Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самопознание как важнейшее условие успешного самосовершенствования




Эпицентром сознанияявляетсясознаниесобственного «Я», или самосознание. Сознаниевнешнегомираисамосознаниевозникаютиразвиваютсяодновременноивзаимообусловленно.

НаиболееобоснованнойконцепциейгенезисасамосознанияпредставляетсятеорияИ.М. Сеченова, согласнокоторойпредпосылкисамосознаниязаложеныв «системных чувствованиях». Этичувствованияносятпсихосоматическийхарактерисоставляютнеотъемлемуючастьвсехфизиологическихпроцессоввонтогенезе, т.е. впроцессеразвитиямладенца. Перваяполовинасистемныхчувствованийимеетобъективныйхарактериобусловленавоздействиемвнешнегомира, автораяноситсубъективныйхарактер, которомусоответствуютчувственныесостояниясобственноготела — самоощущения.

Помереобъединения ощущений, получаемыхизвне, складываетсяпредставлениеовнешнеммире, аврезультатесинтезасамоощущений — осамомсебе. Взаимодействиеэтихдвухцентровкоординацииощущенийвнешнегоивнутреннегомирапсихологирассматриваюткакрешающуюисходнуюпредпосылкуспособностичеловекаосознаватьсебя, т.е. выделятьизвнешнегомира.

Входеонтогенезапроисходитпостепенноеразделениезнанийовнешнеммиреизнанийисамомсебе.

Вонтогенезесамосознаниявыделяютсядваосновныхэтапа.

На первом этапе образуетсясхемасобственноготелаиформируетсячувство «Я» какцелостнаясистемачувственнойсамоидентификации. Восновечувства «Я» лежатсоциальныепредпосылки, посколькуформированиепроисходитнаосновереакцийокружающихлюдей.

На втором этапе, помересовершенствованияинтеллектуальныхвозможностейистановленияпонятийногомышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодарячемучеловекоказываетсяспособнымнепростоотличатьсвоебытиеотбытиявнешнегомираначувственномуровне, ноиосмысливатьэтопереживаниевпонятийнойформе. Поэтомурефлексивныйуровеньиндивидуальногосамосознаниявсегдаостаетсявтойилиинойстепенивнутреннесвязаннымссамопереживаниемнауровнесамоощущения.

Науровнесамосознанияформируетсячувствовнутреннейцелостности, постоянстваличности, котораявлюбыхизменяющихсяситуацияхспособнаоставатьсясамасобой.

Самосознаниесвязаносощущениемсвоейединственности, котораяподдерживаетсянепрерывностьюегопереживанийвовремени: каждыйпсихическиздоровыйчеловекпомнитопрошлом, переживаетнастоящее, обладаетнадеждаминабудущее.

Главнаяфункциясамосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков идатьвозможностьпонять, каковонестьнасамомделе.

Сегодня, нарубежетретьеготысячелетия, становитсявсеболееочевидным, чтоважнейшейжизненнойзадачейкаждогосознательногочеловекастановитсяпостоянноесамосовершенствование, развитиесвоихличныхипрофессиональныхкачеств.

Динамикасовременногообществапреподноситнамперспективу «пожизненногообучения». Современнаясоциально-экономическаяситуациятребуетоткаждогопостоянныхусилийвборьбезасамосовершенствование, непрерывностьсвоего профессионального роста. Вусловияхнарастающейсоциальнойнапряженностирезковозрослозначениедлякаждогочеловекауменияуправлятьсобой, использоватьсвоитворческиеспособности, которыепревратилисьсегоднявсамыйценныйкапитал.

ВесьмаактуальнозвучатсегоднясловаПлатона: «Самаявеликаяпобеда, которуюмыможемодержать, — этопобеданадсамимсобой».

Всвязисэтимрезковозрастает значимость правильного самопознания своихспособностей, объективнойсамооценки, умениипользоватьсяразнообразнымитехникамисаморегулирования.

Современнаяпсихологияисходитизположения, чтовкартинумира, которуюформирует человеческаяпсихика, включенисамчеловек, носительсознания. Спецификачеловеческогосознаниясостоитвтом, чтоонодвунаправлено: преждевсего — вовне, навнешниймир, наобъект, новместестемонообращеноивовнутрь, насамогоносителясознания, насубъект.

Правда, степеньвыраженностиэтихвекторовсознанияуразныхлюдейнеодинакова. Людей, психикакоторыхнаправленапреимущественнововне, называют экстравертами, атех, укогоонанаправленаглавнымобразомвовнутрь, - интровертами.

Сознаниеисамосознаниевпсихическойжизнииндивиданеразрывны, хотякачественносвоеобразны. Сознаниевцеломможетосуществлятьсятольконаосновеосознаниясвоейпространственнойпринадлежностиквнешнемумиру. Еслисознаниеориентированонаобъективныймирвцелом, тообъектомсамосознанияявляетсясубъективныймирличности. Впроцессесамосознанияличностьвыступаетикаксубъект, икакобъектпознания.

Самосознаниесоздаетвнасчувствособственнойуникальности, неповторимости, единственности. Эточувствопостоянноподдерживаетсяпамятьюонашемпрошлом, переживанияминастоящего, надеждаминабудущее.

Историческисамосознание, такжекакисознаниевцелом, моглозародитьсятольковпроцессеобщественныхвзаимоотношениймеждулюдьми, впроцессепроизводственнойдеятельности. Познаваясебявпроцессетрудаиобщения, человекмогрегулироватьсвоеповедениеиодновременноизменятьобщественныеотношения. Самосознание, такимобразом, развивалосьвпроцессеродовогоииндивидуальноюразвитиясамогочеловека.

Помересвоегоразвитиясамосознаниесталовыступатьстержневымзвеном, участвоватьврегуляциивсехформактивностичеловека, егоразвитияисаморазвития. Оноявляетсянеобходимымусловиемсохраненияпсихическихкачествличности, преемственностиосновныхстадийееразвития.

Посвоейструктуресамосознаниепредставляетсобойединствотрехкомпонентов:

§ процесссамопознания;

§ эмоциональнаясамооценка;

§ процесссаморегулированиянаосноверезультатовсамопознанияисамооценки.

Этикомпонентысамосознаниятакилииначеприсутствуютвкаждомегоакте. Причемпервыйизних - самопознание -выступаетвкачествеисходногомомента, основысамосознания, продуктомкоторогоявляетсятоилииноезнаниеиндивидаосебе.

Именнонаэтойосновеформируетсяиэмоционально-ценностноеотношениеличностиксебе, т.е. возникаетвторойкомпонентсамосознания - самооценка. Она, всвоюочередь, запускаетмеханизм саморегулирования, действенно-волевойсферы, напримермеханизмпрофессиональногосамосовершенствования, повышенияпрофессиональнойквалификации.

Самопознание - процессоценкичеловекомсамогосебя, начальныммоментомкоторогоявляетсясамонаблюдение, самоанализ.

Однакосамоанализсточкизрениясовременнойпсихологииможетдатьтольконачальныйматериалдлясамопознания, которыйвцеляхповышенияегообъективностидолженбытьдополнендругимиметодамиисследования. Инструментамикорреляциииуточнениярезультатовсамопознанияявляется совокупность всех форм общения данной личности, опытегопрофессиональнойисоциальнойдеятельности.

Самосовершенствование - целесообразнаядеятельностьчеловекапосистематическомуформированиюусебяположительныхкачествиограничениюилиустранениюотрицательных.

Основойэтойдеятельностиявляетсяобразованиеисамообразование, т.е. совершенствованиеимеющихсязнаний, уменийинавыков. Исходныймоментсамосовершенствования — самопознание.

Логическиродовымпонятиемдлясамосовершенствованияявляетсякатегория самоорганизации - центральнаякатегориятеориисамоорганизации, или синергетики — одной из новейших комплексных общенаучных дисциплин.

Синергетика — новоемеждисциплинарноенаправлениесовременнойнауки, исследующеепроцессысамоорганизацииразличныхсистем (физических, биологических, социальных). Эффективностьсамопознанияисамосовершенствованиявомногомзависитотстепениеговключенностивпроцессчеловеческого общения.

Посколькуисходнойсобственной, специфическойкатегориейсамосознанияявляется самопознание инанейосновываютсявседругиеглавныепонятиярассматриваемогопроцесса, наэтойкатегорииследуетостановитьсянесколькоподробнее.

Самопознание, оценкаирегулированиесамогосебяпроходятрядэтаповвпроцессеиндивидуальногоразвития. Надоречевойстадиисамопознаниеограничиваетсялишьосознаниемсвоегофизическогобытия. Затемнаступаетэтапосознаниясебякаксубъектадействий, происходитосмыслениесвоихпсихическихсвойств. Позднееформируетсясоциально-личностнаясамоооценка. оценкасвоихнравственныхкачеств.

Весьмадлительным, многоэтапнымсталисторическийпроцессизучениясамосознания.

ВобщемвидеэтапроблемабылавпервыепоставленаужевДревнеммире. Известно, чтонафронтонедревнегреческогохрамаАпполонавгородеДельфыбылоначертано: «Познайсамогосебя». Этотафоризмпринадлежитодномуизсемигреческихмудрецов — Хило- ну (VI в. дон. э.). АфоризмХилонаположилвосновусвоейсистемывеликийСократ, признанныйотцомфилософиизасовершениекрутогоповоротафилософскоймыслиотпроблемприродыкзагадкамчеловеческойдуши.

Стехпорэтапроблемасталацентральнойдлявсейфилософскойнауки. Так, И. Кант, характеризуясодержаниесвоейфилософскойсистемы, писал: «Еслисуществуетнаука, действительнонужнаячеловеку, тоэтота. ккоторойяиду, аименноподобающимобразомзанятьчеловекуместовмире — иизкоторойможнонаучитьсятому, какимбыть, чтобыбытьчеловеком».

Следуетотметить, чточеловеческаямудрость, втомчислеита, котораяучитнасуправлятьсобой, незнаетграницнауки, религии, искусстваиобыденнойжизни.

ВСредниевека, например «творчествевыдающегохристианскогофилософа Аврелии Августина (Блаженного), одногоизотцовцеркви, самопознаниеоказываетсяважнойсторонойпостиженияБога. Известно, чтооднойизглавныхидейныхустановокхристианствасталоубеждение, что «Царство Божие находится внутри нас», т.е. внашейдуше.

ВрационализмеНовоговремениопределяющимвизучениисамосознанияоказалсяпринципнепосредственнойданностипсихического. которыйпредполагает, чтовнутренняяжизньчеловекаоткрываетсяегопониманиютакой, какойонаявляетсянасамомделе (Р. Декарт).

ЭтагуманистическаяустановкаевропейскогоПросвещениянапризнаниеценностиипозитивныхвозможностейсамопознанияисамосовершенствованиябылаактивноподдержанамногимидеятелямикультурыРоссии. Этомироощущение, выражавшеесамуюсутьрусскогонациональногосамосознания, присутствуетвомножествеработрусскихфилософов, историков, писателейипоэтов XIX- XX вв. Русскиемыслители (И. Киреевский, А. Хомяков, Н. Бердяев) настойчивообосновывалиидеюотом, чтосмысллюбойработычеловекапосамопознаниюсостоитвотысканиинаилучшегосоответствиямеждуспособностями, которымиобладаетвтойилиинойстепеникаждыйчеловек, итемиреальнымиусловиямиихприменения. которыеданыемусудьбой. Работапопоискупутейтакогосогласования, подчеркивалиони, многотрудная, поройдажетрагическая. Повпоискеиреализациигармониимеждуличнымиспособностямииреальнымиусловиямиихприменениясостоит высший смысл человеческой жизни.

ОднакогосподствующеевэпохуПросвещенияоптимистическоепредставлениеобезграничностивозможностейчеловеческогоразумавпроцессесамопознаниявпервыепоставилподсомнениеродоначальникнемецкойклассическойфилософииИ. Кант, обнаружившийразорванностьчеловеческойпознающейспособности, сложностьсогласованияпознающей, нравственнойиэстетическойсоставляющихдуховнойжизни.

Взападнойфилософии XX в. самопознаниевсечащесталотрактоватьсякак «переживаниесебя» (Э. Гуссерль). Подчеркивалось, чтосамопознавательнаядеятельностьнаталкиваетсянаобломкииндивидуальныхбессознательныхпредставлений (3. Фрейд).

Тенденциясовременнойфилософскоймысли, представляемаятакимитечениями, какгерменевтика, феноменология, структурализм. связанасотказомотпониманиясамопознаниякакнепосредственногопутиксебе. Всветеэтихустановок проблема самопознания может быть решена только с помощью тех или иных «посредников», в роли которых могут выступать сознание «другого», предметный мир, те или иные социально значимые образцы, эталоны.

Исследуятужесамуюпроблемусамопознания, современнаяпсихологияконцентрируетвниманиена следующихзадачах, безрешениякоторыхневозможнаэффективнаядеятельностьчеловека.

1. Прирешениипроблемысамопознанияважноучитывать, чтовданномслучаеречьидетнеопознаниитого, чтонаходитсявненас, аопостижениитого, чтонаходитсявнутринас; иначеговоря, присамопознаниисубъектнеотделенотобъекта, сливаетсясним. посколькумысличеловекаосамомсебеявляютсянеотъемлемойчастьюегосамого. Поэтомувэтомделенельзяискатьлегкихпутей.

2. Нодаженевполнеисчерпывающиеинесовсемточныерезультатысамоанализа, самооценки, которыенамимогутбытьполученывсамомначалеэтойнелегкойработы, темнеменеебудутпредставлятьсобойнемалуюдлянасценность, дадутпозитивныйрезультат, посколькувтойилиинойстепенибудутупорядочиватьнашудеятельность, придаваяейбольшуюцеленаправленностьиповышаятакимобразомееобщуюэффективность.

3. Далеконесовершенныевсамомначалеитогианализасвоихвозможностей, конечно, будутнуждатьсявсущественнойкорректировке. Исамымнадежныминструментомтакойкорректировки, уточнениярезультатовсамоанализа, самооценкиявляетсяактивноеобщениесосвоимиколлегами, партнерами, близкимилюдьми, постоянноевзаимодействие, кооперациясними. Именнообщениевыступаетвкачественаиболеенадежногокритерияправильностиилиошибочностипроведенногоанализасвоихспособностей. Причемчемвыше, оптимальнееуровеньразнообразныхформобщенияуданногосубъекта, темполнеереализуютсяегоинформационные, интерактивныеиоценочныефункции.

4. Однаковсяэтаработасамосовершенствованиястанетболееэффективной, еслионабудетупорядочена, подчиненаопределеннымцелям. Дляэтогочеловекуважноуяснить, какиеименноизмножестваспособностейизадатков, которымирасполагаеткаждыйизнас, нужноукреплятьиразвивать, чтобысделатьсвоюпроизводственнуюиповседневнуюдеятельностьболееэффективной. Длярешенияэтойпроблемыпсихологииприразработкепсихограммразличныхпрофессийразрабатываютразличныевариантыперечнейтехпрофессиональныхкачеств, которыенаиболеевостребованысовременнымрынкомтруда.

Так, средикачеств, необходимыхсовременномуспециалисту, руководителюлюбогоуровняинаправлениянаиболеечастоупоминаются. например, такиекак:

§ умениеобщатьсяслюдьми;

§ творческиеспособности;

§ хорошиеорганизационно-техническиенавыкивсвоейотрасли;

§ педагогическиеспособности, т.е. умениенетольконакапливатьинформацию, ноипередаватьеедругимвдоступнойформе, выступаявролиинструктора, преподавателя;

§ хорошиезнаниявобластиматематики, информатики, компьютернойтехники, ихприменениявсвоейобласти:

§ навыкифинансовой, инвестиционнойдеятельности;

§ знаниеиностранныхязыков, впервуюочередьтаких «горячих», каканглийский, немецкий, японский, чтоособенноувеличиваетшансынайтихорошуюработу;

§ оченьважныхорошиенавыкиэффективногосамопознанияисамосовершенствования, или самоменеджмента.

Нонеменееважноиметьпредставлениеиотехкачествах, которыенегативносказываютсянадеятельностилюбогоспециалиста, руководителя, снижаютееэффективность. Средикачеств, препятствующихуспешнойкарьерелюбогоработника, частоуказываютсятакиекак:

§ отсутствиечеткихжизненныхипрофессиональныхцелей;

§ недостаточнаяспособностьтворческогоподходакделу;

§ боязньдел, связанныхсриском;

§ смутноепредставлениеосвоихспособностях;

§ слабоеразвитиепрофессиональнозначимыхнавыков;

§ нехваткаэнергии, активности, слабыеволевыекачества;

§ неумениевлиятьналюдей, обучатьих;

§ неспособностьксамоменеджменту, саморазвитию.

5. Растущаясложность, многообразиепроизводственнойдеятельностипорождаетещеоднупервостепеннуюзадачусамопознанияисамосовершенствования — четкоепланированиеличнойдеятельности, включаяличнуюжизнь.

Правда, естьмнение, чтопланирование, особенноизлишнедетализированное, лишаетнашужизньзначительнойдолиеепривлекательностиввидеприсущейейспонтанности, непредсказуемости, порождаетоднообразиеискуку, посколькупытаетсявтиснутьживуюжизньвжесткиерамкиплановыхпоказателей. Конечно, вподобнойпозицииестьсвоядоляистины.

Нонеследуетзабывать, чтоальтернативойпланированию, вносящемувнашужизньорганизованностьипорядок, можетбытьтолькосостояниенеорганизованностиибеспорядка, порождающеевнасчувстватревоги, беспокойстваинеуверенностивсвоихвозможностяхсправитьсяславинойнеожиданнонаваливающихсянанасразнообразныхделизабот, спланироватькоторыемынезахотели. Именноподобныеситуациичастослужатпричинойтяжелыхстрессов, которыевсвязисихширокимраспространениемсредируководящихработниковполучилинаименование «синдромаменеджера».

6. Отсюдаещеоднойзадачейсамопознанияявляетсяанализспособовиприемовпостоянногоподдержаниянадолжномуровнесвоегопсихическогоифизическогоздоровья. Далеебудутрассмотреныприемыподдержанияруководителемвысокогоуровнясвоейделовойактивности, здоровья, способам психологической защиты от опасности деструктивного стресса.

Указаннаяпроблематикаоказываетсявсеболеевостребованнойсредизначительнойчастиспециалистовиуправленцев, которыевсеяснееначинаютсознаватьтупростуюистину, что самая большая победа, которую мы можем одержать, есть победа над собой.

Конечно, никогонельзяпринудитьксамосовершенствованию, ниуговорами, ниугрозами, нигипнозом, еслиучеловеканетктомусобственноговнутреннегопобуждения. Нонашесобственноенесовершенствообычнозастигаетнасврасплох. Недостаточностьсамообладаниячеловекначинаетзамечатьвтрудныхситуациях: повышениеобъемаисложностиработы; острыйконфликт, болезнь, возрастит.п. Тут-тоиобнаруживается, чтомногимпростымвещамнужноучитьсяилидоучиваться: сосредоточениюимобилизации, переключениювнимания, эмоциональнойперестройке, расслаблению, отдыху, сну.

Причемуправлятьсобойоказываетсятрудно, когдаэтоособеннонеобходимо. Огромноебольшинстволюдейэтомуникогдаспециальнонеучится. Поэтомуинеудивительно, чтоикэкзаменамприходятнеподготовленными?

Человеческаямудростьиздавнаучитнасуправлятьсобой. Междусовременнымаутотренингомидревнеййогойидругимистарымииновымиспособамидуховно-телесногосамосовершенствованияоказалосьмножествосовпадений, гораздобольше, чемразличий.

Нопо-прежнемукакой-топанацеиздесьнет. Ноестьживойпотокмысли, вкоторыйможетвойтикаждый, пройдяпоперекресткамзнания, гденаразныхязыкахговорятободномитомже. Сутьэтихидейможносвестикследующему:

§ нельзяизменитьсебявжелаемуюсторону, неизучаясебяпостоянно:

§ нельзяизучитьсебя, непытаясьсебяизменить;

§ нельзяизучатьсебя, неизучаясравнойзаинтересованностьдругихлюдей, хотябыодногочеловека, ночембольше, темлучше;

§ нельзяизучитьчеловекахолодно, равнодушно, по-настоящемупознатьчеловекаможно, толькопомогаяему;

§ нисебя, нидругихнельзяизучитьиначе, каквдеятельностииобщении;

§ изучениечеловекаисамоизучениепринципиальнонезавершимы, потомучточеловексточкизрениясовременнойтеориисистеместь «открытаясистема», меняющаясявомногомне-

§ предсказуемо; больше, чемкакое-либодругоесущество, человек

§ «становится», ноне «есть».

Вэтомисостоятнекоторыетрудностисамопознания, самосовершенствования, самоупpaвления.

 

Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования

На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, тот итог самопознания, который и может быть положен в основу плана самосовершенствования.

Четкое планирование – еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования.

Планирование представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы и других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одного дня и до всей жизни человека.

Основной целью планирования является обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затраченного на сам процесс планирования, приводит в итоге к экономии времени в целом.

Как показывает опыт, альтернативой планирования может быть только беспорядок, хаос, неразбериха как в общественной, так и в личной жизни.

Планирование включает два основных этапа:

1. Составление плана. Это вид работы, который, так или иначе, присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и в деятельности по самосовершенствованию. Это целый набор действий и операций, среди которых особое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные виды планируемых дел, консультации с людьми, имеющими значительный опыт планирования, разработка самого плана.

Планирование личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их среднесрочные и краткосрочные планы.

Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и даже всю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, намечаются как правило мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или каждом месяце. Краткосрочные планы – это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все виды личных планов, конечно, должны соответствовать друг другу. Важно также оставлять резерв времени; при этом рекомендуется соблюдать правило: 60: 40, т.е. планом может быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести как результат для возникновения неожиданных дел.

2. Реализация принятого плана. Ее успех,как установлено исследованиями, во многом зависит от умения классифицировать поставленные задачи по степени их важности, т.е. учитывать, что не все дела одинаково важны.

Необходимо также ежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро определять перечень задач и действий.

Важно постоянно помнить, что главная цель планирования – конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и по качеству






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных