Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические типы мировоззрений




Схема

Мифологическое мировоззрение (греч. mуthos – повествование, сказание) исторически первый тип, формировался на ранних стадиях развития общества и представлял собой первую попытку человека обрести осмысленность своего существования, объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Мифология – универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляется три мира: небесный, земной и подземный.

Следует подчеркнуть, что характерный прием в формировании мифической картины мира состоит в антропоморфизме, т. е. переносе на внешний мир особенностей мира человеческого, их уподоблении.

На явления природы проецировались человеческие свойства. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа – боги, духи, герои – наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки (соперничают, враждуют, интригуют), а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выразилось представление древних людей о целостности мира, слитности и неразделенности человека и природы.

Хочется подчеркнуть, что мифические формы сознания и мифологическое мировоззрение продолжают существовать в культуре и сегодня. Можно привести примеры сознательного мифотворчества в XX в. Например, в фашистской Германии идеология содержала значительный элемент мифа – об избранной расе арийцев, их особом предназначении. В истории нашей страны – это период строительства «светлого коммунистического будущего» и воспитание на основе морального кодекса «строителя коммунизма.

 

Религиозное мировоззрение (лат. religio – благочестие, набожность, святыня) сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, попыткой рационализации непостижимого, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. В мифе сакральное (священное) и повседневное были смешаны, в религии священное отделено от повседневного, житейского, земного. Бог – творец мира. Он недосягаем и свят. Любые сомнения в этой святости жестко пресекаются. Если в мифе центральным элементом является фантазия, то в религии таким элементом является вера.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная, а не рациональная, форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует те же вопросы, что и миф:

- Происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека

- Объяснение природных явлений

- Поступки, судьба человека

- Нравственно-этические проблемы

Религии менялись в зависимости от характера распространения. Сначала они были родовыми или племенными, а после появления государств стали государственными. На этом этапе рождались и так называемые мировые религии.

Мировые религии объединяли людей независимо от этнических, языковых или политических связей. Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся общественным отношениям, и вышли за пределы территории, где первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а трансформировались в соответствии с ходом истории. Таковы они и сегодня.

 

Схема 10

 

Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются:

- синтоизм (Япония)

- индуизм (Индия)

- иудаизм (Израиль).

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций, с которыми мы познакомимся в ходе дальнейшего изучения дисциплины.

Наиболее развитым историческим типом мировоззрения является философия. Особенностью философского мировоззрения является то, что, поднимая те же самые вопросы для осмысления, что мифология и религия: происхождение мира и человека, будущее человека и общества, оно применяет другой метод осмысления этого. Вместо эмоционально-чувственного познания, нормативов, традиций, ритуально-догматических установок на первый план выдвигаются разум и объективное знание. Знание рождается посредством критического размышления, наблюдения, сбора фактов, логического анализа, выводов и доказательств. Хотя, присутствие чувственного и иррационального знания возможно (в зависимости от специфики философской системы).

Центральная проблема философского мировоззрения – проблема «мир – человек» может выступать в двух аспектах:

- проблема места человека в мире -человек ищет свое место, свою нишу, свою роль в этом объективном бытии, становится составляющей его, живет по его законам

- проблема места мира в человеке – это поиск той части мира, которая перемещается во внутренний мир человека в соответствии с его потребностями, интересами, уровнем усвоения культуры и др.

Отношение «мир – человек» предполагает такие формы отношения человека к миру:

- онтологические

- познавательные

- аксиологические

- эстетические

- практические.

Именно из системы «мир – человек» и ее форм развертывания и вырастает совокупность философских проблем. Интегратором, то есть объединителем всех проблем выступает основной вопрос философии, о котором мы поговорим с Вами в следующей теме.

Философия освобождает человека от мифов и иллюзий. Благодаря ей, человек может обрести внутреннюю духовную свободу, занять независимую позицию, обрести мужество и самостоятельность мышления. Девизом такого мышления могут стать слова знаменитого немецкого философа Иммануила Канта «имейте мужество пользоваться собственным умом». Обывателю может казаться, что он думает сам, на самом деле в его сознании прокручиваются штампы, стереотипы мышления, навязанные массовой культурой. Считается, что те, кто способны действительно мыслить самостоятельно, уже являются философами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных