ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как музыка воздействует на человеческую душу? Каким должен быть музыкант, чему должен служить он своим искусством?А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасному: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гайден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием». Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музыки очищается душа его от зависти. И только тут герой начинает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт отравлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «нового Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррациональная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери». Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом. А.П. Чехов — рассказ «Скрипка Ротшильда». В этом рассказе автор размышляет о покаянии и связи искусства с жизнью, с душой человека. У гробовщика Якова внезапно умирает жена, старуха Марфа. Его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращении с ней, в конце концов сам тяжело заболевает и впервые задумывается о своей жизни. В душе его рождаются вопросы, ответов на которые он не находит: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?», «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?», «…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?». По мысли писателя, такие вопросы задает человеку не только сама жизнь, но и искусство. Герой «Скрипки Ротшильда» не просто мастеровой. Это человек, наделенный музыкальным даром. Он играет на скрипке. Яков не боится смерти, лишь осиротевшая скрипка вызывает в нем чувство сожаления. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию, в которой отражены все переживания, завладевшие его душой. И единственным его слушателем становится еврей Ротшильд, человек, которого он ненавидел. Музыка вызывает слезы и у Якова, и у Ротшильда. Скрипка становится символом духовного единства людей, внешне далеких, разобщенных. И перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — отношение к еврею — он ещё может искупить, а несчастная жизнь жены и её смерть как избавление от несчастий — это навсегда остается на его совести. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Ротшильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства. К.Г. Паустовский — рассказ «Беглые встречи». Автор рассказывает о своем случайном знакомстве с композитором, о том, каким необыкновенным человеком тот оказался — «золотой отблеск бросает на нас искусство». К.Г. Паустовский — рассказ «Корзина с еловыми шишками». Это рассказ о композиторе Эдварде Григе, о том, как он посвятил одно свое произведение юной девочке, сделав ей такой подарок, который в известном смысле определил всю ее дальнейшую жизнь. К.Г. Паустовский — рассказ «Избушка в лесу». Автор размышляет о том, что музыка способна достучаться до любой души и пробудить ее. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|