Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование музыки на утренней гимнастике




Необходимость музыкального сопровождения ОРУ отмечена советским педагогом Н.А.Ветлугиной в работе «Музыкальное развитие ребенка» (М. 1968г.) Она отмечала. «…..между музыкой и движением при одновременном их использовании устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание». Использование музыки для сопровождения утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания)- одно из активных общений ребенка с музыкой.

Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением желательно проводить начиная со 2 младшей группы (дети 3-4 лет), когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети могут различать регистры, тембровую окраску звучания, динамику, узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т.д.).

Дети 4-5 лет (средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.

У детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.

Требования к музыкальному сопровождению:

В качестве музыкального сопровождения к ОРУ могут служить фонограмма и исполнение музыкального произведения (фрагмента) на инструменте.

Из всех физических упражнений, выполняемых под музыку, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие упражнения и строевые упражнения, упражнения с предметами, а также некоторые подвижные игры.

Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с медленной ходьбой, для музыкального сопровождения которой берут не только марш спокойного характера. Эти же произведения могут быть использованы и при разучивании ходьбы щироким шагом или с выпадами. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий требует музыки такого же характера, а «острый» «мелкий». с выбрасыванием ног – стремительного задорного характера. Прыжки-поскоки тоже могут быть и быстрыми, и замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей, во втором – плавная.

ОРУ разделяются обычно на две основные группы: без предметов и с предметами. Существует классификация по анатомическому принципу: для верхних конечностей и плечевого пояса, нижних конечностей, брюшного пресса и т.д. по характеру их также можно разбить на несколько групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.

Первая группа объединяет упражнения с плавными, с большой амплитудой, круговыми, маховыми движениями. Их основное сопровождение – музыка умеренного темпа (или медленного) и спокойного характера.

Вторую группу составляют упражнения четкого, динамичного характера- это наклоны вперед и в сторону, махи руками и ногами, выпады, передвижение шагами, поскоками, а также упражнения с палкой. Музыкальным сопровождением может служить умеренного темпа бодрый марш.

Третья группа включает в себя упражнения с четким, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Музыкальное сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамичностью.

Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. Разучивание сложных элементов упражнения проводится без музыки, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыком. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему еще большую выразительность. Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (прыжки в длину, в высоту, лазание и т.д.) не нужно проводить под музыку, так как она может помешать ребенку сосредоточиться.

Исполнение музыкальных произведений всегда должно быть художественным, главное – не допускать искажения замысла композитора (если музыка имеет автора). Так, нельзя менять темп произведения, произвольно акцентировать сильные доли такта, повторять музыкальные фразы, вводить паузы и т.д. всё это нарушает целостность произведения, его характер и содержание, снижают художественные качества. Грамзапись можно применять, если педагог умело пользуется техникой и придерживается нормального хода работы с детьми без лишней суеты и пауз.

Важно помнить,что недопустимо выполнять физические упражнения вне ритма и темпа, а также уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками.

Если утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника. В прохладное время надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое – снизить. В этом случае гимнастику лучше делать без сопровождения музыки.

Все элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных). Только при этом условии использование музыкального сопровождения при ОРУ будет эффективным.

Что касается подвижных игр, то под музыку чаще всего проводятся игры с ходьбой, бегом («Медведь и дети», «Лошадки»), подскоками («Козочки и волк». «Птички и автомобиль» и др.).

Музыка помогает лучше организовать занятия, повысить их плотность.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных