Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 5. Измерение инфляции с помощью индекса потребительских цен




Рассмотрим другой показатель, используемый для измерения среднего изменения цен - ИПЦ. Стоимость жизни оценивается по «типичной» корзине потребительских товаров. Потребительская корзина содержит определенный количественный и качественный набор товаров и услуг, потребляемых среднестатистической семьей за данный временной период, например, за год. Индекс цен потребительских товаров ИПЦ (в английском варианте consumer price index - CPI), иногда называемый индексом прожиточного минимума показывает, как изменяется во времени суммарная цена потребительской корзины.

Таблица 7.3. Пример расчета индекса ИПЦ

  1-ый год 2-ой год
Корзина P Q PQ P Q PQ
Хлеб            
Лимонад            
Итого            

 

В таблице 7.3 потребительская корзина включает 50 буханок хлеба и 100 бутылок лимонада. Обратите внимание, что количество товаров, входящих в корзину, не должно меняться.

Стоимость потребительской корзины в 1 году составила 1250 руб., во 2 году 1850 руб.

Индекс ИПЦ = 1850/1250 · 100%= 148 %. Это означает, что стоимость жизни за год возросла на 48 процентов. Можно посчитать по-другому:

(1850-1250)/1250=48%

Можно еще делить не на начальное значение (1250), а на среднее арифметическое:

(1850-1250)/ 1/2(1250+1850)=38,7%

 

Проблемы использования ИПЦ

1. Индекс цен на потребительские товары действителен только для типичной семьи, потребление которой точно соответствует потребительской корзине. Семьи, потребляющие больше товаров широкого потребления, цены которых растут быстрее, чем среднее повышение цен, имеют относительное удорожание стоимости жизни.

2. ИПЦ не учитывает того факта, что люди изменяют свои потребительские корзины в ответ на изменение цен.

3. Потребительская корзина не учитывает изменения качества продукции. Некоторые ценовые повышения являются просто отражением того, что продукт является продуктом высокого качества.

4. Потребительская корзина не изменяется непрерывно и поэтому не учитывает потребление новых продуктов.

Соотношение изменений дефлятора ВВП и ИПЦ.

ИПЦ рассчитывается для фиксированного набора товаров с их фиксированными весами в корзине. Переменной величиной является суммарная цена корзины. Дефлятор же определяется по переменному набору товаров, которые произведены в текущем году. Фиксированной величиной является суммарная цена корзины товаров.

Различие в методике расчета может вызвать расхождение в оценке инфляции по этим показателям. Например, если случился неурожай в текущем году, то цены резко вырастут, а количество потребляемого сократится. Но в ИПЦ останется прежнее большое количество потребляемого хлеба. Поэтому рост цен будет завышен.

6. Паритет покупательной способности

Purchasing power parity - PPP

Идея и теория паритета покупательной способности были сформулированы Густавом Касселем. (Карл Густав Кассель (швед. Karl Gustav Cassel; 20.10.1866, Стокгольм — 15.01.1945, там же) — шведский экономист, представитель Стокгольмской школы. Преподавал в Стокгольмском университете).

Еестественным значением курсов валют является значение, соответствующее паритету покупательной способности. Паритет покупательной способности, или закон одной цены - отношение между двумя или несколькими валютами, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг.

Формулировка закона единой цены для международных рынков: покупательная способность некоторой суммы денег на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностранную валюту. То есть если определенный стандартный набор (корзина) потребительских товаров и услуг стоит в США 1000 долларов, а такой же набор в России – 50 000 рублей, то курс должен быть 50 рублей за доллар.

 

Вопрос 7. ВВП и благосостояние общества

Показатель ВВП не учитывает целый ряд параметров благосостояния.

1. Ведение домашнего хозяйства, забота о детях являются реальным производством. Если нанимается домработница, ребенок отдается в детский сад, то их услуги включаются в ВВП. Но та же самая работа не включена в него, если производится Вами для себя.

2. ВВП не приспособлен для оценки загрязнения окружающей среды.

3. ВВП ничего нам не говорит о распределении результатов производства между людьми. Он не делает различия между случаем, когда 70% дохода достается 5% населения, как сейчас в России, и случаем долее равномерного распределения. Однако эти два случая существенно отличаются уровнем благосостояния и социальной стабильности. Поэтому ВВП не учитывает и эффекты предпринимаемой государством политики перераспределения доходов.

4. ВВП нейтрален в отношении типа товаров, которые производятся. Будет это изготовление запасов оружия или развитие сети дорог, мостов, портов - результат будет один и тот же. Но оружие это вычет из благосостояния, часто вынужденный вследствие военной угрозы, а инфраструктура многие годы обеспечивает его. Петербуржцы до сих пор пользуются мостами через Неву, построенными 100 лет назад.

5. Истинным богатством является свободное время общества. Рост досуга во времена полной занятости может даже снизить показатель ВВП, но реально благосостояние растет.

6. Снижение преступности ведет к безопасной комфортной жизни, но обычно не сопровождается ростом выпуска. Однако в России, где преступность приобрела невиданный размах, благодаря бездействию властей, ее уровень оказывает прямое негативное влияние на экономический рост. Например, существенно сократилось производство на приусадебных участках горожан из-за тотального воровства и ограбления дач и их поджогов с целью скупки земельных участков.

7. Официальная статистика ВВП не может точно учесть размер теневого сектора экономики. По косвенным оценкам, таким как потребление электроэнергии, он составляет до 40% ВВП России. В США - от 5 до 30%, в Италии от 10 до 35%, в Швейцарии от 3 до 5%. Причины существования теневого сектора большинство экономистов связывают с уклонением от налогообложения. Наличие теневого сектора вводит в заблуждение относительно реальной экономической активности населения. Официальные темпы роста оказываются заниженными, а безработица завышенной, что мешает выработке эффективной экономической политики.

8. Сравнение стран по показателю ВВП не дает точного сравнения благосостояния. Значительно точнее показатель ВВП на душу населения (per capita), как частное от деления ВВП на численность населения. По этому показателю на первом месте в мире оказывается не США, как по показателю ВВП, а Швейцария, затем Финляндия, Япония, Швеция, Норвегия, Дания и США.

Несмотря на эти ограничения, показатель ВВП является достаточно удобным инструментом оценки экономической активности.

 


[1] The Oxford textbook of marketing / edit by Krith Blois. New York: Oxford university press, 2000. p.27.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных