Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диалектика и категории




Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч.dialtktike – искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым этот термин ввел в философию Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях. В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику. С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания.

Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развития (ее расцвет приходится на XIX-XX вв.).

Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития (ее расцвет приходится на XVII-XVIII вв.).

Термин «метафизика» имеет два основных значения: тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.

С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки XIX-XX вв., особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Источником развития метафизика считает внешнее воздействие, а диалектика – борьбу противоположных сил и тенденций, то есть противоречие (взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений).

Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. Например, в современной философии – позитивизме и экзистенциализме – проблеме категорий не уделяется внимание. Они обращаются в первую очередь к анализу не категорий, а терминов языка. Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура, целое и часть, единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, свобода и необходимость, прерывность и непрерывность, количество и качество.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями, т.е. причинной связью. Это учение получило название детерминизма. Детерминизм – учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Индетерминизм – это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, принципов, категорий – основополагающими являются законы диалектики, выделяют три базовых закона Г. В. Гегеля:

· Единства и борьбы противоположностей: все сущее состоит из противоположных начал, единые по природе, они противоречат друг другу – день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето и т.д.

· Переход количества в качество: (при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество, при этом качество не может меняться бесконечно, наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (мера – единство количества и качества) – то есть коренной трансформации сущности предмета - такие моменты называются «узлами», а переход в такое состояние понимается в философии как «скачок»;

· Отрицания отрицания: суть его в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно само превращается в старое и отрицается более новым (смена общественно-экономических формаций, смена вкусов в культуре, эволюция рода – родители и дети, ежедневное отмирание старых кровяных клеток и замена их новыми).

Картины мира

На разных этапах истории общества возникали и развивались различные способы осознания мира - «картины мира», как системы представлений о природе, обществе и человеке.

Религиозно-мифологическая картина мира. Мифология была тесно связана с мистическими обрядами и стала частью религиозных верований. Мифология включала в себя зачатки религии, философии, различных форм искусства, знаний. Мифологическое мышление выражалось не только в устном или письменном тексте, но и в действиях: обрядах, ритуалах, песнях и танцах. Ученые установили, что у разных народов повторяется ряд тем в мифах: идея творения мира и его развития. Мир, согласно мифам, сотворен богами. Человек, хоть и сотворение богов, но существо земное. Боги создают человека из глины, земли, пыли, дерева, частей своего тела. В мифологической картине мира нет причинно-следственных связей, они заменяются образцами. Мир природы и общества в мифологической картине мира персонифицируется: на них переносятся человеческие качества. Мир един и не отделим от человека.

Религиозная модель мира похожа на мифологическую, но имеет ряд особенностей. Религия утверждает веру в сверхъестественное, создает церковные организации, порождает теологию. И миф, и религия не только выполняли функцию объяснения мира, но и утверждали определенную систему ценностей, поддерживали определенные образцы поведения. Очень долго религиозное и философское знание не разделялось. И сегодня религиозно-мифологическое мышление и свойственная ему картина мира не исчезают, а сохраняются в сознании людей наряду с элементами философского и научного знания.

Философская картина мира отличается от религиозно-мифологической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Главное отличие философской картины мира – это попытка рационального объяснения. Особенно это характерно для античной философии, которая до сих пор рассматривается как начало философского знания. Философия в ее истинном значении сформировалась именно в Древней Греции.

Единой философской картины мира не существует – предлагались и до сих пор предлагаются различные «модели мира» - монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм (с содержанием которых мы с Вами уже познакомились), они предлагают совершенно разные подходы к пониманию реального мира. В философии сохраняется также особая установка на целостное понимание мира, она, как и миф, принимает некоторые истины на веру, сохраняется установка на конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (проверяться) действительностью.

Научная картина мира самая поздняя по времени своего появления. Научная картина мира создает целостный образ предмета исследования, формирует его с помощью фундаментальных принципов и понятий. Особенностью научного познания является его систематизированность в виде теорий, наличие методологии, стремление к формализации (выражается в строгости языка науки, точных понятиях, суждениях, умозаключениях, которые формулируются в виде принципов и законов). Наука существует как социальный институт. Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

Научная картина мира не остается неизменной. Долгое время считалось, что развитие научного знания представляло собой линейный прогресс. Но сегодня от этого отказались. Оказалось, что научный прогресс делится на две фазы: длительный период продвижения в пределах имеющейся парадигмы (модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач) и короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Яркий пример из истории физики – смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.

 

Тематический блок: Основные идеи истории мировой философии

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных