Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы исторического развития философии




Индийская, китайская и античная философия – это этап становления древней философии. Для этого этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos – вселенная) – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. По мере развития философии внимание ее перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. anthropos – человек). В качестве ценностей являются истина, добро и красота.

Религиозно-христианской философии средних веков (V-XV вв.) характерна теоцентричность (греч. theos – Бог) – природа и человек рассматриваются как творение Бога. Основой ценностей является Бог, а главный смысл существования – спасение души. В период распространения христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия». Культура этого периода носит символический характер, каждый религиозный образ предстает как символ священной и человеческой истории.

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) философия взаимодействует с искусством, закладываются основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В Европеформируется наука как самостоятельный социальный институт, частные науки начинают осваивать отдельные области природы и общества, опираясь на опытные, эмпирические методы исследования. Философия, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

Философия Нового времени (XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир, так как стремление людей средневековья спасти свои души имело далеко идущие последствия: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию. Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей. Потребностью Нового времени, эпохи развития капитализма, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы и увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии этого времени – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии становится создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX веке.

XVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Опорой этой эпохи стал человеческий разум. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просветители полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах.

Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.) впервые дала обоснование научного статуса философии. Гегель характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовало превращению философии в методологию (способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов).

Европейская философия XIX-XX в. (постклассическая) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным относят марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным - экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. Марксизм с его диалектико-материалистическим подходом к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления. Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Например, в качестве важнейшей ценности выдвигается категория соборности. Соборность понимается как социально-духовная общность людей, где каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества.

Современная западноевропейская философия (XX-XXI вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Выдвигаются и новые идеи, например, идея изучения жизни отдельного человека и важность ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия стала в значительной степени антропологией.

 

Выводы: становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии происходило в процессе исторического развития общества, расширении и углублении человеческих знаний о мире, человеке, его отношении к миру. Эти знания изменялись от одной исторической эпохи к другой. И сегодня философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, которые встали перед человечеством в XXI веке. Это сущность и перспективы НТП, организация социальной жизни и международного сотрудничества, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных