ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способности: виды и характеристика Талант одаренность гениальностьВсякая деятельность требуетотчеловекаобладанияспецифическимикачествами, определяющимиегопригодностькнейиобеспечивающимиопределенныйуровеньуспешностиеевыполнения. В психологии этииндивидуально-психологическиеособенностиназываютспособностямиличности, причемвыделяюттолькотакиеспособности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Вселюдиспособныкпрямохождениюиосвоениюречи, однакоксобственноспособностямонинеотносятся: первая — попричиненепсихологичности, вторая — попричинеобщности. Способности — этоиндивидуально-психологическиеособенности, имеющиеотношениекуспешностивыполнениякакой-либодеятельности, несводимыекзнаниям, навыкамиумениямличности, нообъясняющиебыстротуилегкостьихприобретения. Способности играютнемаловажнуюрольвдостижениипоставленнойцели. Уодногоитогожечеловекамогутбытьразныеспособности, нооднаизнихможетбытьболеезначительной, чемдругие. Втожевремяуразличныхлюдейнаблюдаютсяодниитежеспособности, норазличающиесяпоуровнюразвития. Выделяют три типа способностей: § художественный — характеризуетсяотносительнымпреобладаниемпервойсигнальнойсистемывпсихическойдеятельностичеловека. Перваясигнальнаясистемабазируетсянаощущенияхивосприятиях, илюди, укоторыхпреобладаетэтасистема, обладаютхудожественными, музыкальными, литературнымиспособностями; § мыслительный — характеризуетсяотносительнымпреобладаниемвторойсигнальнойсистемы. Те, укогопреобладаетвтораясигнальнаясистема, базирующаясянаречи, относятсякмыслительномутипулюдей; § промежуточный (средний) тип — характеризуетсяпримерноравнымсоотношениемдвухсигнальныхсистем. Современныенаучныеданныепоказывают, чтопреобладаниетойилиинойсигнальнойсистемызависитотработоспособностиполушарийголовногомозга: телюди, укоторыхболееразвитоправое (образное) полушариемозга, болееэмоциональны, открыты, унихлучшеразвитывоображение, образноемышление; телюди, укоторыхболееактивнолевое (словесно-логическое) полушариемозга, отличаютсярассудительностью, рациональностью, таккаквэтомполушариинаходятсяцентрылогическогомышления, счетаиписьма; умногихлюдейработаправогоилевогополушарийсбалансирована
Отечественныеизарубежныеученыепредлагаютвыделятьспособностипонаправленностииспециализации. Способности по направленности всвоюочередьподразделяютсянадвегруппы: § общиеэлементарные — способности, присущиевсемлюдямвразнойстепени. Этоспособностиощущать, запоминать, воспринимать, мыслить; § сложные — способностиктруду, учебе, общению. Основыспособностейзаложеныгенетически — ввидезадатков (рис. 1). Вструктуруспособностейвходятобщие, специальныеигрупповыеспособности. Последниегруппируютсяиразвиваютсянабазезадатков, общихиспециальныхспособностей. В 16-18 лет, когдапроисходитвыборпрофессии, структураспособностейличностименяется, проявляютсяпрофессиональныеспособности, которыезавершают «конус». «Конусспособностей» формируетсявнаправленииснизувверх, аихразрушениепроисходитвпротивоположномнаправлении. Рис. 1. «Конусспособностей»: 1 — задатки; 2 — общиеспособности; 3 — специальныеспособности; 4 — групповыеспособности; 5 — профессиональныеспособности Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|