Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дескриптивный, 2) атрибутивный, 3) сущностный.




1) В случае дескриптивного (описательного) подхода исследователи концентрируют внимание на выделении и описании тех морфологических, физиологических, поведенческих и прочих признаков, которые отличают человека от представителей других видов живых организмов.

Дескриптивный подход характерен и для философии.

Атрибутивный подход предполагает попытки исследователей выйти за рамки чистого описания признаков и найти среди них такой, который бы решающим образом отделял человека от животных. Этот главенствующий признак, в конечном счете, мог бы предопределять все остальные. Наиболее известный из таких атрибутов — это «разумность» человека.

Сущностное определение человека — это попытка создания такой концепции в философии. Вся история философской мысли есть в значительной мере поиск такого определения природы человека, которое бы, с одной стороны, полностью согласовывалось с эмпирическими данными о свойствах человека, а с другой — высвечивало ему в будущем достаточно ясные, хотя и не исключительно оптимистические перспективы развития.

Сущностный подход к определению человека, сложившийся в философии, можно отчасти конкретизировать в связи с исследованием основных мировоззренческих установок и дополняющих их типов учений о человеке. В истории философии можно выявить мировоззренческие установки в зависимости от того, какому явлению отдается преобладающее значение. Например, природе — природоцентризм, Богу — теоцентризм и др. Эти мировоззренческие установки дополняются определёнными типами учений о человеке: природоцентризм — учением о человеке натуралистическом и т.д.

  1. Природоцентризм (космоцентризм). Философы этой ориентации исходят из почитания природы или космоса. Например, античная космология не выстраивала особого отношения к человеку постольку, поскольку рассматривала его как часть природного и общественного порядков.
  2. Теоцентризм. Религиозные философские направления рассматривают Бога в качестве высшей ценности. Тайна человека в этой системе мысли оказывается непостижимой постольку, поскольку она соотносится с непостижимой сутью Бога. Человек религиозный.
  3. Антропоцентризм. Многие философы оценивают мир, посредством человека, полагая его центральной ценностью мироздания.
  4. Логоцентризм. Логоцентрический образ мира связан с утверждением первенствующего значения Логоса как разума, слова, закона. В логоцентризме взаимосвязаны две концепции: 1) мир понимается как система, связанная логикой и методом; 2) и как структура, состоящая из задач, которые заставляют человека неустанно заботиться о порядке.

Истоки логоцентризма обнаруживают в античной философии после Гераклита.

 

Примером второй концепции могут служить древнеримское государство и право, направленные на строгий порядок, иерархию. Построение иерархий по принципу времени и ранга — путеводная нить данной концепции мира.

Человек разумный. М. Шелер выделяет четыре определения:

Человек несет в себе некую божественную активность, которой нет в других объектах живой природы.

Эта активность (превращая Хаос в Космос) есть та сила, из которой произрастает истинное познание мира.

Сила не зависит от инстинктов, чувств и представляет собой логос.

Она является абсолютной постоянной с точки зрения истории, народонаселения и места. Философия от Аристотеля до Гегеля почти не изменила своего понимания этих характеристик.

  1. Социоцентризм. Социоцентристская установка утверждает превосходство общества. Примером этой установки может служить марксизм, который зарождался как учение о человеке, а затем эволюционировал в сторону такой социальной философии, где действует общий план истории, ориентированный исключительно на будущее. Эта установка дополняется типами человека политического и производящего. Человек политический или общественный, способен благодаря речи различать добро и зло и приобщаться к добродетели. На его существовании настаивал Аристотель. Человек действующий, производящий. Способность человека к производству не является органическим природным свойством. Эта способность не выводится из инстинкта. Н.А. Бердяев подчёркивал то, что человека выделило из природы орудие, которое продолжало его руку.
  2. Культуроцентризм. Возникновение этой установки было подготовлено формированием в Европе с 1840 гг. по начало XX века научных центров по изучению различных культур. К ним относят: географические, антропологические, этнологические общества, музеи, периодические издания.

В ценностном плане эта установка предполагает первенствующее значение духовных начал над материальными. Она также выступает альтернативой господства техники и рыночных отношений в современном обществе, которые понижают статус человека в мире, выводят личную и общественную жизнь за рамки моральных норм. В политическом плане культуроцентризм противостоит попыткам устройства мира по единой модели. Человек символический. Этот тип антропологических теорий, основой которого выступает способность человека к воображению, выявил Э. Кассирер. Для него биологическая природа человека не была самодостаточной, хотя он и считал, что жизнь человека формируется по тем же правилам, что и других живых организмов. Человек символический определяется через его способностью производить символы: язык, миф, религию, науку и т п.

Историческая и теоретическая конкретизация сущностного подхода к пониманию природы человека подготавливает вывод о том, что она определяется двумя программами: природной (биологической) и культурно-социальной.

В середине XX века пришли к необходимости разработки «антропологической установки» — такого стиля мышления и метода исследования, которые бы исходили из человека и следовали антропологическим принципам в истолковании реальности. Например, можно изучать бытие или проблемы культуры, но при этом сосредотачивать внимание на антропологическом измерении этих явлений.

В качестве одного из основных, антропологическая установка предполагает разработку содержательного и методологического принципа «двойственности». Например, с одной стороны, человек смертен, то есть, конечен и осознаёт это. С другой стороны, он приобщается к бесконечности вселенной благодаря познанию. Человек конечен и бесконечен. Это характеристики двойственности утверждения как одновременной противоречивости и взаимодополнительности его бытия.

Двойственная организация человека проявляется в том, что, как и животное, он подчиняется инстинктам, реализует физиологические потребности, необходимые для выживания. В то же время, человек определяется общественными нормами и правилами, выработанными в культуре. А также осознаёт себя как свободное существо, стремится к осуществлению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. Двойственная обусловленность человека задаёт то динамическое напряжение, которое питает развитие культуры.

В истории философской мысли эта обусловленность была закреплена в понятийных противоположностях: «животное—человек», «природа—общество», «тело—дух», «человек—Бог», «зло—добро». Значение этих противоположностей заключается в том, что они обращают внимание на вечную тайну человека и стимулируют поиск своего места и назначения в мире. На принцип двойственности в философском понимании человека ориентируются: Ф. Ницше, М. Бубер, М. Ландманн и некоторые другие.[1]

Требование антропологической установки предполагает разработку методов, которая реализуется в поле исследований языка. Например, учитывающих достижения: философской герменевтики, предстающей и как самосознание человека (Х.-Г. Гадамер); психоаналитической антропологии Ж. Лакана; социальной антропологии К. Леви-Стросса. Так философская антропология дополняется ещё одним измерением — особым методом мышления, который не исчерпывается как формальной, так и диалектической логикой и ориентируется на интерпретации различных представлений о мире и человеке.

 

  1. Философия о природе, сущности и предназначении человека.

«Природа человека» — это философское понятие, обозначающее естественное происхождение человека, его родство с жизнью вообще, близость со всем сущим. Также, данное понятие охватывает всё многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от иных форм существующего и живущего.

Ещё античные авторы пытались провести различие между человеческой природой и «сущностью человека». Платон пришёл к убеждению о том, что человеческая природа включает в себя различные составляющие.

В середине XX века Э. Фромм раскрыл то, что сущность человека определяется через способ его существования, то есть экзистенциально. Понятие сущности человека выражает у Фромма то противоречие, которое присуще человеческому бытию. Человек одновременно представляет собой телесное и духовное существо. Таким образом, сущность человека была определена Э. Фроммом через его противоречивую природу.

Жизнедеятельность, существование, экзистенция есть то, что называют природой человека. Проблема природы человека раскрывается через вопросы: 1) о происхождении человека; 2) о его месте в системе живого; 3) о собственно человеческом бытии.

Природа человека в качестве собственно человеческого бытия выявляется из человеческого существования, из его жизни и деятельности. Простейшим проявлением жизни человека оказывается дологическое предчувствие жизни, которое можно условно зафиксировать высказыванием «Я существую, есть, живу». Это точка отсчёта жизни человека, в которой ещё не разделены «Я» и «существование». В ней, так сказать, свёрнуты все дальнейшие возможности его жизни. В этом природном основании выделяют три составляющие собственно человеческого бытия: телесность, душевность, духовность.

Тело — это, прежде всего «плоть» — очевидная основа нашего существования.

Душа — это особая внутренняя реальность, недоступная непосредственному наблюдению. Она есть внутренний мир, невыразимый во всей полноте внешними способами, например, посредством языка.

М. Шелер полагал, что личность — это центр духа в отдельном человеке.

Личность представляет собой духовное измерение человеческой природы. Высший уровень развития личности, при котором её жизнь и деятельность регулируется иерархией ценностей (истина, добро, красота, переживание единства с Богом или природой (Вселенной)), называют «духовностью». Она понимается в связи с надындивидуальными ценностями и смыслами, божественными или космическими силами. Духовность — это способ существования сформировавшейся личности наряду с самосознанием, свободой и ответственностью.

Таким образом, природу человека можно схематично представить как «тело—душу—дух» в их единстве, как-то общее, что характерно для всех людей во все времена. Фактически же человеческая природа формируется и изменяется в процессе культурно-исторического и социального бытия людей.

  1. а) философские проблемы антропосоциогенеза. Основные концепции антропогенеза (процесса происхождения человека и общества): религиозная; эволюционистская.

Христианская версия творения человека. Христианская антропология опирается на тексты Библии. В них говорится, что, сотворив мир, Бог затем создал и человека по своему образу и подобию.

Эволюционизм противопоставляет креационизму следующие принципы:

1) Вся существующая живая природа, от одноклеточных растений до человека включительно, — продукт исторического развития.

2) Историческое развитие осуществляется таким образом, что его необходимыми условиями являются: наличие в живой природе изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора наиболее приспособленных организмов.

Эволюция человека. Начало её научного исследования датируют выходом в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» (1871), в которой впервые была сформулирована идея общего корня человека и человекоподобных обезьян. А также, работой Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г., опубликована в 1896 г.), где впервые была обоснована идея, в соответствии с которой, труд стал решающим фактором, определившим эволюционное превращение древнего предка человека в подлинного человека. То есть, в существо социальное и создающее различные формы культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных