Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способности: виды и характеристика Талант одаренность гениальность




Всякая деятельность требуетотчеловекаобладанияспецифическимикачествами, определяющимиегопригодностькнейиобеспечивающимиопределенныйуровеньуспешностиеевыполнения. В психологии этииндивидуально-психологическиеособенностиназываютспособностямиличности, причемвыделяюттолькотакиеспособности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Вселюдиспособныкпрямохождениюиосвоениюречи, однакоксобственноспособностямонинеотносятся: первая — попричиненепсихологичности, вторая — попричинеобщности.

Способности — этоиндивидуально-психологическиеособенности, имеющиеотношениекуспешностивыполнениякакой-либодеятельности, несводимыекзнаниям, навыкамиумениямличности, нообъясняющиебыстротуилегкостьихприобретения.

Способности играютнемаловажнуюрольвдостижениипоставленнойцели. Уодногоитогожечеловекамогутбытьразныеспособности, нооднаизнихможетбытьболеезначительной, чемдругие. Втожевремяуразличныхлюдейнаблюдаютсяодниитежеспособности, норазличающиесяпоуровнюразвития.

Выделяют три типа способностей:

§ художественный — характеризуетсяотносительнымпреобладаниемпервойсигнальнойсистемывпсихическойдеятельностичеловека. Перваясигнальнаясистемабазируетсянаощущенияхивосприятиях, илюди, укоторыхпреобладаетэтасистема, обладаютхудожественными, музыкальными, литературнымиспособностями;

§ мыслительный — характеризуетсяотносительнымпреобладаниемвторойсигнальнойсистемы. Те, укогопреобладаетвтораясигнальнаясистема, базирующаясянаречи, относятсякмыслительномутипулюдей;

§ промежуточный (средний) тип — характеризуетсяпримерноравнымсоотношениемдвухсигнальныхсистем.

Современныенаучныеданныепоказывают, чтопреобладаниетойилиинойсигнальнойсистемызависитотработоспособностиполушарийголовногомозга: телюди, укоторыхболееразвитоправое (образное) полушариемозга, болееэмоциональны, открыты, унихлучшеразвитывоображение, образноемышление; телюди, укоторыхболееактивнолевое (словесно-логическое) полушариемозга, отличаютсярассудительностью, рациональностью, таккаквэтомполушариинаходятсяцентрылогическогомышления, счетаиписьма; умногихлюдейработаправогоилевогополушарийсбалансирована

 

Отечественныеизарубежныеученыепредлагаютвыделятьспособностипонаправленностииспециализации.

Способности по направленности всвоюочередьподразделяютсянадвегруппы:

§ общиеэлементарные — способности, присущиевсемлюдямвразнойстепени. Этоспособностиощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;

§ сложные — способностиктруду, учебе, общению.

Основыспособностейзаложеныгенетически — ввидезадатков (рис. 1). Вструктуруспособностейвходятобщие, специальныеигрупповыеспособности. Последниегруппируютсяиразвиваютсянабазезадатков, общихиспециальныхспособностей. В 16-18 лет, когдапроисходитвыборпрофессии, структураспособностейличностименяется, проявляютсяпрофессиональныеспособности, которыезавершают «конус». «Конусспособностей» формируетсявнаправленииснизувверх, аихразрушениепроисходитвпротивоположномнаправлении.

Рис. 1. «Конусспособностей»: 1 — задатки; 2 — общиеспособности; 3 — специальныеспособности; 4 — групповыеспособности; 5 — профессиональныеспособности






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных