Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задатки как природные предпосылки способностей




развитиеспособностидолжноиметькакое-то “начало”, точкуотсчета. Задатки — этоприроднаяпредпосылкаспособности, анатомо-физиологическиеособенности, лежащиевосноверазвитияспособностей. Нетспособностей, каквнедеятельности, такивнезадатков. Задаткиврожденныистатичнывотличиеотдинамическихспособностей. Задатоксампосебенеопределен, ниначтоненаправлен, многозначен. Онполучаетсвоюопределенность, толькобудучи, включеннымвструктурудеятельности, в динамикуспособности.

Возможно, изкакого-топриродногозадаткаучеловекаразовьются, например, математическиеспособности, авозможно — другие. Проблемавтом, чтовопрекирасхожимиупрощеннымбытовымпредставлениям, вчеловеческоммозгенесуществуетоднозначнойичеткойлокализациивысшихпсихическихфункций. Изодногоитогожефизиологического “материала” могутразвитьсяразныепсихологическиеспособности. Этоопределеннонаправленностьюличностиирезультативностьюдеятельности.

Учеловекаимеетсямножествосамыхразныхспособностей: элементарныеисложные, общиеиспециальные, теоретическиеипрактические, коммуникативныеипредметно-деятельностные.

Способностичеловеканетолькосовместноопределяютуспешностьдеятельностииобщения, ноивзаимодействуютдругсдругом, оказываядругнадругаопределенноевлияние. Взависимостиотналичияистепениразвитостиотдельныхспособностей, ониприобретаютспецифическийхарактер.

адатки как природные предпосылки способностей
Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных особенностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности (чаще группы, целого куста профессий, специальностей, видов трудовой активности и т. д.). Эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.Рассмотрим соотношение между способностями и задатками на конкретном примере. Так, к числу врожденных задатков относится необычайно тонкое обоняние - особо высокая чувствительность обонятельного анализатора. Является ли это какой-либо способностью? Нет, ведь всякая способность - это способность к чему-то, к какой-либо конкретной человеческой деятельности или ряду деятельностей. В противном случае само слово "способность" становится бессмысленным. Поэтому подобная особенность нервно-психической организации человека остается безликим задатком. Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, связанные с изощренными обонятельными ощущениями, исторически сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и получит ли он в условиях этой деятельности возможности для развития указанных задатков. Но если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужны именно особо тонкие обонятельные ощущения, и если данный конкретный человек имеет соответствующие природные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить у себя соответствующие способности. Например, есть редкая и ценная профессия - парфюмеры, которые могут быть названы "композиторами ароматов". В стране их немного - около тридцати человек. Основная их задача создавать оригинальные ароматы, подготовляя серийный выпуск новых сортов духов. Разумеется, профессиональные способности этих людей представляют собой результат развития задатков, которые заключаются в особенностях строения и функционирования обонятельного анализатора. Но сказать про одного из представителей этой профессии: "Он прирожденный парфюмер" - можно, только выражаясь, что называется, фигурально, так как мозг его не содержит предопределения жизненного пути, профессии, способностей. Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью В области изучения природы и сущности задатков наука делает первые шаги. Негативный материал, относящийся к указанной проблеме, пока преобладает над позитивным - имеется гораздо больше научных данных о дефектах задатков, чем о структуре их продуктивных проявлений. Так, целый ряд тяжелых врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалий мозга (олигофрения) выступает как почти необратимый дефект задатков, становящийся тормозом развития способностей.
В настоящее время можно говорить о большей или меньшей продуктивности гипотез о сущности природных предпосылок развития способностей. Не подтвердилась высказанная Ф. Галлем гипотеза о существовании связи между отдельными анатомическими особенностями мозга и отдельный способностями. В основе учения Галля лежала мысль, что все человеческие способности, все качества "ума" и "сердца" имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень развития этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. А так как, по убеждению Галля, кости черепа должны точно соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, то одного взгляда на череп человека или простого ощупывания "шишек" головы якобы достаточно, чтобы определить способности человека. Галль составил специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков и каждому из них соответствовало определенное психическое качество.
Представление о том, что такие сложные психологические особенности, как способности, могут локально размещаться в определенных участках мозга, отражало ранний этап физиологических и психологических знаний и было начисто отвергнуто в дальнейшем. Современная физиология свидетельствует, что в коре мозга локализуются многочисленные психические функции. Предполагают, например, что центр речевых движений располагается в задней части третьей лобной извилины левого полушария, центр понимания речи находится в другом месте - задней трети верхней височной извилины того же левого полушария. И если принять во внимание, что человеческая речь - результат сложного взаимодействия ряда отделов мозга, то нет оснований предполагать, что способности человека, связанные с речевой деятельностью, могут быть строго локализованы в одном каком-нибудь участке мозга.Оказалась несостоятельной гипотеза о зависимости задатков от размеров мозга, его массы и веса. Мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 граммов. Мозг И. С. Тургенева имел вес 2012 граммов, мозг Д. Байрона несколько меньше - 1800 граммов, аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако мозг знаменитого химика Ю. Либиха имел вес 1362 грамма; писателя А. Франса - всего 1017 граммов. Вскоре выяснилось, что самый большой и тяжелый мозг оказался у человека, не только ничем не выдающегося, но просто умственно неполноценного. Не подтвердились предположения и о том, что задатки человека определяются числом извилин мозга. В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную ткань одаренного человека. Значительной достоверностью обладают также гипотезы, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностями нервных процессов (различиями по их силе, уравновешенности и подвижности) и тем самым с типами высшей нервной деятельности.Особая чувствительность нервной системы (т. е. ее слабость) может выступать как некий задаток, на основе которого будут развиваться способности, связанные с такими видами трудовой деятельности, где требуется высокая реактивность, впечатлительность, своего рода тонкость душевной организации. Здесь отчетливо заметна специфика личности человека. Если животное, имеющее слабый тип нервной системы, в условиях борьбы за существование, характерной для среды, управляемой законами биологии, обнаруживает свою неприспособленность и инвалидность, то человек, принадлежащий к слабому типу, в общественно-исторических условиях существования при обычных жизненных обстоятельствах не остается "инвалидом". Более того, развивающиеся на этой физиологической базе способности могут создать для него особо благоприятные возможности существования и развития. Указанные особенности относятся к чертам и проявлениям общего типа высшей нервной деятельности. Однако еще большей вероятностью обладают гипотезы, которые связывают природные предпосылки способностей с так называемыми парциальными (частными) особенностями нервной системы, т. е. своеобразием типологических свойств, проявляющихся у одних в зрительной, у других в слуховой, у третьих в двигательной сфере. Легко понять, что типологические различия по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, проявляющиеся, например, в двигательной сфере, могут в различной степени отвечать требованиям того или иного вида спорта и выступать как предпосылки к развитию соответствующих спортивных способностей.Тот факт, что природные предпосылки способностей - задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам. Вместе с тем гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностейСерьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречат и научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента появления человека современного типа, т. е. кроманьонца, жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации - развитие человека управляется общественно-историческими законами. И поэтому развитие способностей не может быть подчинено законам биологической наследственности.природныепредпосылкиспособностисостоятвповышеннойчувствительностиопределенныханализаторовквнешнимвоздействиям. Вследствиеэтогомузыкальныеилизрительныевпечатлениядоставляютособуюрадость, какизанятиясоответствующейдеятельностью. Решающеезначениеимеютпервыепробысилвобластях, которымсоответствуютвысокиесенсорно-моторныекачестваисклонности.Инымисловами, под задатками следуетпониматьпервичнуюприроднуюосновуспособности, ещенеразвитую, нодающуюсебязнатьприпервыхпробахдеятельности.Задаткинесутвсебевозможностидляразвитияспособностейвпроцессеобучения, воспитанияитрудовойдеятельности.Врожденныеспособностимозганепосредственнопроявляютсяв типологическихособенностях человека, которыеизменяютсявпроцессежизнедеятельности.Типологическиеособенности, обнаруживаемыеоченьраноуребенка, иявляютсязадатками, илипервичнымиприроднымисвойствами. Типологическиеособенностиимеютмногогранноезначение. Онисоставляютприродныепредпосылкиспособностейихарактера. Особенностиобщихтиповоказываютвлияниенаобразованиеспособностей.Задаткипреждевсегопроявляютсявсклонностяхкопределенномувидудеятельности (специальныеспособности) иливповышеннойлюбознательностиковсему (общаяспособность).

Склонности – этопервыйинаиболеераннийпризнакзарождающейсяспособности. Склонностьпроявляетсявстремлении, тяготенииребенка (иливзрослого) копределеннойдеятельности. Этостремлениезамечаетсядовольнорано, увлечениедеятельностьюпроисходитдажевнеблагоприятныхусловияхжизни. Склонностьсвидетельствуетоналичииопределенныхприродныхпредпосылоккразвитиюспособностей.

Нарядусистиннойсклонностьюимеетсяи ложная (мнимая). Приистиннойсклонностиможнонаблюдатьнетольконеодолимоетяготениекдеятельности, ноибыстроепродвижениекмастерству, достижениезначительныхрезультатов. Приложной, илимнимой, склонностиобнаруживаетсяилиповерхностное, частосозерцательноеотношениекчему-либо, илижедеятельноеувлечение, носдостижениемпосредственныхрезультатов. Чащевсеготакаясклонностьбываетследствиемвнушенияилисамовнушения, иногдатогоидругоговместе, безналичияпотенциальныхвозможностейразвития.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных