ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Последствия коллективизацииНасильственная коллективизация, проведенная в сжатые сроки при сопротивлении крестьян, имела существенные последствия для дальнейшего развития страны:
· способствовала перекачиванию средств из сельского хозяйства в промышленность, что закрепило техническую отсталость села по сравнению с промышленностью; · преобразование мелкого крестьянского хозяйства в крупное коллективное позволило перевести сельскохозяйственное производство на плановое начало, сделало его управляемым со стороны государства; · в деревне перестал существовать крестьянин как собственник; 52. Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг. «Культурная революция» (ликвидация неграмотности, создание системы образования). В сформированном правительстве (СНК РСФСР ) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский. На местах под контролем местных Советов были образованы отделы народного просвещения. Возникали новые организации культуры, такие, как · «Долой неграмотность», · Союз безбожников. · Общество друзей радио и т.п. Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов Пролеткульта - культурно-просветительской организации пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Распространяемые Пролеткультом «буржуазные» взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительно. ( Во второй половине 20-х гг. деятельность Пролеткульта ослабла, а в 1932 г. он был упразднен.) Политика советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: · формирование социалистической культуры; · ликвидация неграмотности населения, · создание новой системы народного образования, · всеобщее обязательное обучение на языках народов России, · подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, · обеспечение расцвета науки и искусства. Российская интеллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры E.G. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд и др. В 1922 г. большая группа ученых, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были ученые, философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков. Первоочередной задачей культурного строительства была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин. Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных наук. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям: · сохранялись традиционные научные учреждения: Академия наук, научные институты и университетская база науки · возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты. Крупными достижениями были отмечены естественные, связанные с именами И. П. Павлова (1849-1936), Д.0. Вернадского (1863-1945), А.Л. Крылова (1879-1955), Н.Е. Жуковского (1847-1921), А.Л. Карпинского (1887- 1943), НМ. Вавилова (1887-1943), С.Д. Лебедева (1874-1934) Литература. В творчестве С. А. Есенина все большее место занимают современные темы, темы новой, революционной России («Русь Советская», «Возвращение на Родину», «Анна Снегина»). Социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения и в художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.Н. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. С.В. Рахманинов. В 20-ЗО-х гг. получил развитие исторический роман. Вернувшийся из эмиграции в 1924 г. А.Н. Толстой (1882-1945) писал роман «Петр l» (1929-1945). К исследованию русского национального характера, наиболее полно проявившегося в переломные моменты истории, обратились С. Н. Сергеев- Ценский (1875-1958) - роман «Севастопольская страда», С. А. Чапыгин (1870- 1937) - романы «Разин Степан», «Гулящие люди», А. С. Новиков-Прибой (1877- 1944) - историческая эпопея «Цусима», О. Д. Форш (1873-1961) - романы «Одеты камнем», «Радищев», «Первенцы свободы». В 20-х гг. продолжало знакомить широкую публику с российской живописью Товарищество передвижных выставок. Возникли новые организации: · Ассоциация пролетарских художников. · Ассоциация художников революционной России, · Общество московских художников. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были бы приняты широкой общественностью: · «Председательница» Г.Г. Ряженого (1895 - 1952), · «Тачанка» М. Б. Грекова (1882-1934), · «Расстрел 26 бакинских комиссаров» И.И. Бродского (1884-1939), · «На стройке новых цехов» А.А. Дейнеки (1899-1969). Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции: · «Броненосец Потемкин» ВС. В. Иванова (1895-1963), · «Любовь Яровая» К. А. Тренева (1876- 1945), · «Разлом» Б.А. Лавренева (1891- 1959). В 20-х гг. успешно работал ДД. Шостакович (1905-1975): Вторая симфония «Октябрь», Третья симфония «Первомайская», балеты «Золотой век», «Болт» и опера «Леди Макбет Мценского уезда». Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. кинематографическая промышленность была национализирована. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО), в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г.- в Совкино. · «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), · «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфец), · «Человек с ружьем» (реж. С. Юткевич). Значительным событием в культурной жизни страны был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова (1903-1983) «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». В годы индустриализации были построены такие промышленные гиганты, как: · Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, · Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, · Уральский завод тяжелого машиностроения и др. Во второй половине 30-х гг. возникла необходимость разработки генеральных планов реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда, что было связано с индустриализацией страны и ростом городского населения. · Московского метрополитена, · канала Москва - Волга, · Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Около 2 миллионов россиян, покинувших родину после октябрьской революции, оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20-х гг. образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Харбине, Софии. Произведения известных эмигрантских авторов публиковались в журналах «Современные записки», «Новый град», «Русская мысль», «Русские записки». За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности. Для того, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение. Согласно решениям партии и правительства всеобщее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основном было осуществлено на всей территории СССР. 53. Внешнеполитическая стратегия СССР 20–30-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
К 1939 г. внешнеполитическое положение страны было очень сложным. Сталинское руководство, опасаясь создания «единого империалистического фронта против СССР», предприняло дипломатические шаги в различных направлениях: · вело переговоры с Великобританией и Францией о противодействии экспансии Гитлера, · вступило в секретные переговоры с Германией. Предложения Германии были расценены как более выгодные в тех условиях. 23 августа в Москву прибыл посланец Гитлера Риббентроп, наделенный чрезвычайными полномочиями, и в тот же день был подписан заранее подготовленный пакт о ненападении между СССР и Германией, рассчитанный на 10 лет. Пакт с Германией отводил угрозу “большой” войны, к которой СССР не был готов, а также удовлетворял растущие великодержавные устремления Сталина. К договору прилагался секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. В зоне советских интересов оказывались Финляндия, Бессарабия и Прибалтика до северной границы Литвы. 1 сентября 1939 г. германские войска вторглись в Польшу. Англия и Франция немедленно объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война. 17 сентября под предлогом оказания помощи населению Западной Украины и Западной Белоруссии на территорию Польши вступили войска Красной Армии. Польский поход РККА (1939) — военная операция Красной Армии по установлению контроля над Западной Белоруссией и Западной Украиной в сентябре 1939 года, после нападения Германии на Польшу. Советский Союз осуществил ввод своих войск в соответствии с секретными договорённостями с Германией о разделе сфер влияния в Европе. После раздела Польши СССР и нацистской Германией советское руководство передало часть польской территории Литве. В состав Советского Союза вошли территории Западной Белоруссии и Западной Украины. · По советско-германскому соглашению от 28 сентября 1939 г., была установлена граница между СССР и Германией. · В феврале 1940 г. Советский Союз заключил соглашение с Германией об экономическом сотрудничестве.
После получения независимости в 1920 г. Прибалтийские государства - Эстония, Литва и Латвия, стали объектами борьбы за политическое влияние между Германией, СССР, Францией и Англией. К концу 1930-х годов основными соперниками за влияние в странах региона стали Германия и Советский Союз. Согласно секретному протоколу к договор о ненападении между Германией и СССР страны Прибалтики были отнесены к сфере советских государственных интересов. Решая свои военно‑стратегические задачи, руководство Советского Союза начало активно действовать в Прибалтике. Ввод контингента советских войск в Прибалтику привел к активизации антисоветских сил. Кризис завершился созданием советских правительств. Вновь избранные парламенты, 21-22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР. 3-6 августа 1940 г., в соответствии с решениями, эти республики были приняты в состав Советского Союза. После вхождения в СССР в Прибалтике начались социалистические преобразования: · были национализированы банки, крупная промышленность, транспорт, земля. · Была проведена аграрная реформа: конфискованная у помещиков земля передавалась малоземельным и безземельным крестьянам. · В республиках быстро разворачивалось промышленное строительство. Вместе с тем, социалистические преобразования сопровождались арестами и депортацией части населения в отдаленные районы СССР. Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР произошла в 1940 году. Советской стороной планировалось военное вторжение в Румынию, но, за несколько часов до начала операции, король Румынии Кароль II принял ультимативную ноту советской стороны и передал Бессарабию и Северную Буковину СССР. В течение года после заключения советско-германского пакта в состав СССР вошли Западная Украина, Западная Белоруссия, прибалтийские республики, Бесарабия и Северная Буковина. Советско-финская война («Зимняя война») Финляндия: в составе России с1809 по 1917 годы; самостоятельное государство с декабря 1917 года. С целью укрепления западной границы и расширения сфер своего влияния в ноябре 1939 г. СССР начал войну против Финляндии. Сталинское руководство рассчитывало на быструю победу и установление советской власти в Финляндии. Война, однако, протекала с большими трудностями, полностью ее цели не были достигнуты. По договору, заключенному в марте 1940 г., Финляндия уступила СССР значительную часть своей территории. Была образована новая союзная республика - Карело-Финская ССР, включавшая Карелию и некоторые отвоеванные у Финляндии земли. Советский Союз был осужден как агрессор и исключен из Лиги Наций. Война сыграла свою роль и в сроках принятия германским руководством решения напасть на Советский Союз, так как в ходе ее обнаружились очевидные слабости в боевой подготовке Красной Армии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|