ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ 20-Х ГОДОВНаиболее бунтарски настроенной оказалась группа молодежи, сформировавшаяся в самом конце Первой мировой войны. По аналогии с русской «Пятеркой», то есть «Могучей кучкой», она получила наименование «Шeстepки», присвоенное ей в 1920 году журналистом А. Колле. В нее вошли: Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк, Луи Дюрей и Жермен Тайфер (к ним следовало бы присоединить друзей и единомышленников «Шестерки» Жака Ибера, Жана Вьенера и Алексиса Ролан-Манюэля). Глашатаем этой новой группы явился поэт, публицист, драматург, сценарист, художник и музыкант-любитель Жан Кокто, чей памфлет «Петух и Арлекин» (1918) приобрел значение художественного АРТЮР ОНЕГГЕР (1892—1955) ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Артюр Онеггер, один из крупнейших композиторов XX века, принадлежит двум национальным культурам. По происхождению он швейцарец (родители — уроженцы Цюриха), вырос в Нормандии, сформировался как музыкант в Париже и прожил там большую часть жизни, но остался швейцарским подданным. Среди композиторов, начинавших свою деятельность в «Шестерке», он получил особенно широкое признание. Онеггер родился 10 марта 1892 года в Гавре, там же получил начальное музыкальное образование. В 1909—1911 годы учился в Цюрихской консерватории, затем в Парижской (классы скрипки Л. Капе, контрапункта — А. Жедальжа, композиции — Ш. Видора, дирижирования — В. д'Энди). Швейцарские корни определили воздействие на него австро-немецкой музыки, но не менее значительны были и французские влияния. В целом же ему была присуща независимость эстетических позиций. Даже в то время, когда во французском искусстве веял дух нигилизма, Онеггер, не теряя связи с идеями современников, сохранял веру в общественное предназначение музыки и ее облагораживающее воздействие на людей. Как музыкант-мыслитель он откликался на самые насущные проблемы времени. Он возродил во Франции жанр оратории и поднял на уровень мирового значения французскую симфонию; он убедительно сочетал традиции и новаторство, стремясь создавать музыку, «доступную "человеку с улицы" и интересную знатоку». Годы формирования творческой личности Онеггера проходили под знаком ломки эстетических идеалов, вызванной событиями Первой мировой войны. Скромный провинциал, воспитанный в строгих правилах протестанской морали, традиционной эстетики и уважения к классике, он был ошеломлен бунтарством, царившим в интеллектуальной атмосфере артистического Парижа, тем более что до того круг его художественных интересов замыкался романтиками — Вагнером, Р. Штраусом, Регером (которого, по словам Онеггера, «совсем не знали в Париже»). Теперь же он столкнулся с совсем иными веяниями: «В формировании моей эстетики и воспитании вкуса Дебюсси и Форе оказались очень полезным противовесом классикам и Вагнеру», — писал он впоследствии. В Парижской консерватории молодой музыкант встречается с Тайфер, Ориком, Мийо. Последний знакомит его с музыкой Стравинского и других новейших композиторов: «Отметим... — вспоминает Онеггер, — влияние Стравинского и Шёнберга, но не забудем также и Дариюса Мийо, моего товарища по классу контрапункта». Мийо приобщает его и к новой поэзии, что находит вскоре отклик в вокальной лирике Онеггера. Он пишет циклы поэм для голоса и фортепиано на стихи Ф. Жамма, Ж. Лафорга, А.Фонтена, А. Чобаняна, П. Фора, а также шесть поэм на стихи Аполлинера: «Осень», «Прощание», «Клотильда», «Акробаты», «Колокола» и «В тюрьме "Санте"» (последнее стихотворение позднее привлечет внимание Шостаковича). Весьма симптоматично обращение Онеггера к Гийому Аполлинеру — поэту-бунтарю, порвавшему с символизмом ради гневного и горестного изображения непримиримых противоречий действительности, жестокой к отверженным и униженным (старшее поколение музыкантов в то время еще тяготело к символистской или неоклассицистской поэзии). Не менее показательно увлечение поэзией Блеза Сандрара, представителя французского «поэтического реализма» XX века, приверженца идей социализма. В 1920 году молодой композитор пишет кантату «Пасха в Нью-Йорке» для сопрано и струнного квартета на стихи Сандрара. В 1918 году Онеггер уже касался темы жертвенности, морального подвига в Пасхальном песнопении для женского голоса, хора и оркестра, но там музыка была традиционно праздничной, в то время как здесь она полна горечи и смятения. По-видимому, за прошедшие два года воспринятые с детства патриархальные воззрения дали основательную трещину1.
1 К теме подвига, самоотречения, служения благу многих и идее морального долга перед людьми Онеггер будет еще не раз возвращаться, рассматривая се в разных аспектах (оратории «Царь Давид» и «Юдифь», «Жанна д'Арк на костре» и «Никола из Флю»). На Рождественской кантате (1953) замкнется круг непосредственно евангельских тем. В эти же годы Онеггер уделяет много внимания инструментальной музыке. Среди его первых сочинений отмстим фортепианные пьесы «Посвящение Равелю» (1915), Токкату и вариации (1916), Фугу и хорал для органа (1917). Вопреки пренебрежению, высказываемому многими молодыми музыкантами к Равелю, Онеггер неизменно подчеркивал свое уважение к автору «Дафниса и Хлои», поддерживал личные контакты с ним. В органных пьесах еще сказывается воздействие Франка, а в Рапсодии для двух флейт, кларнета и фортепиано (1917) — Дебюсси. В духе Дебюсси решена Прелюдия для симфонического оркестра к пьесе Метерлинка «Аглавена и Селизетта». Особенно важным для данного периода сам композитор считал свой Первый струнный квартет (1917), в котором, по его словам, воссоздана личность современного молодого человека («В нем есть недостатки, длинноты, но я узнаю себя в нем, как в зеркале»). В квартете явно ощутимы германские традиции, и прежде всего традиции Регера, что сказалось в чрезмерном увлечении полифонической техникой и в перенасыщенности хроматикой гармонии первой части. Параллельно Онеггер сочиняет ряд сонат, в которых шлифует стиль, обогащает мелодический и гармонический язык. Это: Первая (1918) и Вторая (1919) сонаты для скрипки и фортепиано (в Первой применены политональные приемы); Соната для альта и фортепиано (1920), в которой заключительная хоральная тема как бы предвосхищает финальный гимн-хорал Второй симфонии; Сонатина для двух скрипок (1920) с искусными контрапунктами и фугато в финале. В том же 1920 году Онеггер создает Сонату для виолончели и фортепиано, стройную по форме, с ясно намеченными тематическими связями между частями. Все три ее части написаны в сонатной форме. В ней преобладает сумеречная окраска, беспокойство и напряженность. Особой выразительностью отмечена партия виолончели во второй части (Andante sostenuto), где композитор своеобразно использует остроту хроматики двенадцатитонового ряда. Эту череду сонат завершает жизнерадостная Сонатина для кларнета и фортепиано (1922) с синкопированными ритмами в последней части, по характеру образов наиболее близкая к эстетике «Шестерки». В 1917 году создается симфоническая пьеса «Песнь Нигамона», программа которой навеяна одним из эпизодов романа Г. Эмара «Сурикет» 1. По экспрессионистской жесткости, напряженности эта пьеса близка к «Электре» Р.Штрауса. В ней причудливая ритмика и «огненная» хроматика сочетаются с терпкой диатоникой индейских напевов, заимствованных Онеггером из музыкально-этнографического сборника Ж. Тьерсо. В 1918 году была создана музыка к своеобразному сценическому представлению «Притче об играх мира» на стихи бельгийского поэта-символиста Поля Мераля. В этой поэме Мераль определяет свое философское понимание мира: «Существует лишь пространство; оно везде и нигде. В нем движутся люди и вещи...» Между ними происходит вечная, фатальная борьба созидательных и разрушительных начал - игра жизни и смерти. Вопреки туманным абстракциям поэмы Мераля, музыка Онеггера богата рельефным тематизмом, особую напряженность которому придает свобода линеарного развития. Интервально обостренные угловатые линии объединяются четко выраженным ритмическим началом. Во второй части, «Гора и камни», господствуют ударные инструменты, образующие полиритмическое соединение трех пластов. Терпкость политональных наслоений и обилие хроматики свидетельствуют о знакомстве с атональными опусами А. Шёнберга, некоторые же номера (№ 8 – «Мужчина и женщина», № 9 – «Человек борется») говорят о влиянии Вагнера. В то же время совершенно иные, народные истоки слышатся в эпизоде «Человек и деревня» (№ 6), привлекающем ясностью мелодии. Изображению моря посвящены два эпизода (№ 3 и 13), построенные на политональных наложениях фигурационных движений в сочетании с протяженной «темой человека», то плывущей над ними, то ими поглощаемой. Контрастом к безрадостным «Песне Нигамона» и «Притче об играх мира» явилась прозрачно-светлая «Летняя пастораль» для камерного оркестра – квартета деревянных, валторны и струнных (1920). Ее песенные темы (см., в частности, пример 17), чистые краски, свирельные наигрыши 1 Нигамон, вождь индейского племени ирокезов, захвачен в плен врагами и заживо сожжен на костре. Прощаясь с жизнью, Нигамон поет боевую песнь воинов. с подголосками, имитирующими птичий гомон и дремотные шорохи, свидетельствуют о преломлении давних французских традиций. Впрочем, птичий щебет вполне ассоциируется и с птицей из вагнеровского «Зигфрида». Совместная работа Онеггера и художника Г.-П. Фоконне над постановкой «Притчи об играх мира» была продолжена ими в «Трагической пантомиме» на тему легендарного поединка Горациев с Куриациями. Однако смерть Фоконне заставила Онеггера изменить первоначальный замысел: вместо пантомимы он создал симфоническую поэму «Гораций-победитель» (1921). Партитура «Горация-победителя» – одно из самых сложных произведений молодого Онеггера. Музыка, изображающая перипетии борьбы и гибели двух античных героев, Горация и Курия, воспринимается как гипертрофированное выражение силы и ненависти, как символ исступленного взаимоистребления людей. Язык поэмы атонален, линии мелоса изломанны, звучания диссонантны, а динамика обострена активным ритмом. Широко применяются полифонические приемы – разнообразные имитации, стретты, инверсии мотивов и т. д. Как видим, Онеггер к началу 20-х годов не чужд новым художественным веяниям. Вместе с тем в отношении к современности он относительно независим: «Я не делаю культа ни из ярмарки, ни из мюзик-холла, – замечает он, прямо отстраняясь от примитивистских и мюзикхолльных увлечений своих соратников по "Шестерке", – напротив, я поклоняюсь камерной и симфонической музыке, самой серьезной и суровой». МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 20-х ГОДОВ Приверженность к жанрам, образам и тематике, близким к Баху, но преломленным сквозь призму современности, Онеггер покажет в первом крупном произведении этого периода — музыке к драме «Царь Давид» швейцарского поэта Рене Моракса, поставленной 11 июня 1921 года в народном театре «Жора»1. После премьеры «Царя Давида» Онеггер получил предложение сделать концертный вариант партитуры. Так сценическая музыка к библейской драме превратилась в ораторию с участием чтеца, поясняющего действие между музыкальными номерами. В основу оратории положено библейское сказание о бедном пастухе, певце и воине Давиде, ставшем царем, о его добрых делах, преступлениях и раскаянии. Моракс, в согласии с библейским сказанием, сохраняет идею покорности велениям высшей силы и неизбежности возмездия за попытку их нарушить. Онеггер же акцентирует противопоставление чистой и преступной совести, провозглашает служение народу главным оправданием жизни каждого. За собственные поступки и пастух, и царь равно судимы своей совестью, а возмездие лишь усугубляет раскаяние. В драме Моракса широко использованы тексты библейских псалмов Давида. Вся драма разделена на двадцать семь сцен. Из стольких же номеров состоит и партитура Онеггера2. Общий топ музыкального повествования в «Царе Давиде» по преимуществу эпичен, хотя не лишен лирических и драматических черт. Сочетание эпического и лирико-драматического начал присуще и более поздним композициям Онеггера — ораториям «Крики мира» и «Жанна д'Арк на костре». Подобная 1 Братья Рене и Жан Мораксы (поэт и художник) основали этот театр в швейцарской деревне Мезьер, близ Лозанны. Театральным помещением служил большой сарай, расположенный на живописном лугу. Здесь ставились спектакли на античные и библейские сюжеты силами любителей — учащихся и местных крестьян, с приглашением на главные роли профессионалов. В постановках предусматривалось активное участие любительских хоров. 2 В 1937 году композитор осуществил третью редакцию «Царя Давида», приблизив ораторию к жанру оперы. эпическая многоохватность — сравнительно редкое качество в европейской музыке XX века, утраченное сю после Генделя. Преемственные связи «Царя Давида» с библейскими ораториями Генделя сказываются не только в тематике, но и в явном господстве хоровых разделов. Заметны здесь, хотя и менее очевидны, также воздействия Баха; это проявляется в привлечении чтеца-ведущего, в некоторых приемах изобразительности, в выдвижении инструментальных тембров и тональностей, за которыми закреплена определенная семантика. Хоры в ораториях выражают целую гамму чувств, индивидуализированных и коллективных. Есть хоры повествовательные и действенные, жанровые и живописные, короткие, сводящиеся к одной фразе, или пространные, развертываемые в виде больших сцен. Ряд хоров отмечен героическим характером — это хоры, предвосхищающие победу (№ 3 — Псалом) или славящие ее (№ 4 — Победная песня). Фанфарное звучание таких хоров разнообразно: радостно-виватное (оркестровый эпизод № 5), сумрачно-тревожное (№ 10 — «Ночь в лагере Саула») или гротесково-варварское (№ 13 — Марш филистимлян). В ослепительных фанфарах медных Онеггер проявляет себя как прямой наследник Берлиоза. Двадцать семь музыкальных номеров «Царя Давида» группируются в три неравные части: первая — «Давид — пастух и воин» (№ 1 —14); вторая — «Давид — победитель врагов» (№ 15, 16); третья — «Давид царствующий, вершитель доблестных и неправедных дел» (№ 17—27). Последовательность сцен создает слитное действие с грандиозной центральной кульминацией — Пляской перед ковчегом (№ 16). Чтец повествует о том, что Давид, избранный царем, решает перенести в столицу иудейского государства главную святыню — ковчег завета. Перенесение ковчега превращается во всенародное праздничное шествие. Музыкальная картина, создаваемая Онеггером, решена в плане народного торжества, завершаемого всеобщей пляской и ликованием; хор «Аллилуйя» славит мудрость Давида, мирное цветение жизни на земле. В третьей части имеются черты динамической репризности, синтезирующей наиболее важные составные элементы первой и второй частей. Сцены объединяются лейтмотивами. Например, обращенная к Давиду песня-псалом (№ 6) интонационно предвосхищает хор «Аллилуйя» (пример 18). СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Музыкально-драматические произведения с пением. Оперы «Царь Давид», слова Р. Моракса ДАРИЮС МИЙО (1892—1974) ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Значительное место во французской музыкальной культуре XX века занял Дариюс Мийо. В 20-е годы он был одним из самых деятельных членов «Шестерки», а в дальнейшем влияние его распространилось далеко за пределами этой творческой группировки. Мийо родился 4 сентября 1892 года в Эксе (Прованс) в семье негоцианта. Его отец хорошо играл на рояле, мать в молодые годы училась пению в Париже у выдающегося тенора Ж. Дюпре. С семи лет Дариюс занимался игрой на скрипке у Брюгье, возглавлявшего квартет, в котором позднее участвовал и юный Мийо. Дариюс регулярно посещал концерты выступавших в Эксе и Марселе приезжих знаменитостей: П. Сарасате, Э. Изаи, Я.Кубелика, трио А. Корто — Ж. Тибо — П. Казальс. Общительный, энергичный, инициативный, разносторонне одаренный, живо откликающийся на проявления новаторства во всех областях искусства, Мийо легко сближался с самыми различными людьми, проявляя активную заинтересованность во всем, что его окружало. К тому же он был на редкость трудоспособен, дисциплинирован, восприимчив и независим в суждениях. Поступив семнадцати лет в Парижскую консерваторию1, Мийо отнюдь не выглядел робким провинциалом. В Париже он посещал концерты, театральные премьеры, выставки, литературные чтения. Восторгался «Пеллеасом и Мелизандой» Дебюсси, «Борисом Годуновым» Мусоргского и его песнями в исполнении М. Олениной-д'Альгейм, «Русским балетом» и 1 В консерватории Мийо занимался в классе скрипки у профессора Бертелье, посещал также класс оркестра, руководимый П.Дюка, но его влекла композиция. Последовательно он обучался: гармонии у К. Леру, полифонии у А. Жедальжа, композиции у Ш.Видора, дирижированию у В. д'Энди. В классе Жедальжа Мийо подружился с А. Онеггером, Ж. Ибером, А. Клике-Плейелем, Ж. Вьенером. его творческое воображение и композиторские ресурсы. В Бразилии рождается и частично осуществляется множество замыслов, а полученные впечатления будут еще долго питать его фантазию. Так, вскоре после возвращения в Париж Мийо пишет партитуру пантомимы-фарса «Бык на крыше» (1919), пронизанную ритмами танго, блюза, матчиша, самбо, чарльстона и португальского фадо. В 1920 и 1921 годах он создает две тетради «Воспоминаний о Бразилии» («Saudades do Brasil»)1 для фортепиано (они существуют также в вариантах для оркестра и для скрипки или виолончели с фортепиано). В 1923 году появляется музыка к балету «Сотворение мира» (сценарий Б. Сандрара), в которой использована мелодия негритянской колыбельной, записанная композитором в Рио-де-Жанейр Возвращению на родину предшествовала деловая поездка совместно с Клоделем в США. В Нью-Йорке композитор познакомился с джазом и с искусством негритянских эстрадных певцов. Впечатления эти отразились в балете «Бык на крыше» и других сочинения По возвращении во Францию весной 1919 года Мийо попадает в водоворот разноречивых художественных тенденций, которыми была охвачена артистическая жизнь Парижа, и присоединяется к молодым музыкантам, знакомым по занятиям в консерватории. Последующие десять лет его творчества несут отпечаток беспокойных исканий. Это время самых разнообразных экспериментов, которыми Мийо откликается на новые веяния в искусстве. И все же в его опытах, при всей их разноречивости, есть логика и последовательность. Окончательно складывается его стиль. С каждым новым сочинением возрастает мастерство политонального письма, которое применяется как в гармоническом, так и в полифоническом складе. Образцом первого могут служить «Воспоминания о Бpазилии», где с большой изобретательностью применяются битональные сочетания мелодии и простейшего гармонического сопровождения. Так, в пьесе «Корковадо» господствует сочетание D/g, в «Паинере» – C/As, в «Копакабане» — H/G (пример 25), в «Ипанеме» — C/ges, Ges/c, c/ges и т. п. (все на остинатном чередовании тоники и доминанты в басу). 1 Saudade — труднопереводимое португальское слово, которое означает «тоска», «воспоминание». Политональные напластования в полифоническом складе можно найти в «Эвменидах», квартетах, «маленьких симфониях», этюдах для фортепиано с оркестром, представляющих собой разновидность сольного концерта. В Пятом квартете (1920) одновременно звучат диатонические мелодии в A-dur, C-dur, B-dur, Dès-dur. В Третьей из «маленьких симфоний» главенствует четырехслойная политональность. В № 3 из цикла Пять этюдов для фортепиано с оркестром мы находим одновременное сочетание четырех фуг на разные темы и в разных тональностях; в № 4 из того же цикла применяется ракоходное движение: вторая половина пьесы представляет собой изложение первой в обратном порядке. В операх и балетах наблюдаются менее сложные напластования, чаще всего сводящиеся к битональности, реже – к соединению трех тональностей. БАЛЕТЫ И ОПЕРЫ 20—30-х ГОДОВ. КАНТАТЫ И ОРКЕСТРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 30—60-х ГОДОВ При всей многожанровости творчества Мийо 20-х годов самое значительное место в нем занимают сочинения для театра. В соответствии с эстетикой «Шестерки» все эти сочинения, камерные по составу исполнителей, миниатюрны, отличаются сжатостью действия и упрощенностью сюжетных линий: все балеты в одном акте, оперы – даже двух- и трехактные -укладываются в 30—40 минут. После «Эвменид», где утверждалась идея правосудия, основанного на справедливости и милосердии, Мийо как бы отдыхает от высокой патетики, обращаясь совместно с Кокто к легкомысленным сюжетам комических балетов. В этих балетах преобладают сюжеты, трактованные в комедийном, порой гротесково-сатирическом плане, сводящиеся к острым зарисовкам, бытовым сценкам, осмеивающим современные ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ За пределами Франции Мийо долгое время был известен главным образом как дерзкий новатор 20-х годов, певец урбанизма, автор остроумных эксцентриад (балеты «Бык на крыше», «Салат», «Голубой экспресс»), один из первых пропагандистов негритянской музыки («Сотворение мира»)1. Но сам он отнюдь не считал эксцентрику, пародию и юмор существенными сторонами своего творчества. Действительно, в его сценической трилогии «Орестея» образы античности нашли вполне серьезное, возвышенно-строгое воплощение, несмотря на склонность композитора к модернизированной, а порой и пародийной трактовке подобной тематики. Важная сторона многоликого наследия Мийо — разнообразное воплощение гражданственных идей, с начала 30-х годов занимающих все более значительное место в его творчестве. Мало найдется на Западе композиторов, столь же склонных к современной политически актуальной тематике. Злободневность и гуманистическую направленность подобных его сочинений трудно переоценить. Это, например, хоровая кантата «Смерть тирана», 1 С середины 20-х годов его сочинения исполнялись за пределами Франции — в Бельгии, Англии, Германии, СССР. Сам Мийо многократно выступал в ряде стран Европы и Нового Света в качестве дирижера — пропагандиста новой музыки. ФРАНСИС ПУЛЕНК (1899—1963) ГОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ. ТВОРЧЕСТВО 10—20-х ГОДОВ «Я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь непосредственно, отличалась бы такой простотой выражения и достигала бы цели с такой же безошибочностью», — писал о творчестве Франсиса Пуленка его друг и единомышленник Мийо. Уже на рубеже 20-х годов Пуленк обратил на себя внимание своими задорными сонатами для духовых инструментов и остроумными, свежими по музыкальному языку фортепианными пьесами. Видное место в его наследии занимают вокальные сочинения — светские (песни, хоры, кантаты) и духовные. Широкой известностью пользуются его опера «Человеческий голос», кантата «Лик человеческий». Большой вклад он внес в инструментальную музыку фортепианными миниатюрами, фортепианными, клавесинным и органным концертами. Пуленк родился 7 января 1899 года в Париже. Его отец, родом из департамента Авейрон (Южная Франция), происходил из патриархальной и глубоко религиозной крестьянской среды; мать принадлежала к обеспеченной, исконно парижской семье. Обучаться музыке Франсис начал в пять лет; сперва с ним занималась его мать, хорошо игравшая на рояле, позднее — пианистка Буте де Монвель (племянница С. Франка). С пятнадцати лет он учился игре на фортепиано у Р. Виньеса, воспитавшего из него первоклассного пианиста, в 1921—1923 годах занимался полифонией и сочинением у Ш. Кёклена. С ранних лет Пуленка интересовало современное искусство. Его первые увлечения — Шабрие, Дебюсси, Равель, затем — Стравинский. В тринадцать лет он услышал «Жар-птицу» и «Петрушку», был покорен ими, а в 1914 году испытал глубокое потрясение от «Весны священной» и до конца жизни оставался поклонником ее автора. В первых сочинениях Пуленка обнаруживается причудливое переплетение форм и жанров французской музыки XVIII века с современными ритмами и напевами городской бытовой музыки. Его увлекают некоторые приемы джаза, но еще больше — задорные и чувствительные песенки улицы и предместья, пикантные ритмы воскресных танцулек в пригородах Парижа. Главенствующий тонус его ранних произведений — беспечность, жизнерадостность, иной раз с оттенком мечтательности и даже меланхолии. Известность принесла ему Негритянская рапсодия для фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и баритона (1917). Это сюита псевдоэкзотического характера, основанная на литературной мистификации. В сборнике стихов «Поэмы Макоко-Кенгуру», созданном мнимым негром из Либерии, содержалось несколько стихотворений, написанных якобы на одном из африканских наречий, на самом же деле представляющих собой набор бессмысленных слогов. Фрагменты из этого сборника и составили текст рапсодии. В ней пять частей, контрастных по характеру, но связанных вариантно трансформирующимися темами, которые сменяют одна другую без перерыва. Эти части — Прелюдия, Рондо, «Гонолулу», Пастораль, Финал. В Рапсодии Пуленк изобретательно применяет различные виды остинато и раскрашивает мелодии пентатонического характера пряными гармониями, явно подслушанными у Дебюсси. Очень поэтична мечтательная Пастораль, в которой угадываются будущие задушевно-лирические страницы композитора. В инструментовке господствуют сочетания и чередования чистых тембров. Среди сочинений Пуленка 20-х годов преобладают инструментальные и вокальные миниатюры. Таковы, например, пьесы для фортепиано — три пасторали, «Вечные движения», Соната в четыре руки (все — 1918), ряд вокальных сочинений — «Бестиарий», «Кокарды» (1919), Застольные песни для мужских голосов a cappella (1922). В вокальных пьесах примечательно обращение к новейшей поэзии. Так, цикл «Бестиарий» написан на стихи Г. Аполлинера, «Кокарды» — на стихотворения Ж. Кокто. Характерно использование разнообразных инструментальных составов: «Бестиарий» предназначен для голоса, струнного квартета, флейты, кларнета и фагота; «Кокарды» — для тенора, скрипки, корнет-а-пистона, тромбона, большого барабана и треугольника. Герой трех песен, составляющих «Кокарды», — молодой солдатик на побывке; ансамбль, сопровождающий певца, типичен для бродячих музыкантов. Таким образом, цикл превращается в своего рода жанровую зарисовку современного быта. Пуленк пишет и ряд миниатюрных сонат (скорее, сонатин) для разного состава духовых (для двух кларнетов, кларнета и фагота, а также валторны, трубы и тромбона) и участвует в коллективной работе «Шестерки» — музыкальном фарсе «Новобрачные на Эйфелевой башне». В творчестве Пуленка центральным произведением 20-х годов следует признать одноактный балет «Лани» (1923)1. Смысл этого бессюжетного представления сводится к соревнованию шестнадцати танцовщиц, привлекающих своим кокетством трех кавалеров. Партитура строится на чередовании разнообразных эпизодов танцевального склада (вальс, регтайм, мазурка, галоп, тустеп). Пуленк ввел в партитуру и несколько вокальных номеров на «галантные» любовно-лирические стихи XVIII века (они исполняются за сценой). Прослушав балет, Равель проницательно отметил чисто французский мелодический дар автора: «Пуленк хорош еще и тем, что сам придумывает народные мелодии». Друг Равеля Ж. Марноль писал: «Под кажущейся простотой этой музыки скрыто свободное и естественное полифоническое мастерство, немало гармонических находок, непосредственность мелодического дара и искусное сочетание разнообразно использованных тематических мотивов в увлекательном финале». В последующие годы Пуленк пишет Пять романсов на стихи Ронсара (дань юбилейной дате великого поэта Ренессанса), Озорные песни на анонимные тексты XVII века, Четыре романса на стихи Ж. Мореаса. Картину творчества 20-х годов дополняют Трио для фортепиано, гобоя и фагота (1926) и Сельский концерт для клавесина с оркестром (1928), предназначенный для выдающейся клавесинистки Ванды Ландовской. Большой интерес представляет Утренняя серенада — хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов (1929). Приведем тему, открывающую это сочинение (пример 26). 1 Его оригинальное название «Les Biches» трудно перевести точно. Прямой смысл слова «biche» — лань, переносный — фамильярно-ласковое обращение к женщине: милочка, козочка, душечка. По содержанию балета ему меньше всего соответствует принятый у нас перевод — «Лани».Во всех произведениях Пуленка до 30-х годов преобладают безоблачные настроения, светлая, порой пасторальная лирика; эти сочинения отмечены неисчерпаемой мелодической изобретательностью, в них органично сочетаются современный городской фольклор, французская народная песенность и реминисценции романской музыки XVIII века. ТЕНДЕНЦИИ ТВОРЧЕСТВА 30-х ГОДОВ От матери Пуленк унаследовал равнодушие к религии -вопреки традиционной религиозности отца. Однако в 30-е годы в мировоззрении композитора наступил перелом. По его собственным словам, в нем «проснулся потомок суровых и богобоязненных горцев, искавших в религии утешения от земных горестей и с наивной верой возлагавших все надежды на чудеса, которые творит Мадонна церкви в Рокамадуре, изваянная
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|