Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оформление дворянского сословия.




Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II в дворянство, превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, привилегированное.

Нивелировку положения феодалов всех рангов завершил указ Петра I 1714 г «О единонаследии», по которому поместья были приравнены к вотчинам, закреплены за дворянами на праве собственности. В 1722 г. «Табелью о рангах» были установлены способы получения дворянства выслугой. Она же закрепила за дворянством статус правящего сословия.

Согласно «Табели о рангах» все находившиеся на государственной службе (гражданской, военной, военно-морской) были разбиты на 14 рангов или чинов, от высшего фельдмаршала и канцлера до низшего – адъютанта при лейтенантах и коллежского регистратора. Все лица, с 14 по 8 ранг, становились личными, а с 8 ранга, – потомственными дворянами. Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

В 1762 г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отменил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. А «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».

Итак, основными источниками дворянского сословия были в XVIII в. рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование, через получение ордена. В XIX в. к ним прибавятся высшее образование и ученая степень.

Права и преимущества дворянского сословия:

· Исключительное право владения землей.

· Право владения крепостными крестьянами

· Личное освобождение от податей и повинностей, от телесных наказаний.

· Право строить фабрики и заводы (с Екатерины II только в деревне), разрабатывать полезные ископаемые на своей земле.

· С 1771 г. исключительное право служить по гражданскому ведомству, в чиновничьем аппарате, а с 1798 г. формировать офицерский корпус в армии.

· Корпоративное право иметь титул «благородства»

· Наконец, по «Жалованной грамоте» Екатерины II дворяне получили право составлять особые дворянские общества, избирать свои представительные органы и свой сословный суд.

Принадлежность к благородному сословию давала право на герб, мундир, езды в экипажах, запряженных четверкой, одевания лакеев в особые ливреи и т.п.

Органами сословного самоуправления стали уездные и губернские дворянские собрания, проводившиеся один раз в три года, на которых избирались предводители дворянства и их помощники – депутаты, а также члены дворянских судов.

Формирование сословия мещан.

Первоначальное название граждане, затем по образцу Польши и Литвы стали называться мещанами. Сословие создавалось постепенно, по мере введения Петром I европейских образцов среднего класса (третьего сословия). В него вошли прежние гости, посадские люди, низшие группы служилых людей – пушкари, затинщики и пр.

ЗАТИНЩИКИ, в 16-17 вв. категория служилых людей "по прибору" (название происходит от слова "за-тин" - пространство за крепостной стеной). Обслуживали крепостную артиллерию.

«Регламентом Главного магистрата» Петр I разделил формирующееся сословие на 2 группы: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные, в свою очередь, состояли из двух гильдий.

· В первую гильдию входили банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы, серебренники, иконники, живописцы,

· во вторую – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасами торгуют, также рукомесленные резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные».

К нерегулярным гражданам или «подлым людям» (в смысле низкого происхождения – из холопов, крепостных и т.п.) были отнесены все, «обретающиеся в наймах и черных работах».

Окончательно оформление сословия мещан произошло в 1785 году. По «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» Екатерины II в 1785 г. население городов было окончательно поделено по имущественному принципу на 6 разрядов:

· «настоящие городские обыватели», владельцы недвижимости в черте города;

· купцы трех гильдий;

· ремесленники;

· иностранцы и иногородние;

· именитые граждане;

· остальное посадское население.

Принадлежность к сословию закреплялась внесением в городскую обывательскую книгу. Принадлежность к гильдии купцов определялась размерами капитала: первая – от 10 до 50 тыс. рублей, вторая – от 5 до 10 тысяч, третья – от 1 до 5 тысяч.

Исключительным правом мещанского сословия было занятие ремеслом и торговлей.

В число обязанностей входили подати и рекрутская повинность.

· В 1766 г. Купцы были освобождены от рекрутчины.

· уплачивали вместо каждого рекрута сначала 360, а затем 500 руб.

· освобождались от телесных наказаний.

· Купцам первой гильдии предоставлялись некоторые почетные права (езды в каретах).

Корпоративное право сословия мещан заключалось также в создании объединений и органов самоуправления. По «Жалованной грамоте»:

· городские обыватели, достигшие 25-летнего возраста и имевшие определенный доход объединялись в градское общество.

· Собрание его членов избирало городского голову и гласных городских дум.

· В общую думу посылали своих избранников все шесть разрядов городского населения,

· в шестигласной думе для исполнения текущих дел трудились выбранные общей думой 6 представителей каждого разряда.

Крестьяне.

В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Разряд государственных крестьян сложился из бывших черносошных крестьян и из народов, плативших ясак. Позднее в его состав влились уже упомянутые однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства, не знавшие общинного быта.

Ясак - натуральная подать с народов Поволжья (в 15-18 вв.), Сибири и Севера (17-20 вв.). Ясак вносился в казну пушниной, иногда скотом.

 

В 1764 г. по указу Екатерины II была произведена секуляризация церковных вотчин, которые перешли в ведение Коллегии Экономии. Крестьян, отнятых у церкви, стали называть экономическими. Но с 1786 г. и они перешли в разряд государственных крестьян.

Частновладельческие (помещичьи) крестьяне вобрали в себя все прежние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам со времени Петра I (посессионных ). До Екатерины II эта категория крестьян пополнялась также за счет церковнослужителей, оставшихся за штатом, отставных попов и дьяконов, дьячков и пономарей. Екатерина II прекратила превращение в крепостное состояние лиц духовного происхождения и перекрыла все другие пути его пополнения (брак, договор займа, наем и услужение, плен), кроме двух: рождения и раздач государственных земель с крестьянами в частные руки. Раздачи — пожалования особенно широко практиковались самой Екатериной и ее сыном, Павлом 1, и были прекращены в 1801 г. одним из первых указов Александра I. С этого времени единственным источником пополнения крепостного сословия оставалось рождение.

В 1797 г. из дворцовых крестьян но указу Павла I был образован ещё один разряд – удельных крестьян ( на землях царского удела), чье положение было сходным с положением государственных крестьян. Они составляли собственность императорской семьи.

В XVIII в. положение крестьян, в особенности принадлежавших помещикам, заметно ухудшилось. При Петре I они превратились в вещь, которую можно было продать, подарить, обменять (без земли и отдельно от семьи). В 1721 г. было рекомендовано пресечь продажи детей отдельно от родителей, чтобы «утишить вопль» в крестьянской среде. Но разделение семей продолжалось вплоть до 1843 г.

Помещик по своему усмотрению использовал труд крепостных крестьян, оброк и барщина никаким законом не ограничивались. Крестьяне оказались лишенными не только личных, но и имущественных прав, ибо все их имущество рассматривалось как принадлежащее их владельцу. Не регулировал закон и право суда помещика. Ему не разрешалось лишь применение смертной казни.

Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах:

· Им запрещалось приобретать недвижимость,

· открывать фабрики,

· работать по подряду,

· обязываться векселями,

· принимать на себя обязательства без разрешения владельца,

· записываться в гильдии.

Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома.

Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные крестьяне приняли активное участие, правительство стало усиливать государственный контроль за их положением и предпринимать шаги в направлении смягчения крепостного состояния. Был узаконен отпуск крестьян на волю:

· после отбывания рекрутской повинности (вместе с женой),

· после ссылки в Сибирь,

· за выкуп по желанию помещика (с 1775 г. без земли, а с 1803 г. – с землей).

Несмотря на тяготы крепостного состояния, в крестьянской среде:

развивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами», ас 1814 г. лицам всех состояний было разрешено торговать на ярмарках. Многие зажиточные крестьяне, разбогатевшие на торговле, выкупились из крепостного состояния и составили ещё до отмены крепостного права значительную часть формирующегося класса предпринимателей.

Государственные крестьяне находились, в сравнении с крепостными, в гораздо лучшем положении:

Личные права их никогда не подвергались таким ограничениям, как личные права крепостных.

· Их подати были умеренными,

· они могли покупать землю (с сохранением повинностей),

· занимались предпринимательской деятельностью.

· Здесь энергичнее разрушались общинные порядки (земельные переделы, круговая порука при уплате податей), сдерживавшие развитие частного хозяйства.

Большее значение в среде государственных крестьян имело самоуправление. У них издревле видную роль играли избранные на сходах старосты. По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили, как и Другие сословия, свой суд. При Павле I были созданы волостные самоуправляющиеся организации. Каждая волость (с определенным количеством селений и с числом не более 3 тыс. душ) могла избирать волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селениях избирались старшины и десятские. Все эти органы выполняли финансовые, полицейские и судебные функции.

Духовенство.

Православное духовенство состояло из двух частей:

· белого, приходского

· черного, монашеского.

Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духовенство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужителей (от дьякона до протопресвитера) и церковнослужителей (дьячки, пономари). Высшие посты (от епископа до митрополита) принадлежали черному духовенству.

В XVIII в. духовное сословие сделалось наследственным и замкнутым, поскольку закон запрещал лицам других сословий принимать священнический сан. Выход же из сословия, по ряду причин формального свойства, был крайне затруднителен. Из сословных прав духовенства можно отметить:

· свободу от личных податей, от рекрутчины, от воинских постоев.

· Оно имело привилегию в области судопроизводства.

· Духовенство не могло заниматься делами, несовместимыми с духовным званием (торговлей, промыслами, обслуживанием откупов и подрядов, производством спиртных напитков).

· Как мы уже видели, в XVIII в. оно лишилось и главной своей привилегии – правом владеть имениями и крепостными людьми. Церковные служители были переведены «на зарплату».

В Российской империи свободно сосуществовали с православием другие христианские и нехристианские конфессии. В городах и крупных селах строились лютеранские кирки, а с середины XVIII в. и католические костелы. В местах проживания мусульман возводились мечети, буддистов – пагоды. Однако переход из православия в другую веру оставался запрещенным и строго наказывался.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных