Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение философии с другими сферами культуры




Философия есть синтетическое явление духовной культуры. Ее невозможно полностью соотнести и отожествить ни с искусством, ни, как мы доказали, ни с наукой, ни с этикой, ни с мистическим постижением бытия. Она объединяет в себе перечисленные сферы культуры и предстает в качестве целостного, органичного сплава различных аспектов человеческого сознания и типов восприятия мира.

Как же соотносятся философия и религия между собой? Мы уже проводили некоторые линии сравнения, рассматривая место философии в мировоззрении. Сейчас мы посмотрим на это несколько с иного ракурса. Для философа всегда были важны два момента: как связаны между собой жизнь и смерть человека? Как быть человеку: поставить ли интересы смерти над жизнью и жить так, чтобы быть счастливым на том свете, или, наоборот, интересы жизни над смертью и не думать о ней вовсе? В истории философии соответственно выделяются «философия жизни», занимающаяся эмпирической действительностью, и, если можно так назвать, «философия смерти», имеющая дело с внеэмпирическими вещами. Первое направление идет от жизни, второе ближе к религии, мистике.

Смерть – тайна из тайн. Как родовому существу, человеку противостоит природа (все люди объединяются для борьбы с ней), как социальному существу – общество (группы людей противостоят практически постоянно друг другу) и, наконец, как индивиду человеку противостоит смерть (каждый встречает ее один на один). Люди делятся на верующих в вечность своего «Я», неверующих и сомневающихся. Различные философские системы вращаются вокруг этих вопросов. История философии – это совокупность аргументов «за» и «против» бессмертия. Сократ сказал, что для философа смерть есть начало жизни.

Философия рождается из противоречия между жизнью и смертью, из поиска вечного в потоке жизни. Почти все философские системы пронизывает тяга человека к вечности. Индийская философия создает концепцию перевоплощения душ и Единого, Платон – царство идей, Гегель – мировой дух. Чувствуя свою заброшенность в мире, человек предпринимает отчаянные попытки найти свое место в вечности. Философы всех направлений – и те, кто отрицал смерть, и те, кто считал, что о ней и говорить нечего (поскольку в тот момент, когда она наступает, нас уже нет, и, стало быть, она к нам не имеет отношения), - определяли свое отношение к этой проблеме.

Материалисты были склонные относиться к смерти как к чисто эмпирическому факту, и следуя совету Эпикура: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения», старались элиминировать (исключить, устранить) проблему. Однако даже для Эпикура философия важна в связи с фактом смерти, так как дает возможность человеку не бояться ее.

Идеалисты решали проблему смерти отрицанием ее или сосредоточением на ней. Мишель Монтень (1533-1592) – один из последних мыслителей эпохи Возрождения, по праву считающийся представителем лагеря скептиков, утверждал, что «вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти… если она внушает нам страх, то является вечным источником наших мучений, облегчить которые невозможно». Монтень советует научиться встречать смерть грудью, точнее, душой, духом. «Размышлять о смерти – значит, размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом» (Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. – М., 2009. – С. 304). Монтень говорил, что для того чтобы преодолеть страх смерти, легче перенести ее, надо привыкнуть к ней, думая о ней постоянно. Сосредоточение на проблеме смерти стимулирует поиски смысла жизни, что делает смерть менее страшной, поскольку, обретая смысл жизни, выходишь (теоретически) за ее границы.

Теологические системы Августина Блаженного и Фомы Аквинского – представителей средневековой религиозной философии, видят конечную цель духовных усилий человека в спасении своей души для обретения вечного существования в духовном мире.

Интерес представляют идеи в решении этой проблемы эзотерической философии (это общее наименование тайных философских, этических, религиозных, научных учений, которые еще называют «Сокровенная Мудрость»). Согласно этим идеям, человек представляет собой сложную систему биологических и энергетических тел, часть из которых после биологической смерти разлагается и рассеивается, но сущность человека не умирает – она переходит в другие сферы бытия, в другие миры, где жизнь человека продолжается, но совершенно в ином виде.

Философия не претендует на истинность какой-нибудь одной системы, и в этом ее терпимость и общечеловечность. Но философия не обходится без споров. Главным аргументом религии выступает молитва, философии – логический аргумент.

Философия имеет много общего с нравственностью. Приверженность высоким этическим ценностям была свойственна многим выдающимся философам. А учение о моральном законе занимало в их трудах видное и закономерное место.

Соотношение философии с идеологией выглядит несколько иначе. Идеология, как правило, выражает интересы узкой социальной либо национальной группы, класса, партии и т.д. Но подлинная философия обращается к общечеловеческим ценностям, которые ставятся выше перечисленных интересов. Нередко идеологические доктрины предстают в виде идеологической мифологии. В этом случае философия прямо противостоит идеологии и ее мифам.

Существенное значение для философии имеют ее ценностный и практический смысл. Причем последний отличается от практического смысла науки, который заключается в использовании полученных достижений в жизнедеятельности человека. Плоды науки – от телескопа до телевизора и лазера – это орудия, призванные облегчить жизнь человека и увеличить его могущество. Но этими орудиями пользуется человек. Именно от него зависит, как, с какой целью (во благо или во зло) будут они применяться. А вот практический смысл философии – ориентировать поступки человека, наполняя его жизнь разумным, ответственным отношением к миру и возвышенным целям бытия.

Тема:Основы философского понимания мира

План

1. Философское учение о бытии.

2. Философское учение о познании.

3. Диалектика и категории.

4. Картины мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных