Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Древнеиндийская философия




Некоторые из основных вопросов нашей жизни, например, откуда человек приходит в мир, в чем смысл его существования, что с ним будет после смерти, - вечные. Они издавна ставились различными народами. Очевидно, что невозможно по-настоящему глубоко оценить новое, не уяснив его истоков, и это определяет интерес к древним культурам, порой так непохожим на нашу собственную.

Среди всех древних культур наиболее загадочна и поразительна – индийская. В одежде, поведении, танцах, как и в мышлении индийца, мы замечаем много необычного для нас. В индийской культуре смещена привычная нам граница между жизнью и смертью.

Мы должны изучить индийскую философию для того, чтобы узнать, почему без нее невозможны бы были возникшие сто лет назад в Европе теософия ( дословный перевод «Божественная Мудрость» - течение в эзотерической философии) и антропософия, ни современное увлечение йогой и дзэн-буддизмом, ни общество «Сознание Кришны», проповедующее «самое сокровенное знание» - «Бхагаватгиту».

Чтобы понять культуру народа, надо знать его жизнь и историю.

Волею судьбы географическое положение Индии было исключительно благоприятным, вспомним: океан и Гималаи защищали ее население от иноземных вторжений, природа в изобилии давала пищу, человек был избавлен от тяжкого труда и борьбы за существование, поэтому людям можно было подумать и о более возвышенном, о том, как сделать жизнь более духовной. Исследователи считают, что расслабляющий климат склонял индийцев к покою и уединению. В таких природных условиях выработался своеобразный характер, определивший специфику индийской культуры.

Основой многих философских систем Древней Индии явилась ведическая литература и связанная с ним древняя религия брахманизм (по имени Верховного Бога – Брахма). Веды считаются в Индии священным писанием или откровением, которые записали древние мудрецы. Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии. Сейчас в Индии известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Самая древняя из вед – Ригведа («Веда гимнов»). Гимны пелись во время жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. Основой мира является Рита – закон всеобщей взаимосвязи и последовательности всех процессов, космический закон эволюции и порядка, а также этический закон всех живых существ. Безличное духовное начало мира и первичная энергия, чистое сознание - Пуруша – «первочеловек», возникший из хаоса, он же совершил первое жертвоприношение. Пуруша – промежуточный этап между хаосом и материальным миром, от него произошла вся вселенная и представители четырех каст индийского общества. Из дыхания Пуруши возник ветер, из одного глаза – Солнце, из другого – Луна.

Брахма-Космос - Бог, творящий мир, выдох и вдох которого ассоциируется с бытием и небытием, а жизнь и смерть чередуются и длятся по 100 лет Брахмы (миллиарды земных лет). Брахман – истинное бытие, Единое.

Сансара – перерождение, круговорот – процесс бесчисленных перерождений, приносящий страдание. После физической смерти, согласно воззрениям индийских философов, душа переходит в высшие сферы бытия (локи), существует там, а затем вновь возвращается в физический материальный мир и возрождается в новом теле, о чем мы уже упоминали. Причем, вследствие греха телесных деяний человек идет к состоянию неподвижности – т.е. возрождается растением, словесных – к состоянию животного, умственных – к состоянию человека низкого рождения.

Души, достигшие мокши (освобождения), освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами – Великими Душами. Цель человека – выйти из череды этих перерождений, покончив со страданием.

Существование этих основных концепций подчеркивает огромное внимание к проблеме жизни и смерти в индийской философской мысли. Понятия реинкарнации и кармы – ключевые для индийской мысли и в основе своей имеют этический характер.

Схема

 

Карма – закон и человека, и мира, поэтому все в миререгламентировано и подчинено космическим законам, вся жизнь человека связана с Космосом и обществом. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму – улучшая или ухудшая ее – все в мире взаимосвязано, любое событие имеет последствия. Но шанс у людей есть: чтобы преодолеть эту судьбу и уйти от власти кармы, надо достигнуть мокши – освобождения(близко термину буддизма нирвана).

Понятие «кармы» использовалось и обсуждалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку – обратимся к схеме.

Схема

 

Атман – частица Брахмы-Творца, индивидуальная душа человека, которая соотносится с Единым, как капля воды с океаном; как воздух, запечатанный в сосуде, с воздухом вокруг него. Другой компонент души – манас - эта часть возникает в процессе жизни, подвержена изменениям под воздействием поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Большое значение в древнеиндийской традиции и культуре придавалось передаче знаний. Поэтому название примыкающего к Ведам философского комментария – Упанишады – буквально и означает в переводе «сидеть подле». Здесь имеется в виду ученик, слушающий учителя, который его наставляет и разъясняет ему священные книги Вед. В Упанишадах более ценятся не жертвоприношения, а размышления.

Многие философские проблемы затрагивались в поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Например, впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Ведическая литература содержит знания, которые касаются многих областей: земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники. Особое значение для последующего развития философии Индии имела одна из частей Махабхараты (Бхагаватгита – букв. «Песнь Бога»), где аватар (воплощение Бога Вишну Кришна) разъясняет своему другу и ученику полководцу Арджуне важнейшие положения духовной философии и принципы йоги (практическая система духовного совершенствования человека с целью освобождения от кармы и сансары).

Для индийской философии характерна также ахимса – единство всех форм жизни на земле – человека, животных и всей окружающей природы. Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда всему живому.

Примерно с VI в. до н.э. начинается процесс развития и становления различных философских школ и направлений в Индии, проанализируем содержание схемы 24.

Философские школы Индии (даршаны) делятся на две группы. Ортодоксальные, признающие авторитет Вед – это веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Неортодоксальные, не признающие авторитет Вед, это - чарвака-локаята, джайнизм, буддизм. Они связаны с эволюцией религии индийцев: брахманизм, индуизм, шиваизм, вишнуизм.

Религиозно-философское направление джайнизм поставило под сомнение ведические ценности Древней Индии. Джайнизм – это религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. и существующее в Индии до сих пор.

Джайнисты не верят в существование Бога, джайнизм атеистичен. Они признают реальное существование внешнего мира и множества объектов в нем. Джайнизм признает взаимодействие материальной и духовной субстанции. Духовное начало имеют не только люди, но и растения, животные, камни, земля, ветер. По их мнению, существуют два вечных – несотворенных и неразрушимых начала или сущности: живое – дживы (души) и неживое – адживы, они выступают в виде материи, пространства, времени, эфира. Мир безначален, но находится в процессе постоянной эволюции. Процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, Вселенной управляет не Бог, а Карма. Конечным освобождением признается достижение душой конечной реальности – кавалы.

Схема 24






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных