Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет и специфика философии




ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Смоленская академия профессионального образования»

 

Гуманитарный факультет

 

 

 

 

Основы философии

Часть I

Для специальностей СПО

 

Смоленск

 

Христич Л. А.

Тематический блок № 1. Философия и ее роль в жизни общества  
Тема: Введение в дисциплину. Философия: предмет, структура, функции Тема: Онтологические проблемы бытия Тема: Основы философского понимания мира  
Тематический блок № 2. Основные идеи истории мировой философии  
Тема: Древнеиндийская, древнекитайская философия Тема: Античная философия  
Тема: Философская мысль Средних веков, Возрождения, Нового времени и Просвещения  
Тема: Немецкая классическая философия Тема: Западная постклассическая философия XIX-XX вв.  
Тема: Русская философия  
Тематический блок № 3. Природа человека и смысл его существования  
Тема: Человек как предмет философии Тема: Ценности человеческого существования  
Тема: Человек – живая система – биопсихосоциальное существо  

Предмет и специфика философии

Конструирование самого понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (VII-VI вв. до н.э.), у которого оно означало «любовь к мудрости». Термин «софия» обычно переводится как «мудрость». Но у греков смысл «софии» шире: это и проявление ума, и любознательность, и целенаправленность.

В древней Индии философские школы назывались «даршанами» (от дарш – видеть; даршана имела смысл «видение мудрости»). В древнем Китае также ценились мудрость, знание; они должны лежать в основе управления страной, приносить людям пользу.

Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона (427-347 гг. до н.э.), в трактовке которого он звучал как «любовь к истине». Именно к этому периоду относится начало широкого использования термина «философия».

Любая область знания имеет свой объект и предмет. Например, объект математики – мир чисел, объект биологии – мир живой природы, объект истории – прошлое человеческого общества. Но общество является объектом всех общественных наук. А предмет у каждой науки свой. Предметом называется круг вопросов, которые изучает наука. В философии объект и предмет имеют специфическое значение.

Объект философии предельно широк. Он охватывает всю реальную действительность – окружающий мир, включая и Вселенную, планету Земля, идеальный мир. Философия интересуется общими принципами, закономерностями, связями окружающего мира, не погружаясь в частности и детали – строение атома, живого организма, структуру клетки или социальной группы. Ее объект – космос, закономерности отражения окружающего мира в сознании человека, его мышлении. Все перечисленное объединяется понятием «предмет философии».

Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Зарождение Философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ, потребности в изучении общих принципов бытия и познания.

 

Но конечная цель ведущих философских систем – Человек и смысл его бытия. Философия теснейшим образом связана с ценностями, в этом смысле философия есть этика и аксиология. Философия является важнейшим элементом культуры наравне с моралью, искусством, религией, правом, наукой. Философия изучает мир с точки зрения истины, добра и красоты. Основной смысл философии – это поиск истины.

Итак, при всем разнообразии подходов к пониманию философии, согласно современному распространенному определению, философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания

Философия тесно связана с эпохой (античная, средневековая философия, философия Нового времени), страной (греческая, немецкая, русская философия), личностью (философия Демокрита, Платона, Сократа, Канта, Гегеля, Бердяева).

Особенности философского знания:

- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику, этику и т. д.)

- содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов

- является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания

- имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя

- испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами, в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется

- опирается на категории – предельно общие понятия

- неисчерпаемо по своей сути

- ограничено познавательными возможностями человека, имеет неразрешимые «вечные» проблемы (первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть разрешены логическим путем.

Зародилась философия в сер. I тыс. до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме.

Философия вышла из мифологии, как мы отметили, но ее становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди платили жизнью. И первым такую жертву принес древнегреческий философ Сократ. В 399 г. до н.э. в Афинах состоялся суд над Сократом (древнегреческий философ), где его обвинили в распространении опасных идей и приговорили к смерти. Сократ мог бежать и спасти свою жизнь после приговора суда, но он остался в тюрьме: «Если я убегу, считал он, - то все решат, будто все, что я проповедовал, это только болтовня, от которой я отказался. Но я должен своей кровью подкрепить свое учение, своей смертью». Своей смертью Сократ дает яркий пример того, что «невидимые человеческие качества – добро, зло, добродетель, мужество, честь – на самом деле составляют вторую, подлинную природу человека, представляют собой тот материал, из которого человек строится. И материал этот гораздо более прочный, чем наши кости, мускулатура, все тело человека, которое, как известно, - тленно. Сократ умер очень давно, но он сделал и сказал так мудро, что эта мудрость и сегодня живет в нашем сознании, в нашем понимании самих себя, в осознании нами своего места в мире.

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания; можно сказать, что она была универсальным знанием - наукой обо всем. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины. Так в IV в. до н.э. в Древней Греции, как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. – математика (геометрия Эвклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее – филология и некоторые др. Как видим, начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук.

 

1. Роль философии в жизни человека и общества

Часто студенты спрашивают: зачем финансисту, юристу, менеджеру, программисту и т.д. изучать философию? Насколько необходима она им в будущей профессии? Ответить можно так: философия необходима, прежде всего, в жизни человека, которая вовсе не исчерпывается выполнением профессиональных обязанностей. Хотя вместе с тем достижение и профессиональных вершин предполагает овладение культурой и принципами мышления, особым отношением к действительности и деятельности, чему, собственно говоря, и учит философия.

Итак, что же она дает человеку (см. тезисную таблицу)?

Тезисная таблица

  Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке
  Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни
  Обучить принципам «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.)
  Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности
  Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т. е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее
  Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил
  Научить познанию будущего

 

Во все времена философы размышляли о мире, о человеческой судьбе, стремились найти истину, стремились к мудрости, как мы уже отмечали. Вернемся к рассуждению о мудрости. Мудрость – это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни.

Поэтому важнейшей для философии становится проблема поиска первопричины, которая все порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т. е. первоначала, вечного и неизменного бытия.

Кроме удивления и познавательной любви, которые побуждают к философствованию, есть много и других. Например, Георг Гегель считал, что «философия появляется лишь в определенную эпоху развития всей культуры народа». По его мнению, философствовать начинают там, где возникает разделение сословий, происходит разрыв между внутренним и внешним, прежняя форма религии уже не удовлетворяет, нравственная жизнь разлагается. Философия, по Гегелю, «есть мысль своей эпохи, или эпоха, схваченная в мысли». Она отражает дух времени.

Функции философии

Социальная значимость философиивыражается в ее функциях. Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Под «функцией» понимается:

1) способ действия

2) способ проявления активности философского знания

3) тип решаемых задач по отношению к человеку, социальной группе, науке, к искусству, другим явлениям социальной действительности.

Принято выделять следующие функции философии (см. тезисную табл.):

Тезисная таблица

Мировоззренческая Связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке
Познавательная (гносеологическая) Связана с познанием мира и человека
Методологическая Связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека
Логическая Связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления
Ценностная (аксиологическая) Связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества
Гуманистическая Связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод
Эвристическая Связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого
Эстетическая Связана с изучением законов Красоты и ее восприятия человеческим сознанием
Практическая Связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека
Культуротранслирующая Связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества
Прогностическая Предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Степень вероятности прогноза тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания.

 

Разумеется, этими функциями содержание философии не исчерпывается. Наряду с перечисленными, в зависимости от сферы приложения философии выделяют также еще и теоретическую, онтологическую, герменевтическую, научно-интегрирующую, координирующую и др. функции философии.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных