![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Самосовершенствование личности в системе современного образованияСамосовершенствование — естьактивная, целеустремленнаядеятельностьчеловекапосистематическомуформированиюиразвитиюусебяположительныхиустранениюотрицательныхкачеств, основойкоторойявляетсясовершенствованиеимеющихсяпрофессиональныхзнаний, уменийинавыков. Возрастанияролисамосовершенствованияличности, какпоказываютисследования, происходитпоследующимпричинам. 1. Стремительноеразвитиеэлектронныхисточниковинформации, всеболееширокоеиспользованиедляобучениякомпьютеров, системыИнтернета. Электронныесредстваинформациипозволяютдоставлятьеевлюбоеместоивлюбоевремя. Втакихновейшихсистемахобразования, основанныхнаэлектронныхисточникахинформации, какдистанционноеобучение, интернет-образование, непосредственноеобщениепреподавателясобучаемымсводитсядоминимумаирезковозрастаетрольсамогообучаемоговвыборенаправления, темповисроковобучения. Витогепроцессобразованиявзначительноймерспревращаетсяв самообразование. 2. Лавинообразныйростобъемовинформациивовсехобластяхчеловеческойжизнедеятельности, еепостоянноеибыстроеобновление. Всвязисэтимрезкосократились «срокигодности» образования, выяснилось, чтоонопредставляетсобой «скоропортящийсяпродукт» ивозникланеобходимостьегопостоянногообновления. Еслираньше 20 летучебычеловекухваталона 40 летпрофессиональнойдеятельности, тотеперьзапасапрофессиональныхзнаний, полученныхвшколе, едвахватаетнанескольколет. Вместопринципа «образованиенавсюжизнь» педагогикаипсихологиясталируководствоватьсяпринципом «образованиечерезвсюжизнь», причемглавнойегоформойстановится самосовершенствование. 3. Необходимостьнепрерывного, самостоятельногообразованиядиктуетсясегоднятакжеистремительнымитемпамитехническогопрогресса, усиливающейсяконкуренциейнарынкахтоваровиуслуг, требующейпостоянногообновлениявыпускаемойпродукции. Так, японскаяфирма «Тойота» втечениетолькоодноюднявноситвсреднем 20 измененийвсвоюпродукцию. 4. Нарядусразвитиемсистемыосновного — общегоиспециальногообразования — усиливаетсясистемадополнительногообразования, повышенияквалификацииипереквалификацииработников. Работаэтихобразовательныхструктуррассчитанавосновномнаконтингентыобучающихсябезотрываотпроизводстваиориентированаглавнымобразомнаорганизациюихпрофессионального самосовершенствования, самообразования. 5. Инаконец, самообразование и самосовершенствование сегоднявсевбольшейстепениперемешаетсянепосредственнонасамопроизводствоиосуществляетсяизоднявденьсамимиработникаминасвоихрабочихместахвнекакихбытонибылоспециализированныхобразовательныхструктурподруководствомсосторонысвоихнепосредственныхменеджеров, которыевсевбольшейстепенисамистановятсяпсихологами, педагогамиивоспитателямисвоихподчиненных. Психолого-педагогическиефункциисточкизрениясовременногопроизводственногоменеджментавыступаютвкачествеоднойизважнейшихпрофессиональныхобязанностейруководителялюбогоуровня. Так, японскиеучебникипоменеджментусегодняназываютсятак: «Менеджмент, которыйоживляетчеловека», «Менеджмент, создающийчеловека», «Менеджмент, глубокозаглядывающийвчеловека» ит.п. Причем, конечно, вэтихусловияхвсеобщегоинепрерывногообучениялюбойруководительсовременногопроизводствасвоюпервейшуюзадачувидитвпостоянномсамообучении, самосовершенствовании иливсамоменеджменте. Дальновидныеисследователипредвиделивозможностьподобногокачественногосдвигаворганизациипроцессавстановлениичеловеческойпсихикиужевначалепрошлоговека. Так, известныйнемецкийсоциолог Георг Зиммель (1859-1918) давалследующееопределениеобразованногочеловека: «Человекобразованный — тот. ктознает, гденайтито, чтооннезнает». Перспектива «пожизненногообучения», которуюпреподноситнамразвитиесовременногообщества, можетпоказатьсякакмногообещающей, такиотчастигрустной. Ипосколькуизменитьздесьчто-либомыневсилах, остаетсятольковспомнитьироничноесуждениепоэтомуповоду, высказанноеещебессмертнымКозьмойПрутковым: «Векживи — векучись! Иты, наконец, достигнешьтого, чтоподобномудрецу, будешьиметьправосказать, чтоничегонезнаешь». Ноеслиподобныйфиналнашегосамосовершенствованиянеизбежен. тоследуетпридатьхотябынекоторуюупорядоченность, организованностьсамомупроцессудвижениякнему. Здесьнам, очевидно. опятьтакиследуетоперетьсянастольжеглубокомысленноеутверждениетогожеавтораотом. что: «нельзя объять необъятное». Этамаксимаподталкиваеткмысли, чтовпроцессесамосовершенствованиянужнопреждевсегоразумноограничитьпределысвоейактивности, поставивпередсобойтакиереальныецели, которыесоответствовалибынашимспособностямивозможностям. Такаяцельбудетиметьхарактер представлении об идеале образцового работника, профессионала, мастерасвоегодела, которыйвпринципе. каквсякийидеал, недостижим, нокоторыйтемнеменеепризванвыполнятьзадачуупорядочивающего, организующегоначала, конечнойцеливсейнашейдеятельностипосамосовершенствованию. Каковжедолженбытьэтотидеал, чтобыповозможностисоединятьвсебепротиворечивыечертыидеальностииреальности? Всовременнойпсихолого-педагогическойлитературеэта целевая модель совершенного работника, специалиста, достигшего вершин или акте, как говорили древние греки, изображаетсяввидеперечняхарактерныхчерт, безналичиякоторыхсегоднянельзяпредставитьэффективногоработника. Средихарактеристиктакогоидеальногопрофессионала, мастерасвоегоделанаиболеечастоуказываетсяследующаясовокупностькачеств, которыемогутбытьподразделенынадваблока: личностных и профессиональных качеств. Личностные качества, присущиелюдям, достигшимвершинпрофессиональногомастерства, которыеотличаютихотлюдей, находящихсянаболеенизкомуровнеразвития: 1. энергичность, означающая, чтоидеальныйработникотличаетсявысокойактивностью, трудоспособностью, неутомимостью: онполонжеланиядобитьсяуспехакаквсвоейпрофессиональнойдеятельности, такивличнойжизни. Этокачествоможетхарактеризоватькакэффективногорядовогоработника, такируководителя. Ноодногоэтогокачестванедостаточно, особеннодляруководителя. постоянноимеющегоделослюдьми, побуждающегоихккачественномутруду. Поэтомусредиличностныхкачествидеальногоработникауказываюттакже 2. коммуникабельность, т.е. желание, готовностьвестизасобойдругих, умениебратьнасебяответственностьзадругих, анетолькозасебя. Дляруководителяэтокачествоявляетсянепростооднимизмногих, аглавнымегопризнаком, определяющимэффективностьвсейегодеятельности; 3. твердость воли - ещеоднонеобходимоекачествоэффективногоработника, подкоторымпонимаетсяумениепроявитьтвердостьипоследовательностьнетольковсобственномделе, ноиспособностьвнушитьуверенностьсомневающимся, безчегоневозможноубедитьлюдейвправильностиизбранныхцелейидобитьсярезультата; 4. честность, порядочность, нравственныекачества; этоозначает, чтообразцовыйработник, какойбыпостоннизанимал, долженотличатьсяединствомсловаидела; безэтогокачестваневозможнообеспечитьдовериелюдей, возможностьсотрудничествасними. ВСводеиз 10 заповедей, предложенныхвнашидниРусскойправославнойцерковьюкакдляначальников, такидлярядовыхтружеников, предлагаютсяследующиенравственныенормы: § присваиваячужоеимущество, пренебрегаяимуществомобщим, невоздаваяработникузатруд, обманываяпартнера, человекпреступаетнравственныйзакон, вредитобществуисебе: § вконкурентнойборьбенельзяупотреблятьложьиоскорбления, эксплуатироватьпорокиинстинкты. 5. незаурядный уровень интеллекта. Ондолженуметьсобирать, анализироватьбольшиеобъемыинформацииииспользоватьеекакдлярешенияпроблемсвоейорганизации, такидляличногосамосовершенствования. Конечно, перечисленныекачествавзначительнойстепенипредопределеныукаждогочеловеканабиологическом, генномуровне, ноонивсежемогутвтойилиинойстепеникорректироваться, развиваться, усиливатьсявтечениежизничеловека, еготрудом, волей, стремлениемксамосовершенствованию. Нокромеперечисленных личностных качеств, эффективныйработникдолженобладатьещеинекоторойсовокупностью профессиональных знаний, уменийинавыков. Еслиличностныекачестваобразцовогоработникауниверсальны, болееилименеесходныуработниковвсехкатегорий, топрофессиональныепризнакиспецифичныупредставителейкаждойпрофессии, каждойспециальности. Общеемеждуэтимидвумяблокамикачествсостоитлишьвтом, чтоониводинаковойстепенинуждаютсявпостоянномсовершенствованиииразвитии. Общееженаправлениетакогоразвитиядлякаждойпрофессииустанавливаетсягосударственнымистандартамиспециальногообразования. которыеустанавливаютпереченьспециальныхзнанийиумений, покаждойспециальности. Конечно, уфизика, биолога, инженера, менеджераэтотпереченьоказываетсянеодинаковым. Новравнойстепенипрофессионаломвысокоюклассаможностатьлишьприусловииовладенияобоимиэтимиблокамикачеств: личностным и специальным. Всвязисвыделениемкачествобразцовогоспециалиста, образцовогоработникаследуетвзаключениерассмотренияэтоговопросасделатьодносущественноезамечание: наличиевсегокомплексаличностныхипрофессиональныхкачествуработникасоздаетвозможность. ноотнюдьещенегарантируетемуобязательногоуспехавегодеятельности. Многоевпрактическойдеятельностизависитотуменияиспользоватьсвоиспособностиприменительнокконкретнойпроизводственнойилижизненнойситуации. Учет особенностей конкретной ситуации является важнейшим требованием к современному эффективному специалисту. Определивтакимобразомдвуединуюцельсамосовершенствования, учитываяусловияуспешногоприменениясвоихспособностей, неменееважноправильновыбрать пути, способы, методы, достижения поставленной цели. Каждыйземледелец, преждечемначатьчто-либосеять, пытаетсявыяснить, скакойземлейонимеетдело, чтоможетнанейвырасти, ачтонет. Точнотакжеилюбойчеловек, преждечемприступитьксложномуделусамосовершенствования, долженначатьссоставлениясвоегородареестрасвоихфизическихипсихическихкачеств, своихвозможностейисвоихограниченийили. какговорятпсихологи. с самоанализа или самопознания. Самопознание - этооценкачеловекомсамогосебя, этоосознаниесвоихинтересов, мотивовповедения. Трудностьэтойзадачисвязанастем, чтоонапредполагаетпопыткупосмотретьнасвойвнутренниймиркакбысостороны, попыткусоединитьсубъектиобъектнаблюдения. Поэтомурезультатысамоанализавсегдаоказываютсяневполнеточными. Темнеменее, какизвестноизисториифилософии, великий Сократ считалсамопознаниеосновойвсейчеловеческойнравственностиимудрости. Однакозадачаэтаоказываетсянастолькосложной, чтоона, пожалуй, сравнималишьстой, скоторойстолкнулсябаронМюнхгаузен, попаввместесконемвглубокоеболото. Правда, какизвестноизегоповествований, он, схвативсебязаволосы, сумел-такивытащитьизболота, нетолькосебя, ноиконя. Намжеврезультатесамонаблюдениянужноизвлечьизглубинпсихикискрытыевнейкачества, причемгак. чтобыитогинашейработывызывалинесколькобольшеедоверие, чемописаниеподвиговзнаменитогонемецкогобарона. Чтоженужноделать, чтобыполучитьболееилименее объективные результаты анализасвоихсобственныхфизическихипсихическихкачеств? Специалисты-психологисчитают, чтодляэтогонужноиспользоватьследующиерекомендуемыенаукойприемы: 1. первыйизних — повозможностибеспристрастнооценитьнакопленныйпрофессиональныйижизненныйопыт. Такаяоценкатакилииначедастответнавопросионашихсильныхкачествах, например, такихкакактивность, честность, готовностькриску, общительность, стремлениекповышениюсвоегосоциальногостатусаит.п., атакжеонашихслабостях, такихкакнедостаточнаяэнергичность, нежеланиерисковать, боязньновогоит.п. Чембогачевашжизненныйопыт, разнообразнеетрудоваядеятельность, тембольшематериалабудетввашемраспоряжении, чтобыдатьсамомусебеправдивую, анеприукрашеннуюсамооценку. Помнению И.В. Гете, «человекзнаетсамогосебялишьпостольку, посколькуонзнаетмир». Однакоспомощьютолькоэтогоприематруднодобитьсяполнойобъективностирезультатовсамоанализа. Поэтомупсихологирекомендуютидругиеметодысамопознания, втомчисле: 2. тестирование, тренинги, деловыеигры. Спомощьюэтихприемов, которыеполучаютвсебольшеераспространениевкачествеметодовобучения, контроляисамопознания, можнодобитьсяболееобъективныхрезультатов. Этисредствасегодняширокоприменяютсядляопределенияпсихофизическиххарактеристик. знаний, опыта, уменийиспытуемого. Так, широкоизвестнытесты, включающиенесколькосотенвопросовинаихосновеопределяющиеуровеньинтеллекта (например, широкоизвестныйтестуровняинтеллектаанглийскогопсихолога Ганса Айзенка идр.). (Ноиэтиметоды, каксчитаютпсихологи, всеженеявляютсяполностьюнадежными); 3. поэтомуважентакжеиучетмненийдругихлюдейонашихсильныхислабыхсторонах, особенномненийтех, ктознаетнасмноголет: родственников, друзей, товарищейпоработе: 4. инаконец, результатысамопознаниябудутнаиболеенадежными. еслионибудутпостояннопроверяться, дополняться, уточняться, корректироватьсявходеповседневнойтрудовой, познавательной, общественнойдеятельностичеловека. «Какможнопознатьсамогосебя? — спрашивалГетеиотвечал: — Благодарясозерцаниюэтовообщеневозможно, оновозможнотолькоприпомощидействия. Пытайсяисполнитьсвойдолг, итогдатыузнаешь, чтовтебезаключено». Конечно, длятогочтобысерьезнозанятьсяэтойнелегкойработой. нужнохорошоосознатьеезначимость. Необходимопомнить, чтоустановканавысокуюценностьсамопознанияявляетсяоднойизцентральныхнетольковзападной, начинаяс Сократа, ноиврусскойкультурнойтрадиции. Уместнотакженапомнить, чтооднаизглавныхидейхристианства, котораяособенноотчетливозвучитвправославии, состоитвубеждении, что «царство Божие находится внутри нас». Смыслвсейработычеловекапосамопознаниюрусскиемыслителииздавнавиделивтом, чтобынайтинаилучшеесоответствиемеждутемиспособностями, талантами, которымиобладаеткаждыйчеловек, итемиреальнымиусловиямиихразвития, совершенствования, которыеданыемусудьбой, условиямиегореальнойжизни. Работаэтавесьманапряженная, многотрудная, поройдажетрагическая. Новпоискеиреализациитакойгармониимеждуличнымиспособностямииреальнымивозможностями, согласнотрадициирусскогосамосознания, состоит высший смысл человеческой жизни. Наосноверезультатоввсестороннейсамооценкиислагаетсяболееилименееточнаякартинанашихотрицательныхиположительныхкачеств, тагитогсамопознания, которыйиможетбытьположенвоснову плана самосовершенствования. Четкое планирование — ещеоднаважнаяпредпосылкауспешногосамосовершенствования. Еслипритрадиционныхформахобразованиязадачупланированиявыполнялаглавнымобразомшкола, товусловияхсамообразованияпланированиестановитсясобственнойзадачейобучающегося. Планированиепредставляетсобойсвоеобразныйпроектразмещенияпроцессовтруда, учебы, другихформдеятельностивовременинаболееилименеепродолжительныйпериод: отодногодняидовсейжизничеловека. Основнойцельюпланированияявляетсяобеспечениерациональногоиспользованияличноговремени. Установлено, чтоувеличениевремени, затрачиваемогонасампроцесспланирования, приводитвитогекзначительнойэкономиивременивцелом. Какпоказываетопыт, альтернативойпланированиюможетбытьтолькобеспорядок, неразберихаихаос, каквобщественной, такивличнойжизни. Планированиевключаетвсебярядэтапов: Работапосоставлениюплана — видработы, которыйтакилииначеприсутствуетвлюбойчеловеческойдеятельности, втомчислеивдеятельностипосамосовершенствованию; этоцелыйнабордействийиопераций, средикоторыхособоезначениеимеюттакие, какисследованиезатратвременинаотдельныевидыпланируемыхдел, консультациислюдьми, имеющимизначительныйопытпланирования. разработкасамогоплана. Планированиеличноготруда, обученияпредставляетсобойцелуюсистему, включающуювсебярядподсистем: долгосрочныепланы, конкретизирующиеихсредне- икраткосрочныепланы. Планированиеначинаетсяссоставлениядолгосрочногоплана, которыйможетохватыватьнескольколетидажевсювашужизнь. Всреднесрочныхпланах, составляемыхнапериодотодногогодадоодногомесяца, планируются, какправило, мероприятия, проводимыерегулярновкаждомгодуиливкаждоммесяце, краткосрочныепланы — этопланынасегодня-завтра, охватывающиевремяотодногодняидонедели. Всеэтивидыличныхпланов, конечно, должнысоответствоватьдругдругу. Обязательныйкомпонентэтойсистемы — контроль, проверкарезультатов, сопоставление «план-факт». Причемделатьэтонужнопоистечениикаждогоплановогопериода. Важнотакжеобязательнооставлятьрезерввремени: приэтомрекомендуетсясоблюдатьправило: 60: 40, т.е. планомдолжнобытьохваченотолько 60% времени, аостальные 40% следуетотвестикакрезервдлявозникновениянеожиданныхдел. Впротивномслучае, выможетепопастьвтрагикомическуюситуацию, вкоторойоказаласьоднабизнес-леди, когдаеемужслучайнообнаружилвееежедневникеследующуюзапись: «Суббота, 23.00 — секссмужем». Успехработыпореализациипринятогоплана, какустановленоисследованиями, вомногомзависитотуменияклассифицироватьнамеченныезадачипостепениихважности, т.е. отуменияучитывать, чтоневседела, которыеувасесть, одинакововажны, такжекакневсеветвияблониприносятодинаковыеплоды; принциппланирования, требующийвыстраиваниявсехделностепениихважности. иногданазываютпринципомАВС. этимибуквамиобозначаюттетриважнейшихдела, которыесегоднянужновыполнитьвпервуюочередь, отодвинувнавторойпланвсеостальные. Необходимотакжеежедневнопланироватьсвойрабочийдень, каждоеутроопределяяпереченьзадачидействий. Причемэтотсписокдолженбытьреалистичным, посильныминевключатьвсебяболеепяти-семидел. Начинатьеговыполнениеследуетвсегдасделкатегории АВС. Важнопостояннопомнить, чтоглавнаяцельпланирования — конкретныйрезультат. Поэтомудолженвестисьпостоянныйконтрольитоговирезультатовпланированиякакпосрокам, такипокачеству. Научившисьпланировать, человексможетизменитьклучшемунетолькосвою карьеру, ноисвоюжизнь, достигнутьвысшегоуровнясамосовершенствования. Однакоиработапосамопознанию, ипланированиедеятельностипосамосовершенствованиюбудутпоставленыподугрозу, еслиодновременносэтимвынебудетеуделятьдолжноевниманиесвоемуздоровью, его психофизическому регулированию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|