ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Российское просвещение.Сущность Просвещения - в убеждении, что все беды государства и его граждан происходят от невежества и необразованности народа. Средства, употребляемые для искоренения невежества и необразованности, почти везде одинаковы: · повышение образовательного уровня, · критика религии и церкви, · критика монархии и пропаганда идеалов республиканского устройства, · активная книгоиздательская деятельность. Просвещение, как правило, всегда связано с политическими и экономическими реформами. Русское Просвещение имеет ряд особенностей по сравнению с западным:
· Оно было инициировано "сверху". Русская императрица Екатерина Великая, воодушевлённая просветительским движением во Франции, поощряла и направляла подобную деятельность в своей стране. · Оно не носило атеистического характера, не содержало принципиальной критики религии и церкви. · Оно не было направленно против самодержавия. · Русское Просвещение не затронуло народные массы, а ограничилось просвещением привилегированных слоёв. Идеи Просвещения проникают в Россию в 40 –60-е гг. под названием «вольтерьянство» (синоним вольнодумства). В русском Просвещении особо остро стоял вопрос о положении крестьянства в условиях крепостничества. Между тем самый острый для России того времени крестьянский вопрос решен не был. Екатерина II обращалась к идеям Просвещения в целях укрепления абсолютизма.
Просветительство как течение русской общественной мысли было открыто М. В. Ломоносовым, академиком Петербургской академии наук, почетным членом Шведской и Болонской академий, считающим науку и просвещение ведущими силами в развитии общества и выступающим за независимость науки от церкви. Эти принципы ученый воплотил при создании Московского университета (1755 г. Императрица Елизавета Петровна) — нового центра культуры и науки. В этот период формирования и утверждения капитализма в России складывается национальная культура. В литературе утверждается классицизм, ставший к этому времени общеевропейским литературным направлением.
Классицизм — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики. Особенностью русского классицизма явились: · предпочтение национальной тематике, · связь с традициями русского фольклора, · более тесная, чем на Западе, связь с просветительством, а следовательно, и больший демократизм. Наибольшее распространение в данный период получают формы сатиры, оды, лирической песни. В русской литературе классицизм господствует до конца 60-х гг., и наиболее талантливым его поэтом и теоретиком является А. П. Сумароков (1717–1777).
Однако к концу XVIII столетия в литературе начинает складываться новый метод — реализм, представленный комедиями Д. И. Фонвизина. (Недоросль)
Решающий вклад в развитие реалистической лирики сделал Г. Р. Державин. Величие человека и право его на счастье утверждал и сентиментализм (его основоположником явился Н. М. Карамзин), ставший главенствующим направлением дворянской литературы последних десятилетий XVIII в.
Сентиментализм — мироощущение и тенденция мышления, направленная на выявление, усиление, подчеркивание эмоциональной стороны жизни. Архитектура. Специфика архитектуры середины века определялась параллельным сосуществованием стилей, последовательно сменявших друг друга: барокко, классицизма и рококо.
Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов. Рококо́— стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наиболее выдающимся архитектором этого времени был Ф.Б. Растрелли, автор проектов: · Екатерининского дворца в Царском Селе, · Зимнего дворца в Петербурге, · комплекса Смольного монастыря, · Большого Дворца в Петергофе.
Роскошь скульптурного убранства, игру светотени, красочность сочетаний интенсивно-голубого, белого цветов и позолоты он умело соединил с грандиозностью. Московскую архитектурную школу в это время представляли крупнейший зодчий Д. В. Ухтомский и его ученики: А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Живопись.
Поскольку направление развития русского искусства в данный период определяла Академия художеств, основанная в 1757 г., то естественно, что ведущим направлением академической живописи был классицизм, прославлявший гражданские и патриотические идеалы. Последний выдающийся портретист века В. Л. Боровиковский свои лирические работы создавал под влиянием не только классицизма, но и сентиментализма.
Итак, середина XVIII – начало XIX в. — важный этап в развитии русской культуры, значительное влияние на которую оказывала просветительская философия В это время: · продолжается процесс формирования русской национальной культуры · закладываются основы русского литературного языка, · развивается реалистическая литература, · развивается профессиональный театр и национальная классическая музыка, · осваивается эстетика художественной культуры Нового времени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|