Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система жанров белорусского музыкального фольклора: обрядовый (календарно-обрядовый и семейно-обрядовый) и внеобрядовый фольклор. Белорусские народные музыкальные инструменты.




Система жанров белорусского музыкального фольклора 1. Обрядовый фольклор – наиболее древний пласт музыкальной культуры, образцы этого фольклора были строго приуроченный к явлениям или событиям, изначально выполняли магическую функцию. Обрядовый фольклор использует большое количество типовых напевов, ритмов и текстов. Он подразделяется на календарно- обрядовый и семейно-обрядовый. Календарно - обрядовый фольклор соотносится с сезонами и земледельческим календарем: - зимний цикл (колядные, щедровальные песни и обряды); - весенний цикл (масленичные, «гуканне вясны», волочебные, троицкие, русальные и другие); - летний цикл (купальские, жнивные, среди который зажиночные, собственно жнивные и дожиночные песни); - осенний цикл (льняные, ярные и другие, часто связанные с видами сельскохозяйственных работ). Семейно - обрядовый фольклор, который приурочен к событиям в семье: - родильные песни и обряды; - крестильные песни и обряды; - свадебные песни и обряды; - похоронные голошения (наиболее импровизационный жанр). 2. Внеобрядовый фольклор - более поздний пласт, в нем нет жесткой приуроченности к событию, сезону. Мелодически он более разнообразен, многие напевы индивидуализированы, характерен более широкий певческий диапазон, более сложные ритмы. Среди жанров выделяются пастушьи, бурлацкие, чумацкие (чумаки - торговцы), казацкие, солдатские, рекрутские, партизанские, лирические, шуточные песни, частушки. Значительную часть фольклора составляет и фольклор танцевальный. Наиболее древним по происхождению жанром является хоровод. Схож с ним жанр «крывога танка», который использовался чаще в контексте весенних обрядов. Более поздние, исконно белорусские танцы – «Лявоніха», «Юрачка», «Мікіта», «Шастак», «Таўкачыкі», «Крыжачок» и др. Наиболее поздние танцы, заимствованные у других народов, получили широкое распространение, начиная с 19 века. Это разнообразные польки, кадрили, вальсы. К внеобрядовому фольклору относится и детский фольклор. Это произведения, исполняемые взрослыми для детей или детьми в своей среде. Наиболее известными жанрами детского фольклора являются колыбельные, потешки, заклички (изначально – обрядовый жанр, имевший магическую функцию). Считалки и дразнилки также могут быть отнесены к жанрам музыкального фольклора, поскольку они, как правило, интонируются детьми на нескольких музыкальных звуках, обладают четкой ритмической структурой. Среди жанров детского фольклора выделяется целый ряд танцевальных жанров, часто сопровождающихся пением – хороводы, «кривые» танки. Нередки и танцы, имеющие импровизационный характер (имитация движений животных, изображение трудовых процессов) – «Козочка», «Жабка», «Млынок», «Каваль», «Мосцiк» и др. Также распространены и игры с пением и движением «Грушка», «У мядзведзя на бару», «А мы проса сеялі», «Воўк і авечкі», «Зязюля» и др. 3. Белорусские народные музыкальные инструменты Издавна в качестве музыкальных инструментов использовались разнообразные предметы быта и орудия труда – ложки, металлическая посуда, маслобойка, рубель (приспособление для глажения белья), утюги и др. Музыкальный инструментарий белорусов разнообразен и оригинален. Так же разнообразны и классификации музыкальных инструментов. Рассмотрим наиболее простую из них, которую можно использовать и при знакомстве детей дошкольного возраста с белорусскими народными музыкальными инструментами. В зависимости от их конструкции и способа звукоизвлечения инструменты можно подразделить на духовые, ударные, струнные, клавишно- язычковые. Духовые музыкальные инструменты – инструменты, звук из которых извлекается при помощи потока воздуха. К ним относятся: свистулька, окарина, различные виды дудок (например, двойная дудка), жалейка, труба, дуда (инструмент, схожий по конструкции с волынкой). Ударные инструменты – инструменты, звук из которых извлекается при помощи удара о корпус инструмента, либо способом встряхивания. К этой группе инструментов традиционно относятся: бубен, барабан, треугольник, трещотка, шархуны, ложки, рубель, коробочка и др. Существовал и инструмент по типу современного ксилофона – ряд поленьев определенного размера (но назывался «цымбалкі»). Струнные музыкальные инструменты – инструменты, отличительным признаком которых является наличие струн. Это: цимбалы, скрипка, балалайка, колесная лира. Нередко можно встретить «басэтлю» - инструмент, схожий с контрабасом, различные виды гуслей. Клавишно-язычковые инструменты – инструменты, в конструкции которых присутствуют клавиши, приводящие в движения «язычки», которые под воздействием струи воздуха воспроизводят музыкальные звуки. Представитель этой группы в белорусском музыкальном фольклоре – гармонь.

6.Понятие

Лад, мажор, минор

Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект. Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.

Структура мажора: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Структура минора: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных