Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение философии и науки




Мы уже выделяли особенности философского знания, рассмотрим суть вопроса о соотношении философии и науки, так как он важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии. Является ли философия наукой? Находится ли она в одном ряду с другими науками или занимает совершенно особое место, будучи самостоятельной формой культуры?

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

- философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат

- однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ним.

Но, тем не менее, многое связывает философию с наукой. Например, стремление к объективному, достоверному познанию мира и человека. Другая черта, объединяющая науку и философию – стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. Философия даже в большей степени, чем наука, исторична. Она всецело исторична и немыслима без истории, рассматривается в историческом бытии общества. Наконец, философия, как и наука, несовместима с суевериями.

То, что в философии нет такой математической строгости добытых результатов познания, как в естественных науках, еще не говорит о том, что в ней отсутствует познание. Понятие «знание» гораздо шире, чем понятие «научное знание», - последнее лишь входит в первое. Существует огромный пласт знаний, без которых не в состоянии жить ни человек, ни человеческое общество, однако его нельзя назвать научным.

Чтобы глубже осознать специфику философии, проведем различие между ней и наукой, первоначально – по предмету, а затем – по методу. Предмет философии умозрителен, не может быть дан в непосредственном восприятии. Бытие мы нигде и никак не можем обнаружить при помощи органов чувств, оно может утверждаться лишь умозрительно. Мы воспринимаем лишь сущее во всем его многообразии, но нигде – сущее как целое, т.е. бытие. Но именно бытие и является предметом философии, в то время как наука изучает сущее, дробя его на различные виды в зависимости от конкретной дисциплины. Предмет философии для науки не просто недоступен, она не в состоянии его даже открыть; не открыв же его, наука не может задаться и вопросом о его специфике.

В то время как философу доступны иные сферы познания, т.е. традиционные науки, ученому, если он не способен расширить горизонт своего сознания и углубиться до теоретического познания, философия в принципе недоступна. Если же ученый задается вопросами бытия как такового, то он с этого самого момента становится уже философом. Но бывает так, что среди философов оказывается много ученых, а среди ученых – философов. Но бывают, конечно, и псевдофилософы, и псевдоученые. Они занимаются разработками «вечных двигателей», поисками НЛО или путешествиями в «иные миры», что не имеет никакого отношения ни к науке, ни к философии. Это область квазинаучного (мнимого) и псевдофилософского знания.

Философия первична по отношению к науке, поэтому она не может произойти от науки как от простого накопления научных знаний. Ведь философское знание, о чем мы уже говорили, имеет принципиально иной, качественно иной характер. Сколько бы мы не познавали мир эмпирически, мы не сможем ничего сказать о факте его бытия как такового, ибо ответ на этот вопрос теоретичен. Но, наоборот, все науки, возникли через отпочкование от философии как целостного и охватывающего все бытие мировоззрения. От сущего невозможно подняться к бытию, но с высоты бытия можно окинуть взором все сущее, поэтому, например, античные философы были первооткрывателями многих наук. Вопрос бытия мира – чисто теоретический вопрос, и положить предел миру может только умозрение.

Философствование требует известного мужества, ибо самостоятельно мыслить всегда опасно, но зато плоды такого мышления несравнимы с теми плодами, которые может произвести наука. Духовный плод не идет ни в какое сравнение с плодом материальным.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных