ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 6. Психодиагностика и консультирование 1 страницаВ истории развития любой науки существуют закономерные периоды подъема и спада. Они обусловлены как логикой развития самой науки, так и историческим моментом становления или преобразования общества. В настоящее время можно говорит о все возрастающем интересе к практической психодиагностике. Возникает впечатление, что психодиагностика сейчас везде! Рынок психологической литературы пестрит названиями: «Энциклопедия психологических тестов», «Лучшие психологические тесты», «Диагностика готовности детей к обучению в школе», «Проверьте свои способности» и т.д. Почти в каждом номере научно-популярных журналов, еженедельников, как бы далеко они ни стояли от психологии, можно найти опросники, анкеты, тесты. И каждый из читателей может определить, кто он есть, чем он отличается от других, как ему поступать в той или иной ситуации, в тот или иной период жизни. Психодиагностическое обследование в явной или завуалированной форме присутствует при отборе детей в школы, гимназии, высшие учебные заведения. Прием на работу на конкурсной основе практически всегда предполагает психодиа- гностику. Интерес к психодиагностике почти всегда связывался с естественной для человека познавательной потребностью, и прежде'] всего, с потребностью познать самого себя. В исторически переломные периоды, когда жизненные ценности, долго служившие внешними опорами и ориентирами, теряют смысл, заменяются другими, внимание человека к своему внутреннему миру как основе душевного равновесия, психического комфорта неизбежно возрастает. И человек тянется к психодиагностике, объединяющей идею души (рзуЬе) и способность ее распознавания (сНа§позг1коз). Современная реальность нашей жизни предоставляет человеку достаточно широкие возможности выбора пути самореализации. Профессиональный, деловой и личный успех начинают все в большей степени зависеть от самого человека, его активности, способности адаптироваться к многозвучию и динамизму жизни. Человек все чаще вынужден задавать себе далеко не простые вопросы: «Что я есть?», «Что я могу?», «Где я абсолютно непригоден?» Эти вопросы одинаково актуальны для мужчин и женщин, для совсем молодых и приближающихся к пенсионному возрасту. Они возникают, как правило, при выборе профессии, учебного заведения, при необходимости переобучения и смены профессиональной ориентации. И психодиагностика оказывается темз инструментом, который в критические моменты жизни открывает! человеку его скрытые резервы и актуальные, нереализованные! 74 возможности, позволяет определить соответствие требованиям жизни и внутренние барьеры успешной самореализации. К психодиагностике подталкивает и остро назревшая в нашем обществе потребность в максимальном деловом использовании психических возможностей человека. Знание личностного и профессионального потенциалов, прогнозирование его совершенствования необходимы для предпринимательского успеха общества в целом. Все возрастающее стремление к вознаграждению таланта независимо от социального происхождения человека также требует надежных сведений о психологии конкретной личности. Постепенно у руководителей, предпринимателей пропадает желание одинаково оплачивать качественно и количественно различные трудовые усилия. И в этом случае к психодиагностике прибегают как к инструменту решения проблем в сфере практической деятельности человека. Кроме того, в успехе психодиагностики надо учитывать существующую и никем не контролируемую доступность психодиагностических средств. Массовое и повсеместное тиражирование методик, «ключей» для обработки, шкальных оценок неимоверно увеличивает число «специалистов», способных быстро поставить «диагноз». Во всех рассмотренных случаях внимание к психодиагностике связывается с представлением о ней как совокупности методов и средств для выявления и измерения психических состояний, личностных свойств, важных при решении актуальных проблем человека. Возможно также признание психодиагностики как процесса выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности с помощью специальных методов: беседы, наблюдения, тестирования и т. д. Современная психодиагностика может рассматриваться и как научная дисциплина. Однако назначение ее — разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. И тогда основные задачи психодиагностики сводятся к следующему: 1 — применение психодиагностических методов для выявления психического своеобразия конкретного человека или установления различий в психическом складе людей; 2 — расширение сфер практического применения имеющихся психодиагностических средств; 3 — конструирование нового и модификация имеющегося психодиагностического инструментария; 4 — разработка методов прогнозирования психических состояний и поведения человека в различных условиях жизнедеятельности; 5 — создание методических приемов выявления и измерения глубинных, сложных психических явлений, таких как психическое здоровье, психические состояния, адаптация и др.; 6 — разработка технологий организации и проведения психодиагностического обследования как единой системы взаимодействия психодиагноста, обследуемого и психодиагности- ческого метода. Такое «инструментальное» видение психодиагностики не только традиционно, но и в определенной мере правомерно. В нем прежде всего отражаются история возникновения и становления психодиагностики, ее тесная связь с экспериментальной психологией и тестологией и кроме того, подчеркивается исключительно ценная практическая направленность. Можно предполагать, что именно «инструментальная» ценность психодиагностика создает настоящий бум вокруг ее средств и методов. Тем не менее сведение психодиагностики к методам и средствам выявления пусть даже самых важных и необходимых практике сторон психической жизни человека значительно ограничивает ее возможности. «Инструментальный» подход подменяет специфический психический предмет психодиагностики методическим, суживает психодиагностическое мышление до решения преимущественно одного практического вопроса: «Какую использовать методику?» «Инструментальное» понимание психодиагностики тесно пе- реплетается с «практическим», возникновение и упрочение которого определяется интенсивным проникновением практической. психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Исключительность современного этапа нашей жизни заключается в зарождении и становлении разнообразных психо- логических служб, появлении и расширении массового рынка психологических услуг. И психодиагностика рассматривается' как область психологической практики, как работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Выход за пределы «инструментального» и «практического» отношения к психодиагностике возможен, если признать уникальность, несводимость ни к каким другим наукам тех психических явлений, которые она изучает. Однако вопрос о том, что она изучает, решается далеко неоднозначно. Из существующего потока мнений можно выделить несколько наиболее часто встречающихся. Так, Бодалев и Столин считают, что психодиагностика исследует прежде всего психическое своеобразие человека, его индивидуальность. И тогда психодиагностика сливается с психологией индивидуальности. Анастази делает акцент на том, что психодиагностика изучает прежде всего различия в психическом складе людей. Тем самым она сводится к дифференциальной психологии. По мнению Вицлака, психодиагностика изучает вообще все психическое. В связи с этим возникает вопрос о разграничении психодиагностики и психологии человека. Кроме того, намечается тенденция к отрицанию уникальности содержания психодиагностики. Так, Гайда считает, что она изучает все то, что изучает любая другая психологическая наука. Несмотря на некоторые различия, все приведенные мнения объединяет то, что специфичность психодиагностики растворяется, и она сливается с любой другой психологической наукой. Поиски уникальности и самостоятельности предполагают расширение научной и практической ориентации психодиагностики. Психодиагностика с полным основанием может рассматриваться как научная дисциплина, выявляющая те психические особенности человека, которые позволяют прогнозировать наибольшую успешность адаптации личности к изменяющимся условиям конкретной ситуации. При этом предполагается, что в процессе совершенствования взаимоотношений с миром: природой, социумом, культурой — человек переходит от поведения в соответствии с «логикой потребностей», по Д.А.Леонтьеву, к преодолению личностных ограничений своего «Я» и поведению, соответствующему общечеловеческим ценностям, что позволяет ему приспосабливать окружающий мир к себе. Активный подход означает признание психодиагностом человека, его уникальности, своеобразия стратегий самореализации в существующем мире, а не методики. Методика превращается в средство выявления индивидуальных адаптивных возможностей и проблем их совершенствования. Ориентация на выявление психических адаптационных возможностей отдельного человека с учетом требований конкретной ситуации сближает психодиагностику с гуманистически ориентированной психологией. В самом широком смысле цель гуманистически ориентированной психологии как одной из форм психологической практики заключается в оказании психологической помощи человеку на любом этапе жизни с помощью средств и форм, соответствующих его индивидуальному психологическому складу и жизненному пути: психотерапии, психологической коррекции, индивидуального консультирования, семейного консультирования и т. д. Эффективность психологической помощи существенным образом зависит от того, насколько объединены и согласованы усилия психодиагностики и различных форм психологического консультирования в целях обеспечения психического здоровья человека. Каждая из них выполняет свои особые функции. В задачи психодиагностики входят точность и объективность определения «симптом-мишеней» для психологического консультирования. «Симптом-мишень» — это область психологических проблем человека, которая затрудняет его адаптацию к жизненно важным ситуациям, требованиям социального окружения и требованиям к самому себе, препятствует достижению личного и делового успеха, усвоению новых или преобразованию старых социальных ролей. «Симптом-мишень» может быть одним каким-либо психическим свойством. Например, при недостатке творческих способностей или невозможности их реализовать психодиагност занимается выявлением особенностей творческого потенциала в контексте жизненного пути и индивидуальности человека. Наряду с этим, «симптом-мишень» может выражаться в виде взаимосвязанных психологических проблем. И тогда работа психодиагноста будет направлена на одновременное выявление, например, мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных и многих других проявлений поведения. На каждом этапе индивидуального жизненного пути «симптом-мишень» имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями, половой принадлежностью, неординарностью человека, особенностями его деятельности. Так, если для школьника наибольший смысл имеет учеба, то можно предполагать, что «симптом-мишень» будет включать те стороны психической жизни, которые создают дефицит успешности обучения, в частности, интеллект, память, мотивацию к обучению, самооценку и отношение к другим (сверстникам, учителям, родителям). Кроме ведущего «симптома-мишени» психодиагност выделяет и сопутствующие особенности, которые в большей мере сказываются на адаптации человека к жизненным условиям, а не на результатах его деятельности. Можно считать, что успех в предпринимательской деятельности зависит не только от уровня «предпринимательского интеллекта», но и от стиля межличностных отношений, который создается предпринимателем в семье, фирме и ряде других социальных ситуаций. Знание сопутствующих «симптомов-мишеней» особенно необходимо, когда человек испытывает внутренний дискомфорт при внешней успешности и кажущейся бесконфликтности. Люди с высокими и очень высокими деловыми достижениями нередко нуждаются в психологической помощи, связанной с формированием необходимой для жизненных ситуаций самооценки и ослаблением чувства страха, тревоги перед неудачами и ошибками. Ослабление выраженности или полное и необратимое устранение внутреннего психологического и межличностного конфликтов с помощью различных форм психологического консультирования определяется точностью соответствия выбранного метода психологической помощи содержанию ведущего и сопутствующего «симптомов-мишеней», а также уровню индивидуального психического развития и личностного роста обследуемого. Поэтому можно считать, что в психологическом консультировании психодиагностика выполняет так называемую предваряющую функцию. До начала консультирования дается психологическое заключение о содержании и выраженности «симптома-мишени». Результаты индивидуального психодиагностического обследования и сопоставление их со среднестатистическими нормами (по полу, возрасту, профессиональной принадлежности) являются первым источником информации о необходимости и формах психологического консультирования. Возникает реальная возможность учитывать индивидуальный психологический портрет человека и, следовательно, менять приемы и формы консультирования, перестраивать его тактику, менять длительность и объем. Психодиагностика, взаимодействующая с психологическим консультированием, выполняет также экспертную функцию. Психодиагностические данные можно использовать для контроля за ходом и успешностью консультирования. Психодиагностика — обязательный этап выявления отсроченных позитивных и возможных негативных последствий психологического консультирования, определения «психологической цены» достигнутого душевного благополучия и психического комфорта человека. Благодаря психодиагностике консультант получает надежную обратную связь об изменениях или сохранении «симптома-мишени». В процессе консультирования психодиагностика может выполнять функцию, связанную с выявлением психических состояний, переживаний самого консультанта. Этот аспект чрезвычайно важен и с точки зрения эффективности психологической помощи, и с точки зрения этики. Ведь психологическое консультирование — это не просто временная совместная работа двух случайно встретившихся людей. В подавляющем большинстве случаев — это совместное переживание важнейших жизненных проблем, процесс вживания друг в друга, причем процесс динамичный, со множеством неожиданных отстудлений и незапрограммированных решений. Психолог должен уметь отслеживать свои переживания в ходе консультирования, диагностировать свое отношение к консультируемому, свои эмоции, энергетический потенциал, оценивать свои интеллектуальные возможности, уровень компетенции и притязания. Психодиагностика помогает и обучает консультанта наблюдать и понимать себя. Для решения задач психологического консультирования психодиагност использует в основном три способа выявления психических особенностей человека, необходимых для определения «симптома-мишени». Во-первых, это наблюдаемые в реальных жизненных ситуациях поведенческие реакции. В некоторых случаях, например, при оказании психологической помощи в раннем возрасте, данные наблюдения могут оказаться единственным источником информации о формах работы психоконсультанта. Наблюдение как целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие наблюдаемого объекта дает уникальную возможность — выявлять психические особенности человека в естественных для него условиях. Кроме того, с помощью наблюдения выявляются непроизвольные реакции человека, одновременно регистрируется вербальное и невербальное поведение, рассогласование между которыми — важнейший диагностический признак переживаемого состояния, свойственного личности. Наблюдение может предварять применение ряда других психодиагностических средств, поскольку позволяет выявить те признаки поведения, которые должны быть изменены. Результаты наблюдения используются как внешний критерий успешности психологического консультирования, который зачастую может быть единственным. Ограничения применения наблюдения в психодиагностике связаны с надежностью полученных результатов, поскольку наблюдатель вольно или невольно может серьезно искажать их. Известен ряд ошибок наблюдения, связанных с личностью наблюдателя. Например, «эффект ореола» в наблюдении определяется склонностью к обобщению поведения наблюдаемого человека. Так, наблюдение за поведением человека в нескольких жизненных ситуациях переносится на поведение этого человека вообще, во всех ситуациях и всегда. Вокруг человека возникает ореол: «умный», «общительный», «тревожный», «хвастун» и т. д. Не допускается, что один и тот же человек может быть не только общительным, но и замкнутым, не только тревожным, но и эмоционально уравновешенным, а иногда может вообще не походить на себя. Ошибка «ложного согласия» основана на том, что наблюдатель в оценке поведения человека следует мнению окружающих, сложившемуся о нем и выражающемуся в формуле «все так говорят». Эта установка ближайшего окружения может быть перенесена психологом на наблюдаемого, что не всегда соответствует действительности. Ошибка «средней тенденции» зависит от склонности ориентироваться на типичные, «среднестатистические» для каждого человека поведенческие проявления, а не на особые, отклоняющиеся от обычных, несвойственные формы, информативность которых для некоторых ситуаций может быть чрезвычайно высокой. Ошибка «первого впечатления» возникает в результате неосознанного переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого человека. Стереотипы существуют по отношению к восприятию мужчин, женщин, людей определенных национальностей, профессий, внешних данных. Так, известно, что высокий лоб у мужчин воспринимается как признак выдающегося ума, жесткие волосы — признак сурового характера, женская красота — признак глупости, французы часто воспринимаются как легкомысленные, а американцы — как практичные. «Правдивость» первого впечатления связана скорее всего с его силой. Первая встреча с неизвестным ранее человеком оставляет самый яркий след в сознании, вызывает самую сильную реакцию. Для предотвращения ошибок наблюдения психодиагност и психоконсультант должны придерживаться следующих правил: 1 — наблюдать за поведением конкретного человека достаточно длительное время; 2 — одновременно наблюдать поведенческие проявления, соответствующие какой-либо одной черте личности, а не личность во всех ее проявлениях; 3 — при наблюдении необходимо пользоваться общепринятым перечнем поведенческих проявлений, характеризующих наблюдаемые свойства личности, черты характера; 4 — наблюдать поведение, свойственное тем или иным чертам личности, а не сами черты личности, например, наблюдать речевые, мимические, пантомимические реакции тревоги, а не тревожность как свойство личности; 5 — необходимо иметь нескольких наблюдателей для наблюдения за поведением одного и того же человека. Второй способ сбора психодиагностической информации — использование различных опросников, анкет, шкал самооценки. Опросные методы занимают ведущее место в диагностике личности и, конечно, не только благодаря легкости и простоте (часто только внешним) получения нужных сведений. Широта применения опросных методов связана прежде всего с высокой диа-гностичностью и возможностями прогноза. Данные, полученные с помощью опросников, основаны на представлении человека о самом себе, своем реальном или прогнозируемом поведении в различных жизненных ситуациях. Надежность опросных средств повышается за счет того, что для диагностики того или иного свойства личности предлагается несколько сходных или разнохарактерных ситуаций путем включения в текст повторяющихся вопросов или суждений. Тем не менее опросники могут давать искажения, связанные с интеллектуальными возможностями и мотивацией человека. Надежность психологических данных, полученных с помощью опросников, снижается из-за низкого интеллектуального и общего культурного уровня обследуемых, отсутствия навыков самоанализа, использования неверных эталонов сравнения себя, в качестве которых чаще всего выступают лица из ближайшего окружения, а не человек вообще. Мотивационные искажения обусловлены осознанным или неосознанным стремлением человека соответствовать (а в случае необходимости — не соответствовать) социально желательным, общепринятым групповым и профессиональным эталонам. Выраженная мотивация социального одобрения, социального принятия может привести к искаженному завышению при самооценке таких черт, как ответственность, самодисциплина, самостоятельность, эмоциональная устойчивость. Наиболее часто занижаются интеллектуальные возможности. Мотивационная погрешность встречается преимущественно в случае экспертной психодиагностики, т. с. когда психодиагност выступает в качестве официального лица, выполняющего социальный заказ, а добровольность участия обследуемого рассматривается как само собой разумеющееся. Искажение результатов анкетирования из-за выраженного стремления к социальному признанию, поддержке может быть связано с возрастом обследуемых, их семейным положением и половой принадлежностью. В юношеском возрасте, когда особым жизненным смыслом наполняются моральные, нравственные ценности, возможна завышенная оценка свойств личности, отражающих моральную нормативность, чувство долга, социальную ответственность. У молодых людей, не вступивших в брачные отношения, возможна погрешность в оценке собственного отношения к проблемам семьи, брака, половых ориентации. Мотивационная погрешность зависит от отношения обследуемого к психологу и самому обследованию. Положительное отношение к тестированию вызывает повышение оценок тех свойств личности, которые характеризуют эмоциональную стабильность, самоконтроль. Негативное отношение сопровождается повышением подозрительности, чувства вины, подавленности. К демонстрации социально желательных форм поведения, свойств личности обычно склонны обследуемые с высокой тревожностью (воспринимающие широкий круг ситуаций как опасные, угрожающие) и гиперсоциальностью (обладающие повышенным, болезненным чувством долга, бескомпромиссные в отношениях с людьми и с собой). Мотивационная погрешность в значительной мере ослабевает, когда человек сам обращается к психодиагносту за помощью в решении своих проблем. Хотя и здесь психодиагност не застрахован от попыток симуляции и усиления каких-либо форм поведения, чаще всего выгодных обследуемому. Стремление к минимизации мотивационной погрешности заставляет психологов, разрабатывающих опросники, вводить шкалы достоверности — вопросы, провоцирующие демонстрацию социально желательных, одобряемых личностных свойств. Например, «я никогда не опаздываю на работу или свидание» или «я иногда сплетничаю». Превышение допустимого предела баллов по шкале достоверности позволяет рассматривать полученный результат обследуемого как недостоверный и требует повторного обследования. Однако, прежде чем признавать результат недействительным, необходимо проанализировать причины искажений с учетом возраста, семейного положения, доминирующих личностных черт и субъективной значимости тестирования. Третий путь получения психодиагностических данных — использование различных тестов и контролируемых экспериментальных ситуаций. Общеизвестно, что надежность и объективность тестов выше, чем наблюдений и самонаблюдений, поскольку они лишены субъективности, идущей от обследуемого или наблюдателя. При использовании тестов, экспериментальных процедур диагност контролирует фактически весь ход исследования, пытаясь поддерживать одинаковые условия для всех обследуемых. При использовании тестовых методик важно соблюдать ряд правил, повышающих их диагностические и прогностические возможности. Прежде всего, в психодиагностическом исследовании используются только валидные и надежные методики. К сожалению, в подавляющем большинстве выпускаемых сборников, альманахов, практикумов не указывается надежность и валидность методик, рекомендуемых для практической работы, что снижает доверие как к самим тестам, так и к составителям сборников. Более того, в диагностических целях нередко применяются зарубежные методики, не адаптированные для работы в отечественных культурных условиях. Результативность тестовых средств повышает стандартизация процедуры исследования. В данном случае надо иметь в виду, что обследование должно проводиться для всех обследуемых приблизительно в одно и то же время дня, в одном и том же помещении, одним и тем же диагностом. Особое внимание обращается на инструкцию к тестам. Всем обследуемым предъявляется одна и та же инструкция. Казалось бы, незначительная замена, например, «отметьте, как вы себя чувствуете в данный момент» на «как вы обычно себя чувствуете», приводит к получению данных о разных сторонах психической жизни человека: о переживаемом актуальном состоянии и относительно более устойчивых характеристиках личности. В психодиагностическом обследовании используется один и тот же стимульный материал. Не допускается предъявление одной части обследуемых, например, цветных изображений предметов для запоминания, а другой — черно-белых. Для повышения объективности и надежности тестовых данных психодиагност может прибегать к различным приемам: маскировать истинные цели тестирования или неточно и неопределенно излагать требования к обследуемому. Такой прием часто используется в проективной психодиагностике, когда психодиагност ставит перед обследуемым неопределенную задачу и не дает никаких пояснений относительно путей и способов ее достижения. Например, при выполнении задания «нарисуй свою семью» у обследуемых часто возникает вопрос, как рисовать. В таких случаях диагност не дает четкого ответа, предоставляет обследуемому право выбрать наиболее удобный для него способ самовыражения. Возможна также неожиданная постановка задачи и отвлечение внимания. При проведении ассоциативного эксперимента на фоне предъявления ряда эмоционально нейтральных для обследуемого слов диагност называет эмоционально значимые, ключевые для него слова. Отвлечение внимания достигается введением повторных заданий, вопросов, не относящихся к выявляемым личностным качествам. Нередко задача выявления истинных личностных свойств требует создания дополнительного эмоционального напряжения. Для этого используются, в частности, негативная оценка работы обследуемого, подчеркивание его неудач, промахов, а также денежная мотивация, действие неприятных раздражителей (шума, звуков и др.). Тем не менее применение тестов имеет ряд ограничений. Ведь результаты выполнения заданий зависят от многих косвенных, неучтенных причин, например, отношения к психодиагносту, негативного предшествующего опыта общения с психологами, переживаемого состояния, самочувствия, организации обследования и т. д. В большинстве случаев не учитывается мотивация обследуемого, которая зачастую никак не стимулируется в процессе выполнения тестового задания. Известно, что высокая мотивированность на достижение успеха в выполнении заданий может негативно сказаться на фактических результатах. С подобным эффектом диагност сталкивается при выявлении интеллектуальных возможностей личности, что также не учитывается при тестировании. Негативное влияние на успешность выполнения заданий может оказать и возникающая в процессе обследования тестовая тревожность. Вероятность ее возникновения особенно высока при диагностике уровня интеллекта. Наиболее часто тестовая тревожность возникает у обследуемых со средней или высокой выраженностью личностной тревожности. Все большее распространение получает проективная психодиагностика. Суть ее в том, что обследуемый помещается в ситуацию, на которую он реагирует прежде всего в зависимости от личностного смысла этой ситуации для себя, собственного видения сложившейся обстановки, своего психического состояния, прошлого жизненного опыта, собственных мотивов. Уникальность проективных методик заключается главным образом в возможности изучать личность в целом, включая неосознаваемые механизмы поведения, движущие силы поступков и действий, вытесняемых из сферы сознания. Проективная психодиагностика выявляет социально неприемлемые личностные свойства, например, агрессию, склонность ко лжи. К проективным методикам относятся «ТАТ», «пятна Роршаха», методики С. Розенцвейга, Ф. Гудинаф и др. Наибольшей популярностью пользуются методики «Нарисуй человека», «Нарисуй семью» и другие рисуночные пробы. Один из основных отличительных признаков проективного обследования заключается в том, что обследуемому показывают неструктурированный или малоструктурированный, неопределенный стимульный материал, например, чернильное пятно, цветовые карточки, эпизод разговора между людьми, вырванный из контекста и т. д. Именно неопределенность побуждает обследуемого оценивать стимул не с точки зрения его объективного содержания (например, длины световой волны), а исходя из субъективного отношения к нему, личного принятия или непринятия. Неопределенность порождает многозначность объяснений увиден-ного. Попав в неопределенную ситуацию, человек вынужден организовывать свое поведение с опорой на собственное восприятие, собственные чувства и другие качества только своей личности. Неопределенность стимула порождает и другие особенности проективной диагностики. Обследуемый получает не ограниченную ни временем, ни объемом, ни содержанием возможность ответа. Отсюда высокая вариативность индивидуальных ответов на один и тот же стимул. Тем самым проективные техники, как никакой другой психодиагностический метод, приближаются к раскрытию индивидуальности. Этому способствует также отсутствие «правильных» и «неправильных» ответов, раскрепощающее человека. Неопределенность, многозначность проективного метода усиливает специальным образом формулируемая инструкция, задача которой — максимально замаскировать цель исследования, побуждая человека неосознанно включать механизмы отождествления себя с героем методики и в то же время отказываться от присущих ему форм защиты. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|