Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
История русской философии
- «Западничество» (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский) и «славянофильство» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков) в русской философии XIXв.
- Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.
- Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
- Философия «всеединства» Вл. Соловьева.
- Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева.
Ключевые понятия: западники, славянофилы, всеединство, общее дело, русская идея, София, соборность, православие, Бог, совесть.
Общая характеристика русской философии
- Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
- специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
- целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
- большая роль проблем морали и нравственности;
- конкретность;
- широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
- проблема человека;
- космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
- проблемы морали и нравственности;
- проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
- проблема власти;
- проблема государства;
- проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
- проблема идеального общества;
- проблема будущего.
Можно выделить следующие основные исторические этапы русской философии:
- период зарождения древнерусской философии и ранние этапы христианской философии Руси;
- философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
- русская и советская философия XX в.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
- моральные и нравственные ценности;
- объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
Наиболее яркими представителями философии указанного периода являются:
- Илларион (основное произведение - "Слово о Законе и Благодати ", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
- Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
- Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме ", главная тема философии — проблемы разума, познания);
- Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач") - затрагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
- сохранение русской духовности;
Среди видных философов данного периода можно указать следующих:
- Сергий Радонежский (XIV в. – философ и богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
- Филофей (XVI в.) — занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь — Москва;
- Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
- Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
- Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения " нестяжателей " (боролись против "иосифлян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
- Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной. Аввакум — за сохранение старых обрядов;
- Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
- философию эпохи петровских реформ;
- материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
- вопросы устройства монархии;
- императорской власти, ее божественности и нерушимости;
- прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, АН. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
- западническое и славянофильское;
- революционно-демократическое;
Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:
- философией марксизма-ленинизма;
- естественнонаучной философией;
- философией "русского зарубежья".
Русская философия XIX в.
Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
- философия западников и славянофилов;
- консервативная религиозная и монархическая философия;
- философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
- революционно-демократическая философия;
Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были:
- приоритет естественного права;
- необходимость для России правового строя;
- отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
- личная свобода человека;
- ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 - 1856).
Основными направлениями его философий были:
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной юли – христианство.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|