Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика памяти. Основные психологические теории и методы исследования памяти.




Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.

Процессы памяти:

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации.

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. Воспроизведение имеет несколько уровней:

· узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта

· воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия

· припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач.

Теории памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), бизевиористы стремились установить законы памяти как самостоятельной функции.

Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимо вольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

Физиологические теории памяти. По мнению И. П. Павлова материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы.

К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток (синапсах).

Химические теории памяти. Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных