицом которых рыночный механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность (это и обеспечение экологической безопасности, и гарантирование осуществления социально-экономических прав человека, и сглаживание структурных и региональных диспропорций и т.д.).

В заключении данного вопроса отметим, что государство, выполняя свои функции, применяет разнообразные методы воздействия на экономику. И здесь возникает вопрос: есть ли тут какие-то ограничения, требования, идущие от рыночной системы? Оказывается, что такие ограничения есть и они следующие:

1. Недопустимы (или в принципе исключены) любые действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма или разрушающие его. (К примеру: тотальное директивное планирование, административный контроль над ценами, директивное распределение производственных ресурсов и т.п.).

2. Влиять на рынок можно в основном лишь косвенными, экономическими методами (поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему). Хотя в отдельных случаях допустимы и административные методы воздействия.

К примеру, контроль над монопольными рынками, соблюдение экологической безопасности и т.п.

3. Самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя, а тем более, не заменяя рыночные стимулы. (К примеру, денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима разве что с централизованным планированием).

4. В силу отсутствия идеальных экономических регуляторов, государство должно нести ответственность за отрицательные последствия собственных решений и действий (Например: стимулируя освоения новых дорогостоящих технологий во избежения всплеска безработицы, оно должно позаботится о противостоянии безработицы и т.п.).

Таким образом, несмотря на усиливающуюся роль государства в современных условиях, все же избавление экономики от излишнего государственного вмешательства остается актуальным и важным. Это тем более важно, если учесть, что государство является единственным институциональным органом, который формирует и реализует на практике основные правовые нормы (и правила) взаимоотношений субъектов рыночной деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных