Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия позитивизма Огюста Конта. Основателем позитивизма считается Огюст Конт(1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона.




  1. Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия и широко распространен и популярен и в современную эпоху среди естествоиспытателей(постпозитивизм).

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона.

По мнению Конта:

  • философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
  • для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
  • философия должна исследовать лишь факты, а не их причины
  • философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
  • философия не должна стремиться стать "царицей наук", особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

  • три стадии интеллектуального развития;
  • три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:

  • теологическая (мировоззрение основано на религии);
  • метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
  • позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

  • теологическая — традиционному обществу;
  • метафизическая - доиндустриальному обществу;
  • позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма

Следует помнить и знать, что позитивизм прошел еще три стадии развития: махизм, логический позитивизм и постпозитивизм.

Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой определяющей все в окружающем мире является воля. Основная работа А. Шопенгауэра “Мир как воля и представление”, в которой впервые в европейской философии явно прослеживается влияние индийской философии (упанишад и буддизма).

 

Выделил четыре самостоятельных закона:

  • закон бытия — для пространства и времени;
  • закон причинности — для материального мира;
  • закон логического основания — для познания;
  • закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

  • непосредственного познания;
  • отвлеченного (рефлективного) познания;
  • интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля:

  • лежит в основе сознания;
  • является всеобщей сущностью вещей.

 

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900).

Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

  • "воля к жизни";
  • воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
  • неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
  • "воля к власти".

 

 

Литература

  1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
  2. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.
  3. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
  4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
  5. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).
  6. Кучевский, В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше./ В.Б. Кучевский – М., 1996.
  7. Кьеркегор С. Страх и трепет/ С. Кьеркегор – М., 1993.
  8. Мареев, С.Н. История философии (Общий курс). Учеб. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева - М.: Академический «Проект», 2004. Гл. 8,9,10.
  9. Ницше Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Нищше. – М., 1990.
  10. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4/ Дж. Реале, Д. Антисери. От романтизма до наших дней. - СПб, 1997. Часть вторая.
  11. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл. 7. Параграф 1-4;15.
  12. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – М., 1996.

 

Контрольные вопросы

  1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?
  2. Что такое отчуждение по К. Марксу?
  3. Основные положения историко-материалистической кон­цепции К. Маркса.
  4. Насколько современен К. Маркс в наше время?
  5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?
  6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?
  7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?
  8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?
  9. В чём выражается нигилизм философии Ф. Ницше?
  10. Перечислите основные положения философии жизни.
  11. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.
  12. Что такое хитрость Мирового разума?
  13. Как представлял себе Г. Гегель исторический прогресс?
  14. В чем противоречие между системой и методом в философии Г. Гегеля?
  15. В чем проявляется панлогизм философии Г. Гегеля?
  16. Раскройте сущность этического учения С. Кьеркегора.
  17. С. Кьеркегор: типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние» возможного, этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «отчаяние») и их отличия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных