Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самосовершенствование личности в системе современного образования




Самосовершенствование — естьактивная, целеустремленнаядеятельностьчеловекапосистематическомуформированиюиразвитиюусебяположительныхиустранениюотрицательныхкачеств, основойкоторойявляетсясовершенствованиеимеющихсяпрофессиональныхзнаний, уменийинавыков.

Возрастанияролисамосовершенствованияличности, какпоказываютисследования, происходитпоследующимпричинам.

1. Стремительноеразвитиеэлектронныхисточниковинформации, всеболееширокоеиспользованиедляобучениякомпьютеров, системыИнтернета. Электронныесредстваинформациипозволяютдоставлятьеевлюбоеместоивлюбоевремя. Втакихновейшихсистемахобразования, основанныхнаэлектронныхисточникахинформации, какдистанционноеобучение, интернет-образование, непосредственноеобщениепреподавателясобучаемымсводитсядоминимумаирезковозрастаетрольсамогообучаемоговвыборенаправления, темповисроковобучения. Витогепроцессобразованиявзначительноймерспревращаетсяв самообразование.

2. Лавинообразныйростобъемовинформациивовсехобластяхчеловеческойжизнедеятельности, еепостоянноеибыстроеобновление. Всвязисэтимрезкосократились «срокигодности» образования, выяснилось, чтоонопредставляетсобой «скоропортящийсяпродукт» ивозникланеобходимостьегопостоянногообновления. Еслираньше 20 летучебычеловекухваталона 40 летпрофессиональнойдеятельности, тотеперьзапасапрофессиональныхзнаний, полученныхвшколе, едвахватаетнанескольколет. Вместопринципа «образованиенавсюжизнь» педагогикаипсихологиясталируководствоватьсяпринципом «образованиечерезвсюжизнь», причемглавнойегоформойстановится самосовершенствование.

3. Необходимостьнепрерывного, самостоятельногообразованиядиктуетсясегоднятакжеистремительнымитемпамитехническогопрогресса, усиливающейсяконкуренциейнарынкахтоваровиуслуг, требующейпостоянногообновлениявыпускаемойпродукции. Так, японскаяфирма «Тойота» втечениетолькоодноюднявноситвсреднем 20 измененийвсвоюпродукцию.

4. Нарядусразвитиемсистемыосновного — общегоиспециальногообразования — усиливаетсясистемадополнительногообразования, повышенияквалификацииипереквалификацииработников. Работаэтихобразовательныхструктуррассчитанавосновномнаконтингентыобучающихсябезотрываотпроизводстваиориентированаглавнымобразомнаорганизациюихпрофессионального самосовершенствования, самообразования.

5. Инаконец, самообразование и самосовершенствование сегоднявсевбольшейстепениперемешаетсянепосредственнонасамопроизводствоиосуществляетсяизоднявденьсамимиработникаминасвоихрабочихместахвнекакихбытонибылоспециализированныхобразовательныхструктурподруководствомсосторонысвоихнепосредственныхменеджеров, которыевсевбольшейстепенисамистановятсяпсихологами, педагогамиивоспитателямисвоихподчиненных.

Психолого-педагогическиефункциисточкизрениясовременногопроизводственногоменеджментавыступаютвкачествеоднойизважнейшихпрофессиональныхобязанностейруководителялюбогоуровня. Так, японскиеучебникипоменеджментусегодняназываютсятак: «Менеджмент, которыйоживляетчеловека», «Менеджмент, создающийчеловека», «Менеджмент, глубокозаглядывающийвчеловека» ит.п. Причем, конечно, вэтихусловияхвсеобщегоинепрерывногообучениялюбойруководительсовременногопроизводствасвоюпервейшуюзадачувидитвпостоянномсамообучении, самосовершенствовании иливсамоменеджменте.

Дальновидныеисследователипредвиделивозможностьподобногокачественногосдвигаворганизациипроцессавстановлениичеловеческойпсихикиужевначалепрошлоговека. Так, известныйнемецкийсоциолог Георг Зиммель (1859-1918) давалследующееопределениеобразованногочеловека: «Человекобразованный — тот. ктознает, гденайтито, чтооннезнает».

Перспектива «пожизненногообучения», которуюпреподноситнамразвитиесовременногообщества, можетпоказатьсякакмногообещающей, такиотчастигрустной. Ипосколькуизменитьздесьчто-либомыневсилах, остаетсятольковспомнитьироничноесуждениепоэтомуповоду, высказанноеещебессмертнымКозьмойПрутковым: «Векживи — векучись! Иты, наконец, достигнешьтого, чтоподобномудрецу, будешьиметьправосказать, чтоничегонезнаешь».

Ноеслиподобныйфиналнашегосамосовершенствованиянеизбежен. тоследуетпридатьхотябынекоторуюупорядоченность, организованностьсамомупроцессудвижениякнему. Здесьнам, очевидно. опятьтакиследуетоперетьсянастольжеглубокомысленноеутверждениетогожеавтораотом. что: «нельзя объять необъятное». Этамаксимаподталкиваеткмысли, чтовпроцессесамосовершенствованиянужнопреждевсегоразумноограничитьпределысвоейактивности, поставивпередсобойтакиереальныецели, которыесоответствовалибынашимспособностямивозможностям.

Такаяцельбудетиметьхарактер представлении об идеале образцового работника, профессионала, мастерасвоегодела, которыйвпринципе. каквсякийидеал, недостижим, нокоторыйтемнеменеепризванвыполнятьзадачуупорядочивающего, организующегоначала, конечнойцеливсейнашейдеятельностипосамосовершенствованию. Каковжедолженбытьэтотидеал, чтобыповозможностисоединятьвсебепротиворечивыечертыидеальностииреальности?

Всовременнойпсихолого-педагогическойлитературеэта целевая модель совершенного работника, специалиста, достигшего вершин или акте, как говорили древние греки, изображаетсяввидеперечняхарактерныхчерт, безналичиякоторыхсегоднянельзяпредставитьэффективногоработника.

Средихарактеристиктакогоидеальногопрофессионала, мастерасвоегоделанаиболеечастоуказываетсяследующаясовокупностькачеств, которыемогутбытьподразделенынадваблока: личностных и профессиональных качеств.

Личностные качества, присущиелюдям, достигшимвершинпрофессиональногомастерства, которыеотличаютихотлюдей, находящихсянаболеенизкомуровнеразвития:

1. энергичность, означающая, чтоидеальныйработникотличаетсявысокойактивностью, трудоспособностью, неутомимостью: онполонжеланиядобитьсяуспехакаквсвоейпрофессиональнойдеятельности, такивличнойжизни. Этокачествоможетхарактеризоватькакэффективногорядовогоработника, такируководителя.

Ноодногоэтогокачестванедостаточно, особеннодляруководителя. постоянноимеющегоделослюдьми, побуждающегоихккачественномутруду. Поэтомусредиличностныхкачествидеальногоработникауказываюттакже

2. коммуникабельность, т.е. желание, готовностьвестизасобойдругих, умениебратьнасебяответственностьзадругих, анетолькозасебя. Дляруководителяэтокачествоявляетсянепростооднимизмногих, аглавнымегопризнаком, определяющимэффективностьвсейегодеятельности;

3. твердость воли - ещеоднонеобходимоекачествоэффективногоработника, подкоторымпонимаетсяумениепроявитьтвердостьипоследовательностьнетольковсобственномделе, ноиспособностьвнушитьуверенностьсомневающимся, безчегоневозможноубедитьлюдейвправильностиизбранныхцелейидобитьсярезультата;

4. честность, порядочность, нравственныекачества; этоозначает, чтообразцовыйработник, какойбыпостоннизанимал, долженотличатьсяединствомсловаидела; безэтогокачестваневозможнообеспечитьдовериелюдей, возможностьсотрудничествасними. ВСводеиз 10 заповедей, предложенныхвнашидниРусскойправославнойцерковьюкакдляначальников, такидлярядовыхтружеников, предлагаютсяследующиенравственныенормы:

§ присваиваячужоеимущество, пренебрегаяимуществомобщим, невоздаваяработникузатруд, обманываяпартнера, человекпреступаетнравственныйзакон, вредитобществуисебе:

§ вконкурентнойборьбенельзяупотреблятьложьиоскорбления, эксплуатироватьпорокиинстинкты.

5. незаурядный уровень интеллекта. Ондолженуметьсобирать, анализироватьбольшиеобъемыинформацииииспользоватьеекакдлярешенияпроблемсвоейорганизации, такидляличногосамосовершенствования.

Конечно, перечисленныекачествавзначительнойстепенипредопределеныукаждогочеловеканабиологическом, генномуровне, ноонивсежемогутвтойилиинойстепеникорректироваться, развиваться, усиливатьсявтечениежизничеловека, еготрудом, волей, стремлениемксамосовершенствованию.

Нокромеперечисленных личностных качеств, эффективныйработникдолженобладатьещеинекоторойсовокупностью профессиональных знаний, уменийинавыков. Еслиличностныекачестваобразцовогоработникауниверсальны, болееилименеесходныуработниковвсехкатегорий, топрофессиональныепризнакиспецифичныупредставителейкаждойпрофессии, каждойспециальности. Общеемеждуэтимидвумяблокамикачествсостоитлишьвтом, чтоониводинаковойстепенинуждаютсявпостоянномсовершенствованиииразвитии.

Общееженаправлениетакогоразвитиядлякаждойпрофессииустанавливаетсягосударственнымистандартамиспециальногообразования. которыеустанавливаютпереченьспециальныхзнанийиумений, покаждойспециальности. Конечно, уфизика, биолога, инженера, менеджераэтотпереченьоказываетсянеодинаковым.

Новравнойстепенипрофессионаломвысокоюклассаможностатьлишьприусловииовладенияобоимиэтимиблокамикачеств: личностным и специальным.

Всвязисвыделениемкачествобразцовогоспециалиста, образцовогоработникаследуетвзаключениерассмотренияэтоговопросасделатьодносущественноезамечание: наличиевсегокомплексаличностныхипрофессиональныхкачествуработникасоздаетвозможность. ноотнюдьещенегарантируетемуобязательногоуспехавегодеятельности. Многоевпрактическойдеятельностизависитотуменияиспользоватьсвоиспособностиприменительнокконкретнойпроизводственнойилижизненнойситуации. Учет особенностей конкретной ситуации является важнейшим требованием к современному эффективному специалисту.

Определивтакимобразомдвуединуюцельсамосовершенствования, учитываяусловияуспешногоприменениясвоихспособностей, неменееважноправильновыбрать пути, способы, методы, достижения поставленной цели.

Каждыйземледелец, преждечемначатьчто-либосеять, пытаетсявыяснить, скакойземлейонимеетдело, чтоможетнанейвырасти, ачтонет. Точнотакжеилюбойчеловек, преждечемприступитьксложномуделусамосовершенствования, долженначатьссоставлениясвоегородареестрасвоихфизическихипсихическихкачеств, своихвозможностейисвоихограниченийили. какговорятпсихологи. с самоанализа или самопознания.

Самопознание - этооценкачеловекомсамогосебя, этоосознаниесвоихинтересов, мотивовповедения. Трудностьэтойзадачисвязанастем, чтоонапредполагаетпопыткупосмотретьнасвойвнутренниймиркакбысостороны, попыткусоединитьсубъектиобъектнаблюдения. Поэтомурезультатысамоанализавсегдаоказываютсяневполнеточными.

Темнеменее, какизвестноизисториифилософии, великий Сократ считалсамопознаниеосновойвсейчеловеческойнравственностиимудрости.

Однакозадачаэтаоказываетсянастолькосложной, чтоона, пожалуй, сравнималишьстой, скоторойстолкнулсябаронМюнхгаузен, попаввместесконемвглубокоеболото. Правда, какизвестноизегоповествований, он, схвативсебязаволосы, сумел-такивытащитьизболота, нетолькосебя, ноиконя.

Намжеврезультатесамонаблюдениянужноизвлечьизглубинпсихикискрытыевнейкачества, причемгак. чтобыитогинашейработывызывалинесколькобольшеедоверие, чемописаниеподвиговзнаменитогонемецкогобарона.

Чтоженужноделать, чтобыполучитьболееилименее объективные результаты анализасвоихсобственныхфизическихипсихическихкачеств?

Специалисты-психологисчитают, чтодляэтогонужноиспользоватьследующиерекомендуемыенаукойприемы:

1. первыйизних — повозможностибеспристрастнооценитьнакопленныйпрофессиональныйижизненныйопыт. Такаяоценкатакилииначедастответнавопросионашихсильныхкачествах, например, такихкакактивность, честность, готовностькриску, общительность, стремлениекповышениюсвоегосоциальногостатусаит.п., атакжеонашихслабостях, такихкакнедостаточнаяэнергичность, нежеланиерисковать, боязньновогоит.п. Чембогачевашжизненныйопыт, разнообразнеетрудоваядеятельность, тембольшематериалабудетввашемраспоряжении, чтобыдатьсамомусебеправдивую, анеприукрашеннуюсамооценку. Помнению И.В. Гете, «человекзнаетсамогосебялишьпостольку, посколькуонзнаетмир».

Однакоспомощьютолькоэтогоприематруднодобитьсяполнойобъективностирезультатовсамоанализа. Поэтомупсихологирекомендуютидругиеметодысамопознания, втомчисле:

2. тестирование, тренинги, деловыеигры. Спомощьюэтихприемов, которыеполучаютвсебольшеераспространениевкачествеметодовобучения, контроляисамопознания, можнодобитьсяболееобъективныхрезультатов. Этисредствасегодняширокоприменяютсядляопределенияпсихофизическиххарактеристик. знаний, опыта, уменийиспытуемого. Так, широкоизвестнытесты, включающиенесколькосотенвопросовинаихосновеопределяющиеуровеньинтеллекта (например, широкоизвестныйтестуровняинтеллектаанглийскогопсихолога Ганса Айзенка идр.).

(Ноиэтиметоды, каксчитаютпсихологи, всеженеявляютсяполностьюнадежными);

3. поэтомуважентакжеиучетмненийдругихлюдейонашихсильныхислабыхсторонах, особенномненийтех, ктознаетнасмноголет: родственников, друзей, товарищейпоработе:

4. инаконец, результатысамопознаниябудутнаиболеенадежными. еслионибудутпостояннопроверяться, дополняться, уточняться, корректироватьсявходеповседневнойтрудовой, познавательной, общественнойдеятельностичеловека. «Какможнопознатьсамогосебя? — спрашивалГетеиотвечал: — Благодарясозерцаниюэтовообщеневозможно, оновозможнотолькоприпомощидействия. Пытайсяисполнитьсвойдолг, итогдатыузнаешь, чтовтебезаключено».

Конечно, длятогочтобысерьезнозанятьсяэтойнелегкойработой. нужнохорошоосознатьеезначимость.

Необходимопомнить, чтоустановканавысокуюценностьсамопознанияявляетсяоднойизцентральныхнетольковзападной, начинаяс Сократа, ноиврусскойкультурнойтрадиции.

Уместнотакженапомнить, чтооднаизглавныхидейхристианства, котораяособенноотчетливозвучитвправославии, состоитвубеждении, что «царство Божие находится внутри нас».

Смыслвсейработычеловекапосамопознаниюрусскиемыслителииздавнавиделивтом, чтобынайтинаилучшеесоответствиемеждутемиспособностями, талантами, которымиобладаеткаждыйчеловек, итемиреальнымиусловиямиихразвития, совершенствования, которыеданыемусудьбой, условиямиегореальнойжизни. Работаэтавесьманапряженная, многотрудная, поройдажетрагическая. Новпоискеиреализациитакойгармониимеждуличнымиспособностямииреальнымивозможностями, согласнотрадициирусскогосамосознания, состоит высший смысл человеческой жизни.

Наосноверезультатоввсестороннейсамооценкиислагаетсяболееилименееточнаякартинанашихотрицательныхиположительныхкачеств, тагитогсамопознания, которыйиможетбытьположенвоснову плана самосовершенствования.

Четкое планирование — ещеоднаважнаяпредпосылкауспешногосамосовершенствования. Еслипритрадиционныхформахобразованиязадачупланированиявыполнялаглавнымобразомшкола, товусловияхсамообразованияпланированиестановитсясобственнойзадачейобучающегося.

Планированиепредставляетсобойсвоеобразныйпроектразмещенияпроцессовтруда, учебы, другихформдеятельностивовременинаболееилименеепродолжительныйпериод: отодногодняидовсейжизничеловека.

Основнойцельюпланированияявляетсяобеспечениерациональногоиспользованияличноговремени. Установлено, чтоувеличениевремени, затрачиваемогонасампроцесспланирования, приводитвитогекзначительнойэкономиивременивцелом.

Какпоказываетопыт, альтернативойпланированиюможетбытьтолькобеспорядок, неразберихаихаос, каквобщественной, такивличнойжизни.

Планированиевключаетвсебярядэтапов:

Работапосоставлениюплана — видработы, которыйтакилииначеприсутствуетвлюбойчеловеческойдеятельности, втомчислеивдеятельностипосамосовершенствованию; этоцелыйнабордействийиопераций, средикоторыхособоезначениеимеюттакие, какисследованиезатратвременинаотдельныевидыпланируемыхдел, консультациислюдьми, имеющимизначительныйопытпланирования. разработкасамогоплана.

Планированиеличноготруда, обученияпредставляетсобойцелуюсистему, включающуювсебярядподсистем: долгосрочныепланы, конкретизирующиеихсредне- икраткосрочныепланы.

Планированиеначинаетсяссоставлениядолгосрочногоплана, которыйможетохватыватьнескольколетидажевсювашужизнь. Всреднесрочныхпланах, составляемыхнапериодотодногогодадоодногомесяца, планируются, какправило, мероприятия, проводимыерегулярновкаждомгодуиливкаждоммесяце, краткосрочныепланы — этопланынасегодня-завтра, охватывающиевремяотодногодняидонедели. Всеэтивидыличныхпланов, конечно, должнысоответствоватьдругдругу.

Обязательныйкомпонентэтойсистемы — контроль, проверкарезультатов, сопоставление «план-факт». Причемделатьэтонужнопоистечениикаждогоплановогопериода.

Важнотакжеобязательнооставлятьрезерввремени: приэтомрекомендуетсясоблюдатьправило: 60: 40, т.е. планомдолжнобытьохваченотолько 60% времени, аостальные 40% следуетотвестикакрезервдлявозникновениянеожиданныхдел. Впротивномслучае, выможетепопастьвтрагикомическуюситуацию, вкоторойоказаласьоднабизнес-леди, когдаеемужслучайнообнаружилвееежедневникеследующуюзапись: «Суббота, 23.00 — секссмужем».

Успехработыпореализациипринятогоплана, какустановленоисследованиями, вомногомзависитотуменияклассифицироватьнамеченныезадачипостепениихважности, т.е. отуменияучитывать, чтоневседела, которыеувасесть, одинакововажны, такжекакневсеветвияблониприносятодинаковыеплоды; принциппланирования, требующийвыстраиваниявсехделностепениихважности. иногданазываютпринципомАВС. этимибуквамиобозначаюттетриважнейшихдела, которыесегоднянужновыполнитьвпервуюочередь, отодвинувнавторойпланвсеостальные.

Необходимотакжеежедневнопланироватьсвойрабочийдень, каждоеутроопределяяпереченьзадачидействий. Причемэтотсписокдолженбытьреалистичным, посильныминевключатьвсебяболеепяти-семидел. Начинатьеговыполнениеследуетвсегдасделкатегории АВС.

Важнопостояннопомнить, чтоглавнаяцельпланирования — конкретныйрезультат. Поэтомудолженвестисьпостоянныйконтрольитоговирезультатовпланированиякакпосрокам, такипокачеству.

Научившисьпланировать, человексможетизменитьклучшемунетолькосвою карьеру, ноисвоюжизнь, достигнутьвысшегоуровнясамосовершенствования.

Однакоиработапосамопознанию, ипланированиедеятельностипосамосовершенствованиюбудутпоставленыподугрозу, еслиодновременносэтимвынебудетеуделятьдолжноевниманиесвоемуздоровью, его психофизическому регулированию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных