ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.12 марта 1801 года в результате дворцового переворота и убийства императора Павла I Петровича к власти пришел его сын император Александр I Павлович. Александр I, Александр Павлович Романов (1777—1825), император Всероссийский, старший сын императора Павла I. После рождения его забрала у родителей бабка, императрица Екатерина II. Она считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца. Попечителем Александра был назначен Н.И.Салтыков. Большое влияние на формирование характера Александра оказал его учитель швейцарец Лагарп. В 1793г. женился на Луизе Марии Августе принцессе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна). В 1796г. с воцарением Павла I официально объявлен наследником престола. В половине первого ночи 12.3.1801 граф П.А.Пален сообщил Александру о кончине отца. В течение месяца Александр: · вернул на службу всех ранее уволенных Павлом, · снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в т.ч. книг и музыкальных нот), · объявил амнистию беглецам, · восстановил дворянские выборы и т.д. · восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, · ликвидировал Тайную экспедицию.
Тайная экспедиция России в 1762-1801 гг. - центральное государственное учреждение, орган политического сыска. Учреждена по указу Императрицы Екатерины 2, заменила Тайную канцелярию. Производила следствие и суд по важнейшим политическим делам (Е.И. Пугачев, А.Н. Радищев и др.). После ликвидации в 1801 г. ее функции были возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената.
В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов. - крестьянский, - о реформах государственного аппарата - о мерах в области просвещения: · указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных); · в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления; · указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: o одноклассные сельские училища, o трехклассные уездные училища, o шестиклассные губернские гимназии, o университеты. · Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов; · в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.
· осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
· создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;
· функции высшей судебной инстанции передать Сенату;
· уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти; · учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;
· у императора оставалась вся полнота исполнительной власти:
o он обладал исключительным правом законодательной инициативы, o мог распускать Государственную думу, o назначал членов Государственного совета;
· разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право). 1818—1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:
· в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;
· в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.
В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь.
Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|