ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и структура политической системыПонятие и теория политической системы были разработаны В настоящее время без понятия «политическая система»[1] невозможно понять политические процессы, развитие общества в целом. Каковы же причины появления нового понятия и теории в политологии, какие новые явления и процессы осмыслили теоретики? Обратимся к нижеследующему: 1. Cущественное усложнение социального развития в целом, связанное с появлением глобальных проблем (экологической, ядерной войны, мирового терроризма, демографической), которые угрожают самому существованию человечества. Привычное понятие «смерть человека» опасно сблизилось с понятием «смерть человечества». Вспомним прогноз о неизбежной гибели человечества, попавшего в капкан глобальных проблем; 2. К середине XX в. был осознан негативный опыт существования тоталитарных государств. Самая зловещая форма тоталитаризма – фашизм, потерпел поражение во Второй мировой войне; вторая его форма – социалистический тоталитаризм, сдавал свои позиции в борьбе с передовым капитализмом. К середине XX в. стало ясно, что традиционное государство, особенно в его тоталитарной форме, не справляется с усложнившимися задачами по управлению обществом. Стало ясно, что для государства необходимо создавать систему сдержек и противовесов (оппозицию), чтобы оно не выходило за рамки своей компетенции. Возникла острая необходимость в оппозиции, в гражданском обществе, которые могли бы противостоять государству, конкурировать с ним. Схематизировать изложенное можно в формуле:
ПС = государство + оппозиция.
Существенные черты политической системы: 1) она осуществляет узаконенное принуждение; 2) через нее происходит распределение власти в обществе на основе политических ценностей. В настоящее время в РПС наибольшим влиянием обладает «Единая Россия», ставшая «партией власти» благодаря либерально-демократическим ценностям, одобренным в обществе еще в начале 90-х гг. XX в. Политическая система – сложная структура институтов и полномочий, призванная вырабатывать и реализовывать политические решения. Перейдем к анализу структуры ПС: 1. Ее ядром является политическая власть, которая состоит из следующих элементов: а) государственная власть с тремя ветвями (законодательной, исполнительной, судебной). В РПС исполнительная власть традиционно доминирует над двумя другими; б) система политических партий. Партия («партис» (лат.) – часть чего-то) – наиболее организованная часть социального слоя, выражающая его интересы и стремящаяся к власти. В настоящее время в России так называемая полуторная (1,5) партийная система. Существует одна полноценная партия «Единая Россия», совокупное влияние остальных (более 20) зарегистрированных партий, может быть, достигает 0,5 влияния «партии власти». Иными словами, в России отсутствует влиятельная партийная оппозиция, реальная многопартийность; в) система профессиональных союзов. Их главной задачей является защита интересов трудящихся в конфликтах с работодателем. Российская специфика в том, что основным работодателем стал частник. На большинстве частных предприятий профсоюзы отсутствуют. Финансовая база существующих профсоюзов слаба, сами трудящиеся малоактивны. Сравните с могущественным профсоюзным движением в западных странах, которое, как правило, в конфликтах с работодателем побеждает. И это одна из причин значительно более высокого уровня жизни в этих странах; г) общественные организации, формирующие гражданское общество. В западных странах они пользуются большим политическим влиянием. Например, только с их одобрения в США назначаются руководители полиции (шерифы). В нашей стране общественные организации существенно менее активны. Исключение составляют Советы солдатских матерей, благодаря деятельности которых началась активная борьба с неуставными отношениями («дедовщиной») в армии; д) группы давления (лобби). Они состоят из искушенных в политике, имеющих связи людей, которые имеют возможность «продавливать» чьи-то интересы в вышестоящих властных инстанциях. В западных странах в качестве средств давления используются аргументация, убеждение, реже – деньги, угрозы. У нас наоборот. 2. Политические интересы различных социальных слоев и групп. Российская специфика – в многообразии интересов, иногда – их непримиримости, трудности консолидации. 3. Политическое сообщество, представляющее группы людей, которые различаются по их месту в политике (граждане, политическая элита, налогоплательщики, военнообязанные. Среди них следует отличать внутренние войска, чья задача защищать существующий политический строй и власть, и регулярную армию, которая не должна вмешиваться во внутриполитическую борьбу. Впервые за всю историю России внутренние войска численно превышают регулярную армию). 4. Политическая культура – субъективное отношение людей к власти, оценка власти. Через политическую культуру осуществляется обратная связь между народом и властью. Выделяются 3 типа политических культур: а) патриархальная – наименее развитая, существует в обществах, где сильны пережитки родового строя (например, на Кавказе – кровнородственная месть, клановость). В значительной мере подобная культура определяется политическими пристрастиями главы победившего рода. Для нее характерны ставка на силу, ориентация на местные интересы; узкий, местный патриотизм; б) подданническая – присуща обществам с сильными монархическими традициями. Для нее характерен самый высокий авторитет власти и упования народа на власть. Политическая активность населения, как правило, низкая; в) активистская (культура участия) формируется в демократических странах. Народ через структуры гражданского общества принимает постоянное участие в управлении. Между властью и народом существует контракт. Если власть нарушает какие-то пункты контракта, народ имеет рычаги воздействия вплоть до смены власти. Для современной России характерна смешанная политическая культура (Кавказский регион, Крайний Север – патриархальная, российская провинция – подданническая, обе столицы – элементы культуры участия) при доминировании подданнической. Именно преобладание подданнической культуры объясняет высокий рейтинг (оценку) власти президента, премьер-министра и довольно низкую оценку остальной чиновной власти по вертикали. 5. Политический режим – конкретная совокупность конституционно-правовых принципов, методов и средств управления обществом. Наука выделяет 3 типа политических режимов: а) тоталитарный, при котором государство осуществляет тотальный, т.е. полный контроль за жизнью граждан, включая и их личную жизнь; б) авторитарный, при котором государственный контроль осуществляется за политической сферой и СМИ в той мере, в какой они влияют на политику. Остальные сферы жизни общества развиваются сравнительно свободно; в) демократический, для которого характерно постоянное участие населения в управлении через структуры гражданского общества. В настоящее время в России завершен переход от анархической, неуправляемой демократии 90-х гг. XX в. к авторитарному режиму. Существует контроль за СМИ, особенно электронными. Народ лишен права непосредственно выбирать руководителей регионов. Ужесточено избирательное законодательство. Существенно ограничена в своих правах оппозиция, что должно вызывать беспокойство граждан. В России всегда существует соблазн чрезмерно централизовать управление, сворачивая структуры гражданского общества. 6. Политика политической системы как взаимодействие между властью и интересами различных социальных групп. Несомненно, доминирует либерально-демократическая политика власти. Наряду с ней существует целый спектр оппозиционных политик, весьма слабо влияющих на политические процессы. 7. Территория ПС свидетельствует, что она живет во времени и пространстве, как бы пульсирует (сравните СССР и Российскую Федерацию). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|